Цели: познакомить с произведением, продолжать обучению анализа произведения.
Оборудование урока: выставка книг, ноутбук, презентация, карточки с домашним заданием на каждого ученика.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
– Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят? (высказывания детей).
Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра.
– Ребята на прошлом уроке мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали их современники.
– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин?
– В.И.Даля.
СЛАЙД 1.
– Вам известно это имя? (В.И.Даль составитель Толкового словаря русского языка. В этом словаре представлены около 200 тысяч слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок).
Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке В.И.Даля.
– Что такое обработка народной сказки писателем ? (Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства. Сохраняет сюжет, героев сказки, идею).
– Рассмотрите иллюстрацию к сказке на экране.
СЛАЙД 2
– Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (высказывания детей)
– Прочитайте название сказки. Вас заинтересовала сказка? Чем?
– А как вы думаете, состоится ли война?
– Давайте проверим свои догадки при чтении.
Самостоятельное чтение сказки .(подчеркните в тексте карандашом непонятные для вас слова)
– Какие незнакомые слова встретились?(высказывания детей)
СЛАЙД 3
– До урока я попросила Кристину поработать со словарем В.И.Даля и найти этим словам объяснение.
СЛАЙД 4
(Кичливая – хвастливая)
– Что необычно в этой сказке?(высказывания учащихся)
– Какую мысль хотел донести автор, рассказывая эту сказку?(высказывания учащихся)
– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?
(Но, к сожалению, войны происходят, есть причина, так считают.)
– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? (Он считает, что ягоды наряднее, красивее, полезнее…)
– Зачитайте в тексте: (Вишь, что их уродилось…)
– Посмотрите на экран:
СЛАЙД 5
– А по вашему мнению наряднее грибы или ягоды? (высказывания детей)
– Сколько людей, столько и мнений. Одни считают ягоды наряднее, полезнее. Другие думают – грибы.
– Вспомните какие грибы призвал на помощь Боровик?(волнушки, опёнки, сморчки, грузди)
СЛАЙД 6
– Как отреагировали волнушки? Зачитайте.
– Как откликнулись опёнки?
– Что сказали сморчки?
– Зачитайте, что ответили грузди на просьбу Боровика?(Мы грузди, братья дружны…)
– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.
– Кто помешал замыслу грибов?
– Варвара.
– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес?(ей нужны были грибы)
– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит?(Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)
– Стоило ли из-за этого начинать войну?(К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)
ФИЗМИНУТКА.
– Ребята, эта сказка удачна для инсценирования, но мы прочитаем её по ролям, а инсценировать вы сможете на следующем уроке. Это будет одно из домашних заданий. И кто выберет для себя данный вид работы, те ребята подойдут ко мне, и мы вместе распределим роли.
Чтение сказки по ролям.
– Правда, ребята, интересней звучит сказка при чтении по ролям?
– Что вы услышали в конце сказки?(Слова рифмуются.)
– В каком литературном жанре присутствует рифма?(В стихотворном.)
– Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы.
– Я называю слово, а вы отвечайте хором.
волнушки – в кадушки
опёнки – в бочонки
сморчки – в бурачки
груздки – в кузовки
– Ребята, как вы думаете, почему речь простых людей часто оживлялась песней, шуткой, прибауткой?(высказывания)
– В сказке есть просторечные слова, которые мы стараемся не употреблять в речи. Отыщите их.(Вишь, прёт, помочь, скликать, отказалися, сподряд, сидючи, глядючи…) Но они были характерны для того времени, когда жил В.И.Даль.
ИТОГ:
– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку?(Жить нужно дружно, нельзя драться, относиться друг к другу по доброму…)
– Я вижу, что В.И.Далю удалось донести до вас идею сказки.
Домашнее задание.СЛАЙД 7
– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий.
– Ребята, давайте закончим наш урок пословицами о дружбе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.