Цели урока:
- повторить изученное о парных и непарных по глухости–звонкости согласных;
- развивать память, умение размышлять и делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету и к разделу “Фонетика” в частности. (Слайд 1. Презентация)
Оборудование: компьютер, проектор.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение (индивидуальная работа).
Найти основу предложения, определить роль слова всё в предложении.
I вариант
Синий мундир, белый жилет и лосины, ботфорты на ногах всё выражало его презрение к окружающим. (По Л.Н.Толстому)
II вариант
Всё было уныло: поле, небо над головой, редкие кусты на опушке леса. (По Л.Н.Толстому)
1. Материал для наблюдения. (Слайд 2)
2. Назовите слова, которыми обозначаются данные предметы. (Стол, журнал, шкаф)
- В каком из слов, обозначающих нарисованные предметы, имеются только звонкие согласные звуки, в каком только – глухие?
3. Пары звонких и глухих согласных, непарные по звонкости и глухости согласные звуки. (Слайды 3, 4)
4. Упражнение в замене согласного по звонкости и глухости. (Слайд 5)
- Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким.
5. Физкультминутка. (По системе Базарного)
В каждом углу класса на высоте 2 метров находятся фонарики разного цвета.
Учитель с помощью пульта включает и выключает фонарики. В это время ребята должны хлопком “поймать” фонарик.
6. Упражнение на позиционное нахождение конечного согласного в приставках. (Слайд 6)
7. Вопросы по теме урока. (Слайд 7)
8. Объяснительный диктант.
С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. В берёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гриб. На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными, жёлтыми, белыми шляпками. Большими семьями селятся около пней опёнки. Рыжики растут на полянах между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья. Надо нагнуться и поискать их в сухой траве.
9. Домашнее задание. (Слайд 8)