Цель:
- Углубить знания учащихся о комнатных растениях.
- Познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений.
- Способствовать развитию эстетического вкуса.
Методы проведения занятия:
- беседа,
- рассказ,
- демонстрация,
- практическая работа.
Межпредметные связи:
- ботаника,
- литература,
- черчение.
Оборудование:
- цветы различных видов,
- пластмассовые емкости из под майонеза,
- шило,
- свечка,
- фен ручной,
- самоклеющаяся пленка различных расцветок,
- ножницы,
- карандаш,
- линейка,
- схемы узоров,
- тетрадь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Изложение материала занятия.
3.1. Учитель. Наше занятие мы сегодня проводим в школьной творческой лаборатории “Зимний сад”. Посмотрите сколько разнообразных растений и цветов находиться здесь. В этой лаборатории учащиеся школы сами ухаживают за цветами, проводят различные опыты и эксперименты над растениями. Чтобы правильно ухаживать за цветами, нужно хорошо их знать, как поливать растения, как пересаживать.
Занятие начнем с игры: попробуйте разгадать загадки о цветах.
- Я пришел к вам из пустыни,
Мне не страшен окон иней,
Я колючий, словно ежик,
Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус) - Я горда, меня не тронь,
Если вред ты мне несешь.
Нравится ль твоя ладонь?-
Ты по запаху найдешь. (Герань) - С цветочного горшка
В низ свесила я косы.
Я не цвету – пока
На улице морозы.
Но только снег растает –
Я тут же расцветаю. (Традесканция) - Меня по кличке все зовут,
А имени не знают.
Но будет сухо или дождь –
Я тут же сообщаю. (Бальзамин) - Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов –
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. (Алоэ) - В свой дом меня не возьмет семья,
Ждут от меня беды.
Но в чем же виновата я?
Мне надо лишь воды.
Я зеленью ваш дом увью –
Порадую семью. (Лианы) - Хоть мы ростом низковаты
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалки) - Своими узкими листами
Озеленю ваш дом.
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
Их при себе я сохраню. (Хлорофитум) - Я бываю разная – высокая и низкая,
А то, как кудри вьюсь.
Но все же я прекрасная.
Нас много разных видов.
Мы все – одна семья. (Бегония) - Нас найдешь на клубне, где тепло,
А у вас – в горшке, - хороший класс.
Лишь бы было нам достаточно светло,
И цветами будем радовать мы вас. (Комнатная роза)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Для чего нужны комнатные растения?
Почему люди стали разводить растения в доме?
Какую роль играют растения в жизни человека?
3.2. Учитель. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитоциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.
Основная масса комнатных растений выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом.
В зависимости от места происхождения растения делятся на следующие группы:
- растения влажных тропических лесов – гигрофиты (гигрос – влажный). К этой группе относятся: монстера, бегония, фикус, колеус, бальзамин, зигокактус, традисканция, циперус, эпифиллюм (амазонская лилия), глоксиния.
Рассказ ученицы о бегонии.
- растения субтропиков – мезофиты (мезос - средний). К этой группе относятся: лимон, пеларгония, фуксия, абутилон, аспарагус, гибискус-китайская роза, гортензия, зефирантес-выскочка, камнеломка, кислица, кливия, хлорофитум, кринум, папоротники, узумбарская фиалка, амариллис, аспидистра.
- растения пустынь и полупустынь – ксерофиты (ксерос-сухой). К этой группе растений относятся: алоэ, кактусы, опунции, каланхоэ, гемантус, молочай, сансевьера, финиковая пальма.
Рассказ учениц об алоэ, кактусах, молочае.
Предложить учащимся определить к какой группе относятся зачитываемые названия растений, и определить находятся ли данные растения в зимнем саду.
В зависимости от декоративных свойств растения делятся еще на 6 групп.
Учащиеся сами называют растения. Учитель добавляет.
1 группа – декоративно – цветущие растения. Выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения (цикломены, пеларгонии, гибискус и т.д.).
2 группа – декоративно – лиственные растения. Растения с красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) или необычной и пестрой их окраской (бегонии, колиеумы).
3 группа – лианы. Растения имеют длинные травянистые или одеревеневшие стебли (циссус, традесканции).
4 группа – ампельные растения. Растения с длинными, свисающими побегами. (циссус, традесканции).
5 группа – суккуленты. Растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ).
6 группа – эпифиты. Растения, поселяющиеся на стволах и ветках деревьев. (орхидеи, бромелии).
3.3. Закрепление материала. Игра “Найди растение по описанию”.
- листья покрыты волосками, испаряют эфирные масла. Растение можно отличить по характерному запаху (пеларгония);
- это растение с красивыми листьями, розовыми цветками, растет в тропиках (бегония);
- красивое растение со свисающими стеблями, листья зеленые, у некоторых имеются белые полосы (традесканция);
- растение, имеющее яркие цветки и предсказывающие погоду (бальзамин);
- растение – очиститель воздуха (хлорофитум);
- самое известное лекарственное растение (алоэ);
- растение с “фальшивыми листочками” (аспарагус).
3.4. Учитель. Для того чтобы успешно выращивать и ухаживать за комнатными растениями необходимо создать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания.
Главное для растений свет, тепло и полив. Об особенностях ухода за определенными видами растений рассказали ученицы.
Уход за растениями заключается также в их подкормке. Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активного роста и цветения. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие удобрения. Можно применять и органические удобрения.
Во время интенсивного роста растения нужно подкармливать раз в 10-14 дней.
Наряду с обычными подкормками можно в течение лета несколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растения растворами удобрений. (Приложение 1).
3.5. Учитель. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.
Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме. У нас на севере срок начала пересадки может быть сдвинут (с конца марта).
За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.
3.6. Подготовка тары под пересадку. В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.
4. Алгоритм выполнения практической работы.
Для озеленения школьных помещений мы с вами будем использовать емкости из под майонеза.
4.1 Сделать отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку); Соблюдаем ОТ.
4.2 Наклейку с боковой стороны емкости можно убрать с помощью ручного фена. Нагреваем этикетку феном и аккуратно снимаем. Дома можно использовать духовку газовой или электрической плиты, предварительно нагрев ее до температуры 300-400 С.
4.3 Боковые стороны мы будем украшать самоклеющейся цветной бумагой, используя узоры северных орнаментов для вязания варежек. Символы: “змейка” - символ воды, “женская фигура” - символ плодородия, “ромб” - символ земли. Часто в узорах используются обереги (от слова оберегать или защищать) “крестике на поперечине” или “куколки на полочке”. (Приложение 2).
4.4 На оборотной стороне самоклеющейся бумаги при помощи линейки и карандаша, в соответствии со схемой, нанести узор по выбору. Вырезать узор.
4.5 На боковой стенке емкости нанести предварительную разметку расположения рисунка. Снимая постепенно обратный слой с бумаги, наклеить узор на боковую сторону емкости.
4.6 Показ приемов оформления горшков.
Инструктаж по ОТ – безопасные приемы работы с ножницами, свечкой и шилом.
5. Практическая работа. Контроль за выполнением работы и безопасных приемов.
6. Подведение итогов.
Что нового узнали?
Что понравилось в работе?
Как еще можно оформить горшочки?
Показ оформленных горшков. (Приложение 3).
Уборка РМ.
Учитель. Занятие мене хочется закончить словами из книги, изданной еще в позапрошлом веке: “Если цветы не хороши или чем-либо не задаются, то прямо вам скажу, что без надлежащего ухода они и задаваться никогда не будут; если же кто ленив ухаживать за цветами, то лучше их и не разводи, то же можно сказать и относительно помещения. В неподходящем месте и с хорошим уходом цветы хорошими быть не могут”.
Как ухаживать за цветами. Москва, 1897 г.
Литература:
- Технология: Учебник для учащихся 7 – го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)\ В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др.; Под ред. В.Д.Симоненко –М.: Вентана – граф, 2001. - 240 с.: ил.
- Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский гос.ун-т, 2003. – 176 с.
- Узорное вязание (из коллекции музея). Архангельский госуд. музей деревянного зодчества и народного искусства “Малые Карелы”. – Архангельск, 2000.
- ЩипаковаМ. Варежки по мотивам северных узоров. Для тех, кто вяжет. – Изд-во “Правда Севера”, 1991.
- Энциклопедия комнатного цветоводства \ Сост. Б.Н.Головкин. – М.: Народное творчество, 2001 . – 296 с.: ил.