Проектная деятельность предлагает разработки занятий по технологии с использованием проекта в 9–11-х классах. Учитывая особенности этого компонента системы образования, предлагаю практические занятия, помогающие реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать их знания и умения, развивать творческий потенциал старшеклассников.
Первая часть работы посвящена проекту, помогающему учащимся подготовиться к профессиональному самоопределению, сформировать представления о мире профессий и их требованиях, предъявляемых к человеку.
Во второй части представлены разнообразные и интересные творческие проекты по кулинарии, по пошиву функциональных костюмов, связанных с экологическими , экономическими проблемами.
Проекты в образовательной области “Технология”
Пояснительная записка
Часть I.
Часть II.
- Поурочные методические разработки.
- Литература.
- Приложение.
Проекты в образовательной области.
“Технология. 9–11-й класс” (девочки).
Проекты в образовательной области “Технология”
Пояснительная записка
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учеником под руководством учителя.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время способствует доброжелательности при всех обстоятельствах.
Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей.
В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться: от 3–4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.
Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов.
Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой - предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения.
Проекты - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в работе над ними. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы).
Цели и задачи творческого проекта “Мои жизненные планы и профессиональная карьера” - оказание действенной помощи учащимся 9–11-х классов в осознанном выборе профессионального пути.
В ходе занятий решается следующие задачи:
профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
- уровень готовности к профессиональному самоопределению;
- значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;
- порядок подготовки и оформления пояснительной записки к проекту;
- правила построения личного профессионального плана.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
- корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда;
- соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями;
- проводить профессиограммный и психограммный анализ профессий;
- осуществлять анализ выполненной проектной работы, уметь ее презентовать.
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения. Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).
Примерное тематическое планирование уроков
№ п/п |
Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | Проект “Мои жизненные планы и профессиональная карьера”: содержание и оформление пояснительной записки. | 2 |
3. | Выявление интересов, склонностей и способностей. | 2 |
4. | Обоснование выбора специальности. | 2 |
5. | Личный профессиональный план. | 2 |
6. | Самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению. | 2 |
7. | Консультации по подготовке к защите проекта. | 2 |
8. | Защита проекта. | 2 |
Итого: 16 часов.
Цели: раскрыть значение правильного выбора профессии в жизни человека и общества, выявить у учащихся уровень готовности к профессиональному самоопределению.
- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод “проб и ошибок”: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Экономисты подсчитали, что среднее время существования большого числа профессий приближается примерно к 8-10 годам, Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что, по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
Возможен другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: “Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?” Узнать многообразие мира профессий.
Что означает правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Большую помощь в формировании готовности к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья вам оказал блок “Отрасли общетехнического производства и профессионального самоопределения”, программу которого мы изучали на предыдущих занятиях.
С целью закрепления полученных знаний по блоку “Профессиональное самоопределение”, а также составления обоснованного плана собственных действий, мы с вами переходим к выполнению творческого проекта “Мои жизненные планы и профессиональная карьера”, который поможет вам разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить и изложить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского ргоjectus. Буквальный перевод означает “брошенный вперед”. В современном русском языке слово “проект” имеет несколько весьма близких по смыслу значений: во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. X. Килпатрика, Э. Коллинза и других.
Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Проект “Мои жизненные планы и профессиональная карьера” является творческой, завершенной работой учащихся, выполняемой ими при участии преподавателей, выступающих в данном случае в роли советчиков и консультантов.
Для изучения раздела “Твоя профессиональная карьера” составила свою программу. Здесь ставлю перед собой цели:
1) подготовить учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики;
2) открыть для себя собственное “Я”, т.е. формирование положительной “Я” – концепции учащихся.
“Я” -концепция” создаёт специфическую направленность личности.
Это целостный образ собственного “Я” позволяет учащимся понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те недостающие качества, которые предстоит сформировать для достижения успеха.
Для того чтобы поглубже понять, изучить внутренний мир человека , более профессионально преподавать я поступила на факультет “Психология” и скоро заканчиваю.
На занятиях вначале раскрываем правила выбора профессии, даю практические советы о тайнах и основах сложной и интересной науки – “психология”, способной проникнуть в сущность человека, воздействовать на его внутренний мир: характер, волю, интеллект, эмоции и другие особенности личности; знание которых прежде всего и необходимо в выборе профессии.
Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нём. Поэтому акцентирую внимание уч-ся на том, что:
1) Каждому из них надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.
(Проводим различные психологические практикумы для выявления темперамента и т.д.).
2) Выбор профессии сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От правильно продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба каждого человека.
Правильно выбрать профессию значит найти своё место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Изучая эту программу учащиеся намечают программу действий по профессиональному самоопределению и жизненного выбора.