О демографии и глобальном потеплении на Земле не говорит только ленивый. Абсолютно все считают себя большими специалистами в этих вопросах.
Правительство озабочено снижением рождаемости в стране: кто будет работать на производстве через 20 лет? Кто будет охранять границы нашего государства? Сохранится ли само государство? Национальные проекты « Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье», «Развитие АПК» призваны решить, в том числе, и демографические проблемы России. Население бурно обсуждает введение материнского капитала. Местные власти Сосновогорского района республики Коми утвердили положение о так называемом «отцовском капитале».
Однако вопросы демографии волнуют не только наших современников. Вопросами воспроизводства населения занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. С полным основанием М. В. Ломоносова надо считать основоположником отечественной демографии. В своем письме к графу И. И. Шувалову - одному из наиболее влиятельных вельмож двора Елизаветы Петровны, он подробно останавливается на вопросе «О размножении и сохранении Российского народа». Употребляя современную терминологию, это письмо можно назвать трактатом по демографии [1].
Основы демографии как науки изучаются в курсе « География России». Этот раздел географии вызывает неизменно большой интерес у учащихся. При изучении темы «География населения России» формируются новые понятия: «рождаемость», «смертность», «естественный прирост», «миграции», «урбанизация» и др.
Проект «Восстановление истории семей»
Демографический энциклопедический словарь отмечает, что семья, как важнейшая социальная ячейка, является объектом исследования многих общественных наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения.
Основным источником данных о семье служат переписи населения, выборочные демографические обследования и эмпирические социологические исследования. В исторической демографии сведения получают из метрических или приходских книг с помощью метода восстановления истории семей. Метод восстановления истории семей позволяет реконструировать историю семей с целью изучения эволюции процессов воспроизводства населения.
Разрабатывая проект «Восстановление истории семей» учитель ставит перед собой следующие цели:
- показать учащимся приемы демографических исследований;
- приобщить учащихся к исследовательской работе;
- выявить наиболее талантливых учащихся;
- развивать интерес к предмету;
Проект состоит из 4 этапов.
1 этап – поисковый.
Задачей на данном этапе работы для каждого учащегося является:
- проследить как можно дальше историю своей семьи;
- составить банк данных на своих ближайших родственников
Так как в условиях школы мы не имеем доступа к архивным материалам, мы провели исследование семей учащихся восьмых классов на основе составления родословных до четвертого поколения (Приложение 1) и анкетирования родственников.
Анкеты содержали пять вопросов:
- Ф.И.О.
- Дата рождения и место рождения.
- Количество братьев и сестер.
- Образование.
- Место работы.
Каждый ученик кроме родословной заполнил 15 анкет на себя и своих ближайших, родственников.
Образующийся массив семейных бланков содержит по каждой семье имена, даты и места рождения, количество детей в семье, сведения о профессии и социальном статусе.
2 этап – исследовательский.
Задачами этапа являются:
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- формирование навыков использования ИКТ;
На данном этапе происходит деление класса на группы, выбор темы исследования для каждой группы. У каждой группы формируется банк данных, который состоит из родословных учащихся, анкет родственников, литературы и интернет-ресурсов по теме.
3 этап – технологический.
Главной задачей является развитие умений пользоваться методами научного исследования.
Обобщение полученных данных позволяет установить среднюю рождаемость в четырёх поколениях, разработать собственные статистические таблицы, построить графики и диаграммы, картосхемы (Приложение 2).
4 этап – результативно-оценочный.
Результатом проекта должны стать итоговые творческие работы по результатам исследований и презентации.
По итогам работы проводится урок-конференция, в ходе которого мы отвечаем на проблемные вопросы:
- как влияет городской образ жизни на рождаемость?
- существует ли связь между образовательным уровнем женщины и количеством детей в семье?
- кто может считать себя настоящим горожанином?
- где искать корни сегодняшних саратовцев?
На выступление каждой группе предоставляется 5-7 минут.
Критерии оценки работы учащихся:
- «5» - подготовка итоговой работы, создание презентации;
- «4» - участие в сборе теоретического материала или в подготовке презентации;
- «3» - предоставление первичного материала.
Работа по составлению родословных вызвала большой интерес у учащихся и их родных. В современном ритме жизни многие не обращаются к истории своей семьи, а наша работа позволила лучше узнать свои исторические корни. Ребята подошли к работе творчески и с большим интересом. В сборе материала принимали участие родители, бабушки и дедушки. Большинство откликов о работе над восстановлением истории семей были положительными.
Данный проект отражает проблемы современной реальной жизни, имеет практическую и познавательную значимость. Необходимо отметить возможности использования материалов проекта для участия в конкурсах и конференциях. Изменив вопросы анкеты можно изменить и тематику исследования.
Литература:
- Урланис Б.Ц. Избранное – М.: Мысль, 1985.