Устный журнал для учащихся 5-го класса по теме "Наш любимый северный край"

Разделы: Внеклассная работа


Девиз: “Знать. Беречь. Множить”.

Чтоб был мне ближе год от года
Земной неповторимый лик,
Учусь я чувствовать природу,
Её особенный язык.

Вступительное слово учителя (о значении природы в жизни человека).

Высказывания о природе:

Первая группа учащихся.

1 ученик. Природа… Как часто мы повторяем это слово. Она и кормит, и поит нас, даёт запас жизненных сил. Природа – источник красоты и источник вдохновения.

2 ученик. Природа человеку не враг! Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать. И тогда она сама откроет тебе свои кладовые.

3 ученик. У природы надо брать в долг. Срубил сто деревьев - столько же и посади. Выловил крупную рыбу - дай подрасти малькам. Мало зверей в лесу - организуй лесное хозяйство.

4 ученик. Но не будь варваром, не превращай свою землю в пустыню.

5 ученик. Природа не может сама себя погубить. Погубить её только люди могут!

Первая страница журнала. В гостях у Берендея.

Как ни скуп сейчас Берендей, а любознательных и проворных он найдёт, чем порадовать. Представьте, что мы в лесу Берендея (демонстрация видеоряда). Правда, красив Берендеев лес? А что такое лес Берендея? Это удивительно красивый и таинственный лес, сказочные деревья и растения. Тихо вокруг….Вдруг запели птички… Как то странно интересно ведут себя звери… Они притаились и чего-то ждут. А вот перед вами картина нашего северного леса. В нём живут представители северного края.

У нас сегодня в гостях представители северного края. Всех гостей из царства Берендея мы созвать не смогли, но вот некоторые в гости к нам пожаловали. А кто пришёл, давайте отгадаем.

  1. Не дерево, а суковато (лось, олень)
  2. Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь)
  3. Какая птица питается зимой хвоей деревьев? (глухарь)

Рассказ учащихся об этих животных (звучит сигнал опасности)

Мы побывали в Берендеевом лесу, в его царстве, а скажите, почему:

  • почему нельзя разрушать лесную подстилку?
  • как правильно сорвать гриб?
  • почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
  • какие правила охоты на диких зверей вы знаете?

Вторая страница журнала. Ягринский бор.

1 ученик. Кто же заболел в лесах?

2 ученик. Может рыжая лиса?

3 ученик. Может белка?

4 ученик. Может дятел?

5 ученик. Тихо! Прекратить прошу сыр-бор,

Заболел на Яграх бор!
Бор морским песком заносит,
Помощи у нас он просит (звучит сигнал опасности).
Рассказ о проблеме бора.

Третья страница журнала. Водное царство Русалки.

Главное богатство водного царства - рыба.

В наших северных водах водится вот такая рыба (работа со стендом).

Рассказы учеников:

1 ученик. Сельдь.

2 ученик. Камбала.

3 ученик. Навага.

4 ученик. Хариус.

5 ученик. Сёмга.

6 ученик. Скажите, сёмга, много ль нынче вас? В какие реки вы сейчас идёте?

7 ученик.

Мы в Лаю, Солзу, рукава Двины,
В их водах подрастает молодь наша,
Нам реки импортные не нужны,
А север ближе нам и дорог даже.

8 ученик. Да, сёмга рыба царская и запасы её надо пополнять человеку.

Несмотря на то, что огромные богатства таятся в морских водах, в последнее время улов сокращается. Учёные поставили задачу: восстановить, а по возможности увеличить число видов. С этой целью создаются рыбозаводы. На Солзе работает завод по разведению мальков сёмги. В естественных условиях мало икринок выживает, а на рыбозаводах выживаемость икринок повышается в сотни раз. Но чтобы морские просторы отдавали людям свои богатства, воды необходимо охранять (звучит сигнал опасности)

Четвёртая страница журнала. Подводный мир.

Наше море богато не только большими и маленькими морскими животными, но и водорослями.

1 ученик. Рассказ о ламинарии. Водорослевый комбинат г. Архангельска.

2 ученик. Рассказ о медузах.

3 ученик. Рассказ о губке.

4 ученик. Рассказ о мидии.

5 ученик. Рассказ о морских звёздах.

Звучит сигнал опасности.

В 1990 году на протяжении 40 км вдоль побережья Белого моря было обнаружено кладбище звёзд, крабов, мидий, десятки мёртвых нерп и белух. Причины гибели животных до сих пор не раскрыты.

Богат, красив и неповторим наш северный край. Сохранить его для людей задача каждого из нас. Каждый воспитанный человек должен это понимать и делать всё возможное для процветания нашего края.

Пятая страница журнала. Писатели о природе.

1 ученик. Наш век называют космическим: спутники, орбитальные станции, луноходы, ракеты к Марсу и Венере и, именно поэтому должны мы во сто крат больше ценить и беречь нашу землю. ( Н. Сладков)

2 ученик. Человек, который понимает природу, благороднее, чище, добрее. Он не сделает дурного поступка.

3 ученик. Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем её леса, поля, реки, луга и моря. (К. Паустовский)

4 ученик. Способность открывать в природе пусть небольшую тайну - это способность пробуждать в душе своей радость жизни. ( Песков)

5 ученик. Весь огромный мир полон неизведанных тайн, и я буду их открывать всю жизнь.  ( В. Бианки)

Заключение.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Всё это называется природа,
Давайте же с природою дружить.

Литература.

  1. Б.В.Ермолин “Охраняемые природные территории Европейского севера России”. – Архангельский ПГУ им. Ломоносова, 2001.
  2. Поморская энциклопедия .\ Под ред. Н.П.Лаверова. – Арх-ск, 2006.
  3. Полярная энциклопедия. Арктика – мой дом. – Москва.: Северные просторы, 1988.
  4. Колбасенко М.Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии. 1-4 классы (региональный компонент): Учеб.-метод.пособие. – Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2002. – 240 с.: ил.
  5. А. Тигин “На родину М.В. Ломоносова”, - Центральное рекламно-информационноебюро “Турист”. Москва – 1986.