Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
- Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Приложение 1 (Презентация к уроку)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
II. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1
1. Сегодня вы на уроке будете исследователями. Слайд 2
Серьезные проблемы сегодня будем мы решать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Экологическое равновесие - это важно или нет?”.
2. Теоретическое обоснование Слайд 3
Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.
В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.
3. Знакомство с планом работы. Слайд 4
III. Работа над темой урока.
1. Словарная работа.
- Сначала выясним, что обозначают слова “экологическое” и “равновесие”.
- От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? (От слова “экология”)
- А что такое экология? (Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеками природой.)
- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
- Что же такое “равновесие”? (Это значит “равное по весу”)
- Какое толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова. (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь)
Опыт: Показ нарушения равновесия на весах. Приложение 2. Рис.1
2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.
Экологическое равновесие между живой природой и неживой
- Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5
По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду)
Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки)
То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)
Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.
- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.
- Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6
Течет река издалека…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
- И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.
- Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)
3. Беседа “Экологическая пирамида”. Слайд 7
- То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.
- Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)
Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.
А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)
- А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)
Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.
4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.
Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками
Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3. Сообщение 1. Слайд 8
- Если не будет пауков, что может произойти в природе? (Ответы детей)
- К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе.
- А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом. Слайд 9
Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.
- Как человек может нарушить экологическое равновесие?
- Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика). Слайд 10
Нарушение экологического равновесия между животнымиВ районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.
- Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.
- Кто же нарушил это равновесие? К чему это привело? (Ответы детей)
- Кто еще нашёл материал о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)
1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые... (Приложение 2. Рис.2.)
- Кто нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?
2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.. (Приложение 2. Рис.3.)
- Какие животные поддерживают равновесие на лугу?
Работа по учебнику.
Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4. Слайд 11
- О каком происшествии в Австралии вы прочитали?
- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)
- Важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
5. Продолжение изучения темы урока.
1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями
1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд 12. Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)
- Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.
Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд 13
2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд 14
Нужны ли лесу грибы (Приложение 3. Сообщение 3)
- Нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?
- Важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)
2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.
1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы). Слайд 15
Рассказ о сойке и кедровке. (Приложение 3. Сообщение 4)
2) Кто приведет свои примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)
Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.
6. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей). Слайд 16
Сообщения учащихся:
1) Почему мутнеет вода в озере? (Приложение 3. Сообщение 5) Слайд 17
2) История о комарах и кошках. (Приложение 3. Сообщение 6) Слайд 18
ФИЗМИНУТКА. Слайд 19
Мы березку посадили,
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.
Закрепление
Предлагаю объяснить такие экологические ситуации:
1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20
2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21
3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд 22
- Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие?
(Нельзя нарушать экологическое равновесие, это приводит к экологическим проблемам.)
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок
- Почему важно экологическое равновесие?
- Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142)
Выводы. Слайд 23
- Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
- Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.
- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера “Про всех на свете”. (Читает подготовленный ученик). Слайд 24
Все-все на свете - на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны...
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках “Любимые уголки природы”.
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Домашнее задание
- Прочитать материал учебника на стр. 141, 142.
- Выполнить домашнее задание в тетради на печатной основе.