Конспект урока по русскому языку "Упражнение в написании буквосочетаний ча – ща. Развитие орфографических умений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Образовательные задачи:

  • Обучающая
    • формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к живому слову;
    • продолжать упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча - ща.
  • Развивающая - развивать речь учащихся, умение видеть изучаемую орфограмму и графически её обозначать.
  • Воспитательные - воспитывать аккуратность в работе, уважение друг к другу, чувство товарищества.

Оборудование:

  • картинка Карлсона,
  • чайник,
  • часы,
  • карточки с пропущенными буквами в словах,
  • буквы "а" для вставки в слова,
  • картинка растение - щавель,
  • картинка часового,
  • цветок для рефлексии.
  • Содержание урока

1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Готов начать урок?
Ты всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

2. Каллиграфическая минутка.

-Сегодня на уроке с нами в путешествие по страничке русского языка отправиться "мужчина в полном расцвете сил". (слайды №1-№3)

Приложение 1

- Кто это? Вывешиваю картинку - Карлсона.

- Верно, Карлсон попросил нас разобраться в некоторых заданиях, которые его смущают.

- Откроем тетради, запишем число

- Угадайте, какую букву мы будем сегодня повторять.

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

- С какой буквы начинается отгадка? (ответ)

- Какая опасность нас встретила в слове снежинка? (ответ)

- Напишем красиво в тетради это сочетание. (показ написания сочетания, слайд №4)

Пишу на доске, дети в тетради

3. Словарная работа.

-Допишите слова, вставьте пропущенные буквы:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки,

От слов вдруг буквы откусили,

К себе в норку утащили.

- Открываю запись. (слова записаны на доске, 1 уч. у доски)

- Какие это слова? Назовите.

- Запишите в тетрадь.

- Какие из этих слов нельзя перенести? Почему? (ответ)

- Разделите основные слова. Но сначала вспомните, как делятся для переноса слова с удвоенными согласными.

- С первыми заданиями справились и Карлсон доволен вашей работой. (проверка- слайд №4)

4. Проверка дом. задания.

Упражнение № 153

- Какую орфограмму встретили, выполняя упр. № 153 (ответ)

- Что такое орфограмма? (ответ) (индивидуальная работа - карточка №1)

Приложение 2

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим работу над написанием слов с буквосочетаниями - ча -, и - ща -.

5. Закрепление изученного.

- Карлсон любит очень шалить, он записывал слова и вот что у него получилось. (слова записаны на доске, закрыты)

- Прочитайте. Слайд №5

Удачя, рощя, чяйка, угощать, свеча, чяйник, пищять, встречя, пища, печять.

- Что забыл Карлсон? (ответ)

- Какое правило забыл Карлсон? (ответ)

- Нужно исправить ошибки, работаем по цепочке с записью в терадь.

6. Физминутка.

"Избушка" (проводит ученик)

7. Работа по учебнику.

Самостоятельная работа:

- Откройте учебник по закладке, найдите стр. 104, Упр. № 171

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

8. Проверка. (фронтально)

- Найдите слова с суффиксом - ищ -, прочитай.

- Что общего у всех слов с суффиксом -ищ-

9. Работа над пройденным материалом. (слайд №6, №7)

- Посмотрите на доску у Карлсона опять затруднения.

- Он не знает, что делать со словами.

Ч*й

Ч*йник

Ч*епитие

Ч*йка

Ч*с

Ч*сы

Ч*совой

Ч*совщик

- Давайте поможем ему вставить пропущенную букву в слова. (вставляют карточку -а-, -я-.)

- Все ли слова в 1 столбике однокоренные? Почему? Какой корень?

- Петя придумал предложение:

Часовой стоял на часах.

- Петя и Вова представили разные картины. Почему? (Слайд №8)

- Давайте объясним Пете и Вове значение слов, и нашему гостю.

- -Кто же такой часовой и часовщик?

- Я думаю Карлсон тоже понял значение слов и, наверное, не перепутает врема, когда его пригласят в гости на юбилей нашего района.

- Сколько лет нашему району ?

- Когда День рождения района?

10. Комментированное письмо. (слайд №8)

Часовой стоял на часах.

11. Знакомство с новым словом (Слайд №9). - Коллективная работа

- Ребята, Карлсон очень любит покушать, но из какого растения приготовлено блюдо он не знает, помогите ему.

- Кто знает это растение? (ответ)

- Прочитаем это слово все вместе по этапам:

Про себя

Щавель, щи из щавеля, щавелевый суп, щавелевое варенье.

Шепотом

Соседу

Вслух

1. Повторное чтение.

- Прочитайте ещё раз друг другу.

2. Запись слов с ударением.

12. Итог урока.

Домашнее задание. Упр №156, стр. 70, дидактический. материал.

Оценки за урок.

Релаксация.

Цветок с лепестками: красный, желтый, синий.

  • Красный - понравился
  • Жёлтый - не очень

Урок окончен. Слайд №10.

Презентация.