ЦЕЛЬ: Создать представление о понятии духовность, ее связи с моралью, религией.
ЭПИГРАФ:
"Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности".
Ф.М.Достоевский.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, плакаты с высказываниями мыслителей (см. приложение 6).
ПЛАН.
1. В чем заключается духовная жизнь общества?
2. Мораль и религия, их связь и влияние на духовный мир человека.
3. Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
МОТИВАЦИЯ: Учитель: Как вы считаете, что такое духовность? Как понимаете эпиграф? Выскажете свои соображения на этот счёт. Обычно учащиеся отвечают так: "Это потребность в искусстве, творчестве. Стремление к добру, справедливости. Это любовь, это альтруизм и т.п.".
Учитель : А вот давайте обсудим точку зрения христианских богословов, которые считают, что духовность человека зависит от его связи с Богом, т.е. с верой. (с помощью мультимедийного проектора на экран выводится схема) (см. приложение № 1).
Учитель комментирует:
Бога понимают как любовь по всему сущему. Во всех религиях мира есть правила поведения, которым человечество должно следовать (не убий, не отвечай на зло злом и т.д.)
Так вот если раньше эти правила были главным началом в человеке, а потребности тела, в том числе удовольствия, стояли на втором плане, то сейчас всё поменялось местами: тело, т.е. наши потребности, формируют душу человека, его духовность, человек оторван от Бога, который понимается как любовь, справедливость.
Согласны ли вы с этим положением?
Приведите примеры негативного поведения в обществе.
Учитель: английский мыслитель Томас Карлейль писал "В человеке есть что-то бесконечное, чего он при всей своей хитрости не может похоронить под конечным. Могут ли все финансы Европы сделать хоть одного сапожника счастливым? Да, но только на пару часов, потому что у сапожника есть душа. И требования её совсем иные, чем желудка. Не говорите поэтому о целых океанах дорогого вина для сапожника с вечной душой, это всё равно, что ничего. Не успеет океан наполниться, как человек станет роптать, что вино могло бы быть ещё лучше. Подарите человеку полмира, и вы увидите, что он затеет ссору с владельцем второй половины, и будет утверждать, что его обидели".
Как вы понимаете высказывание?
Учащиеся отвечают.
Сегодня мы поговорим о духовной жизни общества, её составляющих.
Что такое духовность? Духовная жизнь? Давайте попробуем определить эти понятия, проанализировав различные ситуации и обсудив их.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ. (даются заранее)
1 группа знакомит класс с рассказом В.Дегтева "Аморальный приказ" (см. приложение № 2).
Вопрос: Почему заключенных не боялись выпускать на палубу? Можно ли сказать, что заключенные совершили духовный подвиг, в чём он?
2 группа - знакомит класс с рассказом В.Немирович-Данченко "Пока ещё сердце бьётся в груди".(см. приложение № 3).
Вопрос: В чём видела смысл жизни героиня. Оцените её поступок с позиции современности. Смогли бы вы поступить так?
3 группа знакомит класс с различными ситуациями.
(см. приложение № 4. События из современных реалий взяты из СМИ)
Вопрос: Дайте собственную оценку поступкам главных лиц.
4 группа - знакомит с рассказом С.Лагерлеф "Добро и зло".
Вопрос: Почему главному герою удалось то, что никому не удавалось? Возможно такое в жизни? Обсуждается проблема.
Давайте поговорим о морали и религии.
Задания группам:
- группе 1 . Отличия морали и правовых норм.
- группе 2. Отличие и сходство морали и религиозных норм.
- группе 3. Каковы отличия религиозного и светского сознания?
Примерные ответы.
ГРУППА 1.
Нормы морали - это правила поведения, закрепленные в сознании людей, они неизменны на протяжении долгого времени. Например - уважать старших, родителей, не предавать и т.д. Нормы права закреплены в законах, других нормативных актах и за их нарушение применяется юридическая ответственность.
Например - за преступление - уголовная ответственность. Общие точки соприкосновения - мораль и право регулируют отношения в обществе. Очень часто нарушение закона одновременно является нарушением морали. Пример: Родители должны и обязаны по закону заботиться о своих детях. В противоположном случае их лишат родительских прав, и параллельно идёт осуждение в сознании соседей, родственников и т.д.
ГРУППА 2.
Мы считаем, что нормы морали появились раньше, чем религия - в этом одно отличие, другое - до появления мировых религий , монотеистических (Буддизм, христианство, ислам) моральные нормы были очень жёсткими: например, в Спарте убивали неполноценных младенцев, у иных племён язычников существовало жертвоприношение людей божеству и т.д.
Но с появлением религий спасения меняются моральные нормы: осуждается убийство, воровство, вообще, всякое зло. Религиозные нормы поведения в семье остались нормами морали до наших дней.
"Чти отца и матерь твою, да продлятся дни твои на земле".
Или к примеру, "не лжесвидетельствуй" - и сегодня в сознании людей пренебрежение к сплетникам и лжецам.
ГРУППА 3.
Религиозное сознание основано на вере в Бога, в высшие силы, человек, который но настоящему верит, всегда спокоен, он за все удачи и неудачи благодарит Бога, полагается, может быть, не столько на себя, сколько на высшие силы. Он более стоек к неприятностям, скромен в общении, во всём видит свой особый смысл, способен радоваться самому малому, не думает об удовольствиях, а наоборот ищет трудности. Например: Серафим Саровский, другие старцы, служители церкви, монахи.
Обычный человек, если и допускает существование Бога, то не очень в него верит и потому рассчитывает только на себя, не отказывается от разного рода удовольствий, в том числе и от вредных привычек. Главное - не духовное совершенствование, а карьера ради тщеславия и денег. Беда многих людей в том, что в погоне за удовольствиями и благами теряют смысл жизни. Есть деньги, власть, а в семье нет тепла и добрых отношений, нет друзей, человек не знает, для чего живёт или прожил. Он никому не нужен.
ГРУППА 4.
Выступают в качестве экспертов, подводят итог.
Учитель: Мораль и религия имеют много общего в смысле регулирования отношений в обществе.
Давайте вспомним основные принципы морали. Каковы они?
Учащиеся: Охватывает все сферы человеческой деятельности имеют структуру: это нравственные взгляды, традиции, идеалы, принципы, нормы и категории.
Учитель: поговорим о категориях: задание группам: предлагаются ситуации и вопросы.
- 1 группа. Будет ли добром для ученика "2", которую учитель не ставит в журнал, жалея ученика?
- 2 группа. Будет ли злом наказание для ребёнка со стороны родителей за какой-либо проступок?
- 3 группа. Как вы можете объяснить фразу: "Чувство долга - превыше всего".
- 4 группа.
1. В.Гюго "Высшее правосудие - совесть"
2."Самое главное украшение человека - чистая
совесть" - Цицерон.
Что означают эти выражения?
Обсуждение.
Учитель: Мораль требует от нас следовать образцам должного, разумного, правильного в любых жизненных ситуациях.
Ваш выбор между "я хочу" и "я должен" определяет уровень важного самосознания, человеческую зрелость. Мы все знаем, как нужно поступать правильно с точки зрения морали, но не всегда это выполняем. Наше моральное сознание без поступка ничего не значит.
Давайте обратимся к эпиграфу вновь. Почему нашу действительность нельзя назвать хорошей в духовном плане?
Что же должно стоять на первом плане в обществе: духовные ценности или материальные?
Обсуждение.
Вы получили много информации на уроке, о чём вы задумались ? Что дало вам сегодняшнее занятие?
Дома подумайте над вопросами:
1. Что есть добро и зло?
2. В чём предназначение человека?
3. Свобода сына может стать кошмаром для отца?
4. Совесть, её природа.
5. Массовая культура способствует развитию духовности?
Эти вопросы будем обсуждать на следующем занятии.