Образовательные задачи:
- Обучающая
- формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к живому слову;
- продолжать упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча - ща.
- Развивающая - развивать речь учащихся, умение видеть изучаемую орфограмму и графически её обозначать.
- Воспитательные - воспитывать аккуратность в работе, уважение друг к другу, чувство товарищества.
Оборудование:
- картинка Карлсона,
- чайник,
- часы,
- карточки с пропущенными буквами в словах,
- буквы "а" для вставки в слова,
- картинка растение - щавель,
- картинка часового,
- цветок для рефлексии.
- Содержание урока
1. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов начать урок?
Ты всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
2. Каллиграфическая минутка.
-Сегодня на уроке с нами в путешествие по страничке русского языка отправиться "мужчина в полном расцвете сил". (слайды №1-№3)
- Кто это? Вывешиваю картинку - Карлсона.
- Верно, Карлсон попросил нас разобраться в некоторых заданиях, которые его смущают.
- Откроем тетради, запишем число
- Угадайте, какую букву мы будем сегодня повторять.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
- С какой буквы начинается отгадка? (ответ)
- Какая опасность нас встретила в слове снежинка? (ответ)
- Напишем красиво в тетради это сочетание. (показ написания сочетания, слайд №4)
Пишу на доске, дети в тетради
3. Словарная работа.
-Допишите слова, вставьте пропущенные буквы:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов вдруг буквы откусили,
К себе в норку утащили.
- Открываю запись. (слова записаны на доске, 1 уч. у доски)
- Какие это слова? Назовите.
- Запишите в тетрадь.
- Какие из этих слов нельзя перенести? Почему? (ответ)
- Разделите основные слова. Но сначала вспомните, как делятся для переноса слова с удвоенными согласными.
- С первыми заданиями справились и Карлсон доволен вашей работой. (проверка- слайд №4)
4. Проверка дом. задания.
Упражнение № 153
- Какую орфограмму встретили, выполняя упр. № 153 (ответ)
- Что такое орфограмма? (ответ) (индивидуальная работа - карточка №1)
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим работу над написанием слов с буквосочетаниями - ча -, и - ща -.
5. Закрепление изученного.
- Карлсон любит очень шалить, он записывал слова и вот что у него получилось. (слова записаны на доске, закрыты)
- Прочитайте. Слайд №5
Удачя, рощя, чяйка, угощать, свеча, чяйник, пищять, встречя, пища, печять.
- Что забыл Карлсон? (ответ)
- Какое правило забыл Карлсон? (ответ)
- Нужно исправить ошибки, работаем по цепочке с записью в терадь.
6. Физминутка.
"Избушка" (проводит ученик)
7. Работа по учебнику.
Самостоятельная работа:
- Откройте учебник по закладке, найдите стр. 104, Упр. № 171
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
8. Проверка. (фронтально)
- Найдите слова с суффиксом - ищ -, прочитай.
- Что общего у всех слов с суффиксом -ищ-
9. Работа над пройденным материалом. (слайд №6, №7)
- Посмотрите на доску у Карлсона опять затруднения.
- Он не знает, что делать со словами.
Ч*й Ч*йник
Ч*епитие
Ч*йка
Ч*с Ч*сы
Ч*совой
Ч*совщик
- Давайте поможем ему вставить пропущенную букву в слова. (вставляют карточку -а-, -я-.)
- Все ли слова в 1 столбике однокоренные? Почему? Какой корень?
- Петя придумал предложение:
Часовой стоял на часах.
- Петя и Вова представили разные картины. Почему? (Слайд №8)
- Давайте объясним Пете и Вове значение слов, и нашему гостю.
- -Кто же такой часовой и часовщик?
- Я думаю Карлсон тоже понял значение слов и, наверное, не перепутает врема, когда его пригласят в гости на юбилей нашего района.
- Сколько лет нашему району ?
- Когда День рождения района?
10. Комментированное письмо. (слайд №8)
Часовой стоял на часах.
11. Знакомство с новым словом (Слайд №9). - Коллективная работа
- Ребята, Карлсон очень любит покушать, но из какого растения приготовлено блюдо он не знает, помогите ему.
- Кто знает это растение? (ответ)
- Прочитаем это слово все вместе по этапам:
Про себя
Щавель, щи из щавеля, щавелевый суп, щавелевое варенье.
Шепотом
Соседу
Вслух
1. Повторное чтение.
- Прочитайте ещё раз друг другу.
2. Запись слов с ударением.
12. Итог урока.
Домашнее задание. Упр №156, стр. 70, дидактический. материал.
Оценки за урок.
Релаксация.
Цветок с лепестками: красный, желтый, синий.
- Красный - понравился
- Жёлтый - не очень
Урок окончен. Слайд №10.