Цели урока:
- сформировать начальное представление об общих именах, обозначающих группу (класс) объектов;
- научить называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объектов;
- учить давать разные общие имена одному объекту;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, самостоятельность и организованность при выполнении заданий;
- воспитывать взаимоуважение друг к другу в коллективной работе и в работе в парах.
Оборудование:
- учебник,
- картинки животных,
- растений,
- игрушек,
- презентация к уроку.
Ход урока
I. Оргмомент. (Создать спокойную, деловую обстановку в классе).
II. Проверка домашнего задания.
- Задание №5. На доске вывешены чайнворды, составленные дома (творческая домашняя работа).
- Задание №6. На доске рисунок фантастического зверя.
- Назовите состав фантастического зверя.
- Какие действия он может выполнять?
- Какое название с учётом состава и действий ему придумали? (Выслушиваются высказывания детей с опорой на рисунок, с доказательствами).
III. Изучение нового материала.
- Постановка цели и задач урока.
- Беседа.
- Можно ли стол, стул, магнитофон, шкаф объединить в одну группу и дать общее название? Почему?
- Как вы понимаете “группа объектов с общим названием”? (Высказывания детей).
- Какие группы объектов в нашем классе вы можете назвать? Дайте им общее название.
- Какие объекты вы отнесёте к группе с общим названием “школьные принадлежности”?
- Выполнение задания №10
а) Дайте название каждому отдельно взятому рисунку в задании №10-1.
- Какое общее название можно дать данной группе явлений?
б) Обсуждение вариантов названий для группы “гриб, яблоко, рыба”.
- Задание №11 слайд 2
Назвать группу предметов га рисунке одним словом.
а) Общее название к рисунку №11-1.
б) Общее название к выделенным предметам на рисунках №11-2,
№11-3, №11-4.
- Игра “Назови одним словом” (показываются картинки)
а) сорока, соловей, грач…
б) карась, окунь, щука…
в) корова, овца, коза…
Вывод. Чему мы учились? (Давать общее название группам предметов).
- Физминутка.
- Заполнение таблицы с общим названием.
Задание №17 слайд 3
- Рассмотрите предложенные Вам рисунки на стр. 38, Ваша задача правильно “расселить” животных по вольерам зоопарка.
а) Звери средней полосы (коллективная работа.
б) Звери жарких стран и полярных широт (самостоятельно).
в) Самопроверка.
- У кого по-другому? (Если есть другие варианты – обсудить).
Задание 13. (В данном задании перейти к разным названиям одного и того же объекта)
а) множество “игрушки” - коллективное заполнение таблицы.
б) множество “шары” и “полосатые предметы” - самостоятельно.
в) самопроверка по таблице.
- У кого другие варианты? (обсуждение, доказательства или опровержение).
- Какой предмет не вошел ни в одно из предложенных множеств? (живой котенок). Почему?
г) Заполнение диаграмм.
На доске начерчены диаграммы множеств. Предложить ученикам распределить нарисованные предметы в задании №13 в диаграммах и их пересечениях.
- Что интересного заметили? (Один и тот же предмет можно отнести в разные группы и дать разное название).
- Сколько общих названий у арбуза? мячика?
- Задание №15
а) Анализ таблички к рисунку “горшок с медом”.
б) Заполнение таблички к рисунку Незнайки.
Вывод. Учились давать разные общие названия одному и тому же предмету.
IV. Тренировочные упражнения.
Задание 12. слайд 5
а) Заполнение первого столбика таблицы “Растения” (коллективно).
б) Заполнение второго и третьего столбика “Звери” и “Птицы”. (Работа в парах).
в) Проверка выполненной самостоятельно работы. Обсуждение разных вариантов заполнения таблицы.
V. Закрепление изученного на уроке.
- Дать общее название:
- 2, 4, 8, 12, 24 …
- 20, 40, 80, 120, 240 ...
- сосна, клен, береза, осина…
- бабушка, дедушка, мама, папа, дочка…
- Назвать объекты заданной группы:
- части речи;
- планеты;
- летающие предметы;
- марки автомобилей;
- Дать разные общие имена одному объекту:
- пенал (школьная принадлежность, коробка, покупка, подарок…)
- ученик (мальчик, школьник, друг, сын, внук…)
VI. Итог урока.
- Чему мы учимся на уроке?
- Где полученные знания и умения найдут применение?
VII. Домашнее задание.
- №14 (кроссворд) – выполняют все.
- №12 4 столбик – общее задание (города)
5 и 6 столбик – дифференцированное задание
а) цветы, имена девочек, мальчиков.
б) реки, грибы, название улиц (использовать материалы из справочной литературы, краеведческий материал).
VIII. Оценка учителем качества работы учащихся на уроке.