Девиз: “Знать. Беречь. Множить”.
Чтоб был мне ближе год от года
Земной неповторимый лик,
Учусь я чувствовать природу,
Её особенный язык.
Вступительное слово учителя (о значении природы в жизни человека).
Высказывания о природе:
Первая группа учащихся.
1 ученик. Природа… Как часто мы повторяем это слово. Она и кормит, и поит нас, даёт запас жизненных сил. Природа – источник красоты и источник вдохновения.
2 ученик. Природа человеку не враг! Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать. И тогда она сама откроет тебе свои кладовые.
3 ученик. У природы надо брать в долг. Срубил сто деревьев - столько же и посади. Выловил крупную рыбу - дай подрасти малькам. Мало зверей в лесу - организуй лесное хозяйство.
4 ученик. Но не будь варваром, не превращай свою землю в пустыню.
5 ученик. Природа не может сама себя погубить. Погубить её только люди могут!
Первая страница журнала. В гостях у Берендея.
Как ни скуп сейчас Берендей, а любознательных и проворных он найдёт, чем порадовать. Представьте, что мы в лесу Берендея (демонстрация видеоряда). Правда, красив Берендеев лес? А что такое лес Берендея? Это удивительно красивый и таинственный лес, сказочные деревья и растения. Тихо вокруг….Вдруг запели птички… Как то странно интересно ведут себя звери… Они притаились и чего-то ждут. А вот перед вами картина нашего северного леса. В нём живут представители северного края.
У нас сегодня в гостях представители северного края. Всех гостей из царства Берендея мы созвать не смогли, но вот некоторые в гости к нам пожаловали. А кто пришёл, давайте отгадаем.
- Не дерево, а суковато (лось, олень)
- Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь)
- Какая птица питается зимой хвоей деревьев? (глухарь)
Рассказ учащихся об этих животных (звучит сигнал опасности)
Мы побывали в Берендеевом лесу, в его царстве, а скажите, почему:
- почему нельзя разрушать лесную подстилку?
- как правильно сорвать гриб?
- почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
- какие правила охоты на диких зверей вы знаете?
Вторая страница журнала. Ягринский бор.
1 ученик. Кто же заболел в лесах?
2 ученик. Может рыжая лиса?
3 ученик. Может белка?
4 ученик. Может дятел?
5 ученик. Тихо! Прекратить прошу сыр-бор,
Заболел на Яграх бор!
Бор морским песком заносит,
Помощи у нас он просит (звучит сигнал опасности).
Рассказ о проблеме бора.
Третья страница журнала. Водное царство Русалки.
Главное богатство водного царства - рыба.
В наших северных водах водится вот такая рыба (работа со стендом).
Рассказы учеников:
1 ученик. Сельдь.
2 ученик. Камбала.
3 ученик. Навага.
4 ученик. Хариус.
5 ученик. Сёмга.
6 ученик. Скажите, сёмга, много ль нынче вас? В какие реки вы сейчас идёте?
7 ученик.
Мы в Лаю, Солзу, рукава Двины,
В их водах подрастает молодь наша,
Нам реки импортные не нужны,
А север ближе нам и дорог даже.
8 ученик. Да, сёмга рыба царская и запасы её надо пополнять человеку.
Несмотря на то, что огромные богатства таятся в морских водах, в последнее время улов сокращается. Учёные поставили задачу: восстановить, а по возможности увеличить число видов. С этой целью создаются рыбозаводы. На Солзе работает завод по разведению мальков сёмги. В естественных условиях мало икринок выживает, а на рыбозаводах выживаемость икринок повышается в сотни раз. Но чтобы морские просторы отдавали людям свои богатства, воды необходимо охранять (звучит сигнал опасности)
Четвёртая страница журнала. Подводный мир.
Наше море богато не только большими и маленькими морскими животными, но и водорослями.
1 ученик. Рассказ о ламинарии. Водорослевый комбинат г. Архангельска.
2 ученик. Рассказ о медузах.
3 ученик. Рассказ о губке.
4 ученик. Рассказ о мидии.
5 ученик. Рассказ о морских звёздах.
Звучит сигнал опасности.
В 1990 году на протяжении 40 км вдоль побережья Белого моря было обнаружено кладбище звёзд, крабов, мидий, десятки мёртвых нерп и белух. Причины гибели животных до сих пор не раскрыты.
Богат, красив и неповторим наш северный край. Сохранить его для людей задача каждого из нас. Каждый воспитанный человек должен это понимать и делать всё возможное для процветания нашего края.
Пятая страница журнала. Писатели о природе.
1 ученик. Наш век называют космическим: спутники, орбитальные станции, луноходы, ракеты к Марсу и Венере и, именно поэтому должны мы во сто крат больше ценить и беречь нашу землю. ( Н. Сладков)
2 ученик. Человек, который понимает природу, благороднее, чище, добрее. Он не сделает дурного поступка.
3 ученик. Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем её леса, поля, реки, луга и моря. (К. Паустовский)
4 ученик. Способность открывать в природе пусть небольшую тайну - это способность пробуждать в душе своей радость жизни. ( Песков)
5 ученик. Весь огромный мир полон неизведанных тайн, и я буду их открывать всю жизнь. ( В. Бианки)
Заключение.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Всё это называется природа,
Давайте же с природою дружить.
Литература.
- Б.В.Ермолин “Охраняемые природные территории Европейского севера России”. – Архангельский ПГУ им. Ломоносова, 2001.
- Поморская энциклопедия .\ Под ред. Н.П.Лаверова. – Арх-ск, 2006.
- Полярная энциклопедия. Арктика – мой дом. – Москва.: Северные просторы, 1988.
- Колбасенко М.Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии. 1-4 классы (региональный компонент): Учеб.-метод.пособие. – Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2002. – 240 с.: ил.
- А. Тигин “На родину М.В. Ломоносова”, - Центральное рекламно-информационноебюро “Турист”. Москва – 1986.