Обобщающий урок для 5-го класса "История Древней Греции"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели урока:

образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции;

развивающие: формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты; логически мыслить, высказывать свою точку зрения;

воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, бережно относящуюся к памятникам культуры.

Оборудование урока: презентация.

ХОД УРОКА

Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по истории Древней Греции, мы вспомним основные события этой удивительной страны, ее славных героев, восхитимся памятниками греческой культуры и подумает над вопросом, КАКОЙ ВКЛАД ВНЕСЛА ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Для начала давайте вспомним, где располагалась Древняя Греция.

(На слайде изображение Балканского полуострова.) Учащиеся должны ответить на вопросы.

  1. Как назывался полуостров, где располагалась Греция? (Балканский)
  2. Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная)
  3. Какие моря омывают Грецию? (Ионическое, Эгейское)

Представьте, что мы прибыли в Грецию (в порт ПИРЕЙ). Климат теплый, местность гористая. Больших рек в Греции практически не было.

ЗАДАНИЕ 1
“Хозяйство древних греков”

Внимательно прослушать текст и назвать, о каком продукте или изделии идет речь.

  1. На склонах холмов в большом изобилии выращивали этот продукт. Из его сока делали великолепное вино, которое пили в сильноразбавленном виде, утоляя жажду. (ВИНОГРАД)
  2. Это вечнозеленое небольшое дерево с искривленным стволом и серебристыми листьями живет 250 лет, а плоды дает только на 16-18 год. Греки ели эти плоды свежими, солеными, маринованными. (ОЛИВКИ)
  3. В Греции очень мало плодородных равнин, полноводных рек, обильных источников, поэтому практически нет условий для выращивания этого продукта. Его как правило привозили из черноморских колоний. (зерновые, пшеница, рожь)
  4. Какие изделия ремесленников пользовались большой славой? (вазы, мраморные статуи, изделия из серебра – браслеты, серьги, кубки)

Однажды в разговоре спартанец Демерат с персидским царем Ксерксом сказал:

“Бедность в Элладе существовала с незапамятных времен, тогда как доблесть преобретена врожденной мудростью и суровыми законами. И этой-то доблестью Эллада спасается от бедности и тирании”.

ЗАДАНИЕ 2
“Узнай событие”

Вариант 1 

594 г. до н.э 490 г до н.э 480 г . до н.э 776 г до н.э
  •  594 г до н.э – реформы Солона.
  • 490 г. до н.э – Марафонская битва.
  • 480 г .до н.э – Саламинское сражение.
  • 776 г до н.э – первые олимпийские игры.

Вариант 2

  1. В этот период глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. На время этого события запрещались войны между враждующими городами Греции. В небольшой городок, расположенный в Южной Греции, добирались морем или сухопутными дорогами. Приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех городов Греции включая колонии. (ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ)
  2. “ Радуйтесь, мы победили!” – чуть слышно произнес воин и пал мертвым: его серце не выдержало огромного напряжения. (Марафонская битва)
  3. Афиняне в гневе убили этих послов, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “ Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!”. (Так расправились с послами персидского царя Дария 1, который требовал земли и воды, т.е. полной покорности)
  4. Это был единственный на суше путь, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию. Объединенное войско под командованием спартанского царя Леонида преградило путь персам. Именно здесь триста спартанце совершили подвиг , оставшийся в веках. (Бой в Фермопильском ущелье)
  5. “ Сперва стояло твердо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же – все тогда погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мертвых – скрылась гладь морская” Эсхил. (Саламинское сражение)
  6. Афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в этом проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей… Долго спорили греки. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным. (Саламинское сражение)

ЗАДАНИЕ 3
“Викторина имен”

Из предложенных имен 1 вариант записывает имена реальных людей, а 2 вариант тех, кто известен из мифов.

Солон
Геракл
Деметра
Дарий 1
Посейдон
Ксеркс
Мильтиад
Афина
Артемида
Фемистокл
Солон
Ахиллес
Гомер
Прометей

Реальные исторические деятели

Герои мифов

Солон

Дарий 1

Ксеркс

Мильтиад

Фемистокл

Солон

Гомер

 

Геракл

Деметра

Артемида

Посейдон

Афина

Ахиллес

Прометей

 ЗАДАНИЕ 4
“Копилка слов”

В нашей повседневной жизни мы часто используем слова, которые имеют греческое происхождение. Вам необходимо выслушать определение и назвать само понятие.

  1. Власть народа – ДЕМОКРАТИЯ.
  2. Краткая и точная речь – ЛАКОНИЧНАЯ РЕЧЬ.
  3. Город – ПОЛИС.
  4. Военачальник – СТРАТЕГ.
  5. Сопровождающий ребенка – ПЕДАГОГ.
  6. Упражняю, тренирую – ГИМНАСТИКА.
  7. Зрелище – ТЕАТР.
  8. “Песнь козлов” – ТРАГЕДИЯ.
  9. Место, где собираются музы – МУЗЕЙ.

ЗАДАНИЕ 5
“Крылатые слова”

Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название восходит к Гомеру, в поэмах которого (“Илиада” и “Одиссея”) оно встречается много раз. Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

  • АХИЛЛЕСОВА ПЯТА – легко уязвимая сторона какого-нибудь человека (или какого-нибудь дела)
  • АВГИЕВЫ КОНЮШНИ – переносно означает запущенное, загрязненное помещение, а также беспорядок, который трудно устранить.
  • АРИАДНИНА НИТЬ – путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос.
  • ДРАКОНОВЫ МЕРЫ (ЗАКОНЫ) – крайне жестокие, беспощадные меры
  • ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ – так серьезно или в шутку называют очень красивую женщину.
  • КАНУТЬ В ЛЕТУ – навсегда исчезнуть, быть забытым
  • МЕЖДУ СЦИЛОЙ И ХАРИБДОЙ – находится между опасностями, грозящими с двух сторон.
  • ОДИССЕЯ – долгие странствия, страдания, муки, приключения.
  • ЯБЛОКО РАЗДОРА – причина ссоры, раздора, то, что порождает разногласия, вражду, неприязнь.

ЗАДАНИЕ 6
“ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ”

Говоря об истории Древней Греции мы не можем обойти своим внимание древнегреческую культуру. Греки гордились своими достижениями в области культуры ( храмами, скульптурами и т.д.). И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим.

Назовите достижения древнегреческой культуры

  • театр;
  • олимпийские игры;
  • скульптура;
  • архитектура;
  • алфавит;
  • науки;
  • изделия ремесла и т.д.

Здания похожие на древнегреческие окружают нас в наше время. Назовите здания похожие на греческие в нашем городе…

  • Театр оперы и балета им.Джалиля.
  • КГУ.

История древней Греции – это важный этап в развитии общества. Недаром говорят:

“Колыбель человечества – это Египет, а “детство” человечества – это Греция.”

Греки были большими патриотами, и мы должны быть таким: любить свое отечество, заботиться о нем. Как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский, “для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество”.

Каждый пусть будет,
По-своему, греком!
Но только пусть будет!

И.-В. Гете

ВИКТОРИНА
“ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ”

  1. Кто мог стать участником Олимпийских игр? (эллины, кроме женщин и рабов)
  2. Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер)
  3. Кто мог стать гражданином афинского государства? (уроженцы Аттики)
  4. Назовите мифического царя, хозяина 5000 быков? (Авгий)
  5. Бог искусства у древних греков? (Аполлон)
  6. Какой бог изготовил доспехи герою “Илиады” Ахиллу? (Гефест)
  7. Сколько дней продолжалась Олимпиада? (пять)
  8. Как звали персидского царя, вторгшегося в Элладу и пытавшегося высечь море? (Ксеркс)
  9. Назовите гору, где по преданию обитали греческие боги. (Олимп)
  10. как звали бога моря в греческой мифологии? (Посейдон)
  11. Назовите ущелье в Греции, где совершили свой знаменитый подвиг 300 спартанцев во главе с Леонидом. (Фермопилы)
  12. Кто отменил долговое рабство в Афинах? (Солон)

И у нас появилась возможность отправить СМС родителям, где вы можете одним, двумя словами охарактеризовать, чем запомнилась вам Греция.

Например, ГРЕЦИЯ – ЭТО СТРАНА ВЕЛИКОГО ГОМЕРА. (Далее учащиеся должны попытать дать свои варианты)

Греция – это море и бухты; это величественные Афины; это Олимпийские игры; это Акрополь; это страна Солона, Сократа; это демократия; это театр; это олимпийские боги; это………………

 Литература

  1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб.для 5 кл. -М.:Просвещение, 2000.
  2. Арсланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки . – М.:ВАКО, 2005
  3. Крылатые слова. – М.: “Детская литература”, 1979
  4. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. – М.:Просвещение, 1990
  5. Петрович В.Г. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002.