Цели урока:
образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции;
развивающие: формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты; логически мыслить, высказывать свою точку зрения;
воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, бережно относящуюся к памятникам культуры.
Оборудование урока: презентация.
ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по истории Древней Греции, мы вспомним основные события этой удивительной страны, ее славных героев, восхитимся памятниками греческой культуры и подумает над вопросом, КАКОЙ ВКЛАД ВНЕСЛА ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Для начала давайте вспомним, где располагалась Древняя Греция.
(На слайде изображение Балканского
полуострова.) Учащиеся должны ответить на
вопросы.
Представьте, что мы прибыли в Грецию (в порт ПИРЕЙ). Климат теплый, местность гористая. Больших рек в Греции практически не было.
ЗАДАНИЕ 1
“Хозяйство древних греков”
Внимательно прослушать текст и назвать, о каком продукте или изделии идет речь.
- На склонах холмов в большом изобилии выращивали этот продукт. Из его сока делали великолепное вино, которое пили в сильноразбавленном виде, утоляя жажду. (ВИНОГРАД)
- Это вечнозеленое небольшое дерево с искривленным стволом и серебристыми листьями живет 250 лет, а плоды дает только на 16-18 год. Греки ели эти плоды свежими, солеными, маринованными. (ОЛИВКИ)
- В Греции очень мало плодородных равнин, полноводных рек, обильных источников, поэтому практически нет условий для выращивания этого продукта. Его как правило привозили из черноморских колоний. (зерновые, пшеница, рожь)
- Какие изделия ремесленников пользовались большой славой? (вазы, мраморные статуи, изделия из серебра – браслеты, серьги, кубки)
Однажды в разговоре спартанец Демерат с персидским царем Ксерксом сказал:
“Бедность в Элладе существовала с незапамятных времен, тогда как доблесть преобретена врожденной мудростью и суровыми законами. И этой-то доблестью Эллада спасается от бедности и тирании”.
ЗАДАНИЕ 2
“Узнай событие”
Вариант 1
594 г. до н.э | 490 г до н.э | 480 г . до н.э | 776 г до н.э |
- 594 г до н.э – реформы Солона.
- 490 г. до н.э – Марафонская битва.
- 480 г .до н.э – Саламинское сражение.
- 776 г до н.э – первые олимпийские игры.
Вариант 2
- В этот период глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. На время этого события запрещались войны между враждующими городами Греции. В небольшой городок, расположенный в Южной Греции, добирались морем или сухопутными дорогами. Приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех городов Греции включая колонии. (ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ)
- “ Радуйтесь, мы победили!” – чуть слышно произнес воин и пал мертвым: его серце не выдержало огромного напряжения. (Марафонская битва)
- Афиняне в гневе убили этих послов, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “ Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!”. (Так расправились с послами персидского царя Дария 1, который требовал земли и воды, т.е. полной покорности)
- Это был единственный на суше путь, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию. Объединенное войско под командованием спартанского царя Леонида преградило путь персам. Именно здесь триста спартанце совершили подвиг , оставшийся в веках. (Бой в Фермопильском ущелье)
- “ Сперва стояло твердо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же – все тогда погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мертвых – скрылась гладь морская” Эсхил. (Саламинское сражение)
- Афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в этом проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей… Долго спорили греки. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным. (Саламинское сражение)
ЗАДАНИЕ 3
“Викторина имен”
Из предложенных имен 1 вариант записывает имена реальных людей, а 2 вариант тех, кто известен из мифов.
Солон
Геракл
Деметра
Дарий 1
Посейдон
Ксеркс
Мильтиад
Афина
Артемида
Фемистокл
Солон
Ахиллес
Гомер
Прометей
Реальные исторические деятели |
Герои мифов |
Солон Дарий 1 Ксеркс Мильтиад Фемистокл Солон Гомер |
Геракл Деметра Артемида Посейдон Афина Ахиллес Прометей |
ЗАДАНИЕ 4
“Копилка слов”
В нашей повседневной жизни мы часто используем слова, которые имеют греческое происхождение. Вам необходимо выслушать определение и назвать само понятие.
- Власть народа – ДЕМОКРАТИЯ.
- Краткая и точная речь – ЛАКОНИЧНАЯ РЕЧЬ.
- Город – ПОЛИС.
- Военачальник – СТРАТЕГ.
- Сопровождающий ребенка – ПЕДАГОГ.
- Упражняю, тренирую – ГИМНАСТИКА.
- Зрелище – ТЕАТР.
- “Песнь козлов” – ТРАГЕДИЯ.
- Место, где собираются музы – МУЗЕЙ.
ЗАДАНИЕ 5
“Крылатые слова”
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название восходит к Гомеру, в поэмах которого (“Илиада” и “Одиссея”) оно встречается много раз. Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.
- АХИЛЛЕСОВА ПЯТА – легко уязвимая сторона какого-нибудь человека (или какого-нибудь дела)
- АВГИЕВЫ КОНЮШНИ – переносно означает запущенное, загрязненное помещение, а также беспорядок, который трудно устранить.
- АРИАДНИНА НИТЬ – путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос.
- ДРАКОНОВЫ МЕРЫ (ЗАКОНЫ) – крайне жестокие, беспощадные меры
- ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ – так серьезно или в шутку называют очень красивую женщину.
- КАНУТЬ В ЛЕТУ – навсегда исчезнуть, быть забытым
- МЕЖДУ СЦИЛОЙ И ХАРИБДОЙ – находится между опасностями, грозящими с двух сторон.
- ОДИССЕЯ – долгие странствия, страдания, муки, приключения.
- ЯБЛОКО РАЗДОРА – причина ссоры, раздора, то, что порождает разногласия, вражду, неприязнь.
ЗАДАНИЕ 6
“ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ”
Говоря об истории Древней Греции мы не можем обойти своим внимание древнегреческую культуру. Греки гордились своими достижениями в области культуры ( храмами, скульптурами и т.д.). И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим.
Назовите достижения древнегреческой культуры
- театр;
- олимпийские игры;
- скульптура;
- архитектура;
- алфавит;
- науки;
- изделия ремесла и т.д.
Здания похожие на древнегреческие окружают нас
в наше время. Назовите здания похожие на
греческие в нашем городе…
История древней Греции – это важный этап в развитии общества. Недаром говорят:
“Колыбель человечества – это Египет, а “детство” человечества – это Греция.”
Греки были большими патриотами, и мы должны быть таким: любить свое отечество, заботиться о нем. Как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский, “для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество”.
Каждый пусть будет,
По-своему, греком!
Но только пусть будет!
И.-В. Гете
ВИКТОРИНА
“ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ”
- Кто мог стать участником Олимпийских игр? (эллины, кроме женщин и рабов)
- Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер)
- Кто мог стать гражданином афинского государства? (уроженцы Аттики)
- Назовите мифического царя, хозяина 5000 быков? (Авгий)
- Бог искусства у древних греков? (Аполлон)
- Какой бог изготовил доспехи герою “Илиады” Ахиллу? (Гефест)
- Сколько дней продолжалась Олимпиада? (пять)
- Как звали персидского царя, вторгшегося в Элладу и пытавшегося высечь море? (Ксеркс)
- Назовите гору, где по преданию обитали греческие боги. (Олимп)
- как звали бога моря в греческой мифологии? (Посейдон)
- Назовите ущелье в Греции, где совершили свой знаменитый подвиг 300 спартанцев во главе с Леонидом. (Фермопилы)
- Кто отменил долговое рабство в Афинах? (Солон)
И у нас появилась возможность отправить СМС родителям, где вы можете одним, двумя словами охарактеризовать, чем запомнилась вам Греция.
Например, ГРЕЦИЯ – ЭТО СТРАНА ВЕЛИКОГО ГОМЕРА. (Далее учащиеся должны попытать дать свои варианты)
Греция – это море и бухты; это величественные Афины; это Олимпийские игры; это Акрополь; это страна Солона, Сократа; это демократия; это театр; это олимпийские боги; это………………
Литература
- Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб.для 5 кл. -М.:Просвещение, 2000.
- Арсланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки . – М.:ВАКО, 2005
- Крылатые слова. – М.: “Детская литература”, 1979
- Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. – М.:Просвещение, 1990
- Петрович В.Г. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002.