Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по данному разделу,
- проверка необходимых умений учащихся по теме “Синтаксис”.
Методы:
- исследовательский,
- репродуктивный,
- проблемный.
Оборудование:
- проектор,
- интерактивная доска,
- тест.
- Презентация
- Музыкальный отрывок 1
- Музыкальный отрывок 2
Ход урока
I. (Приветствие, запись числа, темы урока)
Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы не просто обобщим свои знания по теме, а отправимся в путешествие по морю, полному неожиданностей и препятствий. (слайд № 2)
Правит в этом море грозный царь Синтаксис. Он жестоко наказывает тех, кто не хочет жить по его законам. Всех, кто не учит его правил, он топит в водовороте “недоучек”.
Как вы думаете, почему его так зовут? (слайд № 3)
Само слово пришло к нам из греческого языка: syntaxis.
- “построение” (Н.М.Шанский “Краткий этимологический словарь”)
- “составление” (Д.Э.Розенталь “Словарь-справочник лингвистических терминов”)
- “построение, сочетание, порядок” (“Русский язык: энциклопедия”)
Сравните, что общего в этих определениях? (Синтаксис начинается со связи слов, их форм, составления из них словосочетаний и предложений, где все элементы распределяются в определенном порядке)
А для нас это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения и их строение. Изучая синтаксис, мы узнаем, что между словами устанавливаются определенные смысловые и грамматические связи.
Конечным пунктом нашего путешествия станет остров, где находится ключ к знаниям от царства коварного Синтаксиса. Этот ключ, как зеницу ока, охраняет дракон. Укрощать его мы будем на следующем (зачетном) уроке. А сейчас мы должны собрать все свои силы и доплыть до этого острова.
II. Поплывем мы на 3-х эскадрах, а сколько будет кораблей в этих эскадрах, сейчас зависит от вас. Каждый ряд должен ответить на 3 вопроса. Правильные ответы дают право заработать корабль в свою эскадру.
(номер вопроса называют капитаны) (слайд № 4)
Дан старт нашей регате. Но вот незадача. Впереди у нас мель. Обойти ее смогут только умелые лоцманы. По одному человеку от ряда. Синтаксический разбор предложения. (интерактивная доска) - взаимопроверка
Чудесный пляж утром сверкал под солнцем.
Море ласково плескалось о борта судов и тяжелых барж.
Сладкая земляника растет по лесным опушкам, пригоркам, вырубкам.
А мы с вами (работа с классом) попали на остров, на котором находится залив Вежливости. На берегу этого залива живут очень вежливые племена. Вместо: “Принеси мне воды”, все говорят: “Дорогой Петя, принеси мне, пожалуйста, воды”.
- Что они используют в своей речи? Как выделяются на письме обращения? Какими членами предложения являются?
Задание: Переделайте предложения в побудительные, используя обращения. Выделите основу предложения. (работа в тетрадях, запись сразу правильного варианта)
- Школьники принимают активное участие в озеленении улиц.
- Ребята старательно изучают синтаксис.
- Юннаты охраняют птиц.
- Люди Земли борются с загрязнением воздуха и воды.
Проверка работы у доски.
(слайд № 25, 26)
Тест
Задание: Выписать номера предложений с обращениями.
- Бережно обращайтесь с учебниками!
- Весна, бесспорно, самое лучшее время года.
- Здравствуй, солнце! Здравствуй, лес!
- Ребята, помогайте зимующим птицам.
- Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
- После диктанта соберите тетради.
- Почему тебе, синица, ни минуты не сидится?
- Не сердись, я постараюсь исправить ошибки.
(ответы: 3, 4, 5, 7)
Физкультминутка для глаз:
Представьте, что мы с вами в открытом море. Чтобы быть зоркими, давайте сделаем физминутку для глаз. Не подымая головы, посмотрите на облака, плывущие в небе; затем на остров, который находится справа, на остров слева; по небу медленно движется солнце, оно встает на востоке, проходит через все небо проходит и ложится спать на западе; вдалеке летит чайка (подставили указательный палец), она то приближается, то удаляется от нас.
III. Итак, мы преодолели залив Вежливости. Впереди нас ждет множество островов, расположенных в море Синтаксиса. Между этими островами снуют туда-сюда маленькие лодочки – союзы.
- Как вы думаете, что это за острова? (простые предложения в составе сложных, однородные члены предложения)
Если лодка прочная, надежная, то она быстро плывет от одного острова к другому, соединяя их. Если она пробита, то ей нужно поставить сначала заплатку, т.е. запятую, и только потом отправляться на ней в путь.
(слайд № 27, интерактивная доска)
Приглашаются по очереди матросы от экипажей. Составить схемы предложений. (остальные работаю в тетрадях)
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зеленая листва.
Женя увидела штурвал колеса и с силой потянула за него.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Мороз крепчает, и ветер стучит в окно.
Правильные ответы прибавили скорость вашим кораблям, и вы прошли дополнительные мили по морю Синтаксиса.
У грозного Синтаксиса есть своя карта острова, где хранится ключ к знаниям, и, как любая карта, она зашифрована. Надо расшифровать эту карту – составить предложения по схемам. (слайд № 28, интерактивная доска)(устно)
IV. Мы почти доплыли, но у некоторых корабли за время путешествия прохудились. Чтобы их отремонтировать, надо исправить ошибки и разделить эти ошибки на синтаксические и пунктуационные. (слайд № 29)
- Охотник направился в лес, и взял с собой собаку.
- Собака почуял запах зайца.
- Гончая бросилась вперед, которая шла по следу зайца.
- Зимнее царство заслужило этого отдыха.
- Под глубоким снегом спят озера реки пруды.
V. Мы почти у цели нашего путешествия. Остался последний рывок. Необходимо составить предложение и выписать из него, разобрав, все словосочетания. (слайд № 30)
- Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое.
- Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение.
- Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.
- Взять существительное, выступающее в роли дополнения, в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.
- Дополнить полученное предложение однородными членами.
(оценка творчества учащихся)
VI. (слайд № 31)
Домашнее задание:
- Составить задание для остальных учащихся, аналогичное предыдущему.
- Составить наибольшее количество предложений со словами: брат, друг, школа, стадион, занятие, идти, мой (используя различные формы данных слов). Произвести синтаксический разбор полученных предложений.
- Подготовиться к зачету.
(слайд № 32)
Итак, мы благополучно добрались до острова, на котором дракон охраняет ключ от знаний Синтаксиса. Я думаю, что вы все удачно укротите этого дракона и сдадите зачет по этой теме.
Рефлексия.
Оценка работы учащихся.