Цель:
- повторить понятия о глаголе, как части речи;
- формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;
- выяснить роль глаголов в речи;
- развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
- воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. – Урок русского языка.
– Открывайте тетради. Запишите число классная работа.
1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)
Применяется проективный метод, когда учащиеся определяют тему урока, строят его схему. Эти действия учащихся опираются на уже имеющийся личный опыт учащихся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).
а). – Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя по общим признакам. Сколько групп получилось? Назовите.
Доска: смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.
– Запишите 3 группу: бежать, смотрел, лежит
– Кто знает, какая это часть речи? Докажите. (Вопрос обозначает действие предмета.)
б). Игра “Разгадай-ка”.
Предлагаю узнать тему урока. Для этого убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочитает слово.
П Х Г Л С Ш А Г К О
Л
Читаю стихотворение (во время работы детей).
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет,
Чистит –
Все расскажет нам… (глагол)
– Так какая тема урока? (на доску “Глагол”)
в). А глаголе вы уже что-то знаете, многое еще узнаете на последующих уроках, изучая его.
Игра “Верю – неверю” (Я пополняю кластер по вашим ответам)
1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?)
2. Обозначает действие предмета? (Да)
3. В предложении чаще всего является определением или сказуемым? (Нет, сказуемым)
4. Изменяется по числам, родам и падежам? (Нет, падежам)
г). Заполняем кластер.
2. Осмысление новой информации.
Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и роли глагола в речи. Правильность предложений проверяется по учебнику, отмечается новая информация и происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности учащихся наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнования), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами).
а). Откройте учебники С.71 прочитайте правило в рубрике “Обратите внимние”, используя “инсерт”.
“+” – новое
“-” – знал
“?” – хочу спросить
– Что знаете, вы рассказали.
– А что нового узнали? (глаголы протекают во времени)
– Может, кто-то знает какого времени бывают глаголы? (прошедшего, настоящего, будущего)
б). Скажите, ребята:
– Для чего нужны глаголы? Их роль? (для составления предложений)
– Сможем ли мы построить распространенное предложение?
– Будет ли понятно о чем сообщается? (нет, не будет понятно о чем сообщается)
– Давайте, посмотрим, как выглядит текст, без глаголов.
Доска: (записан текст без глаголов)
Вот и …(промчалось) знойное лето. …(Наступила) на землю осень и …(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками … (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни …(усыпаны) опятами. Дни …(стоят) теплые.
1. Прочитайте.
– О чем речь? Смогли ли вы точно узнать о чем говорится в предложениях из такого сообщения? Вставьте глаголы, которые подходят по смыслу предложений. Прочитайте полученный текст. Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного).
– Запишите 2 первых предложения. Каким членом предложения являются глаголы. Подчеркните двумя прямыми линиями.
2. Проверка (Какие слова подчеркнули?)
в). Физминутка.
3. Первичное закрепление
а). С. 71 упражнение 1.
– Задание: прочитайте текст; выпишите 4 глагола (добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться)
б). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?
- Поможет ответить на вопрос пословица.
Устами младенца глаголет истина.
– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?
в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.
г). Работа над развитием речи и внимания.
– Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?
Говорить в глаза
Спилить дерево
Съесть помидор
Спешить на работу
– Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).
– Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).
– Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.
Взаимопроверка.
д). Физминутка для глаз (таблица Базарного).
Предлагаю включить воображение и выполнить движение по таблице (по стрелкам).
Посмотрите все на луг,
Вправо, влево бежит жук,
Летит куда-то стрекоза
А навстречу ей пчела.
Облетел владенья шмель.
Работой занят муравей. (Сели)
е). Работа в парах.
На партах лежат карточки.
Задание: поработать в парах, обсудить и выполнить задание.
Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.
1 карточка.
А рядом, у проталинки
В тр..ве между к..рней
Б..жит, струится маленький
Серебряный ручей.
2 карточка
Кругом р..са медвяная
Сп..лзает по р..ке,
Под нею зел..нь пряная
Сияет в серебре.
3 карточка
Черепуха душистая
С в..сною расцв..ла
И ветви з..л..тисные
Что кудри зав..ла.
Проверка:
Прочитайте глаголы в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).
Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).
Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).
Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)
А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных я проверю сама, проверяя тетради.
e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.
С.72 упражнение 2– самостоятельная работа по вариантам
I в – 1,2. II в – 3,4
Задание: Записать в 2 столбика
Дополнительно: С любым словом составить предложение.
Моя кошка любит греться на солнышке, при этом тихо мурлыкает. Когда кошку гладить, они начинает мурдыкать.
Проверка (взаимопроверка).
ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.
Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.
Итог игры: Кто больше?
III. Рефлексия
Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы.
- Устная
- Вы сегодня много работали по теме.
- Как вы думаете, мы достигли цели урока: научились определять глаголы, отличать их от других частей речи?
- Каждый воспринимает информацию по-своему.
- Какие бы вы вопросы могли задать по теме урока? (Вы задали “тонкие” вопросы).
- Тема “Глагол” – 1 урок, а мы вот повторили и узнали, чтонам необходимо будет узнать на последующих уроках… (таблица).
- А сейчас отметьте цветным карандашом как было комфортно
К – трудно.
Ж – не очень.
З – легко.
- Оценки
- Домашнее задание С. 71-72 правило,
а) упражнение 3,
б) упражнение 4
Всем спасибо!