Урок информатики "Информационное поле планеты"

Разделы: Информатика


Цели:

  • Закрепить тему "Измерение информации" на примерах подсчета количества информации языка насекомых.
  • Расширить знания ученика об информационном единстве и взаимодействии с природой.

Задачи:

  • Знать понятие информационного процесса.
  • Знать особенности информационного процесса в живой природе
  • Знать характерные особенности информационного взаимодействия.
  • Уметь измерять информацию.

Дидактические цели:

  • Формирование информационной грамотности учащегося.
  • Воспитание бережного отношения ко всему живому на земле.

Ход мероприятия

Учитель:

Что такое информация? Существует несколько определений этого понятия. Какие вы знаете? (Слайд 3)

Пример: информация - это знания, сведения, полученные из различных источников.

Можно ли сказать, что информация - основа жизни? (Слайд 4)

Рассмотрим простой пример: листья распускаются, желтеют, опадают, почему?

Ответ: дерево воспринимает информацию о состоянии окружающей среды, и она управляет процессами в клетках дерева.

Какие можно сделать выводы? (Слайд 5)

Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма.

Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

Информационное взаимодействие со средой обеспечивает эволюционные процессы.

Рассмотрим примеры информационного взаимодействия (Слайды 6,7,8).

На данном этапе мероприятия учащиеся представляют найденные сведения. В качестве примера приведены слайды 9 - 13.

Далее объяснение учителем материала на слайдах 14 - 34.

Затем следуют примеры учащихся на слайдах 35 - 38.

Практическая работа

Материал для ознакомления.

Общение между людьми и животными при помощи телепатии.

Пример 1.

Французский этнограф Мишель Дюбуа стал свидетелем следующего случая в Африке:  на берег вылез трёхметровый крокодил. Широко раскрыв пасть, усаженную страшными зубами, и неуклюже ковыляя на коротких лапах, крокодил подошел к негру, который представился как побратим крокодилов, и улегся у его ног, словно домашняя собачонка. Потом нагнулся над крокодилом и стал что-то нашёптывать ему. Он нежно гладил вытянутую морду, не боясь зубастой пасти, которая могла в любой момент отхватить ему руку. Но крокодил не проявлял ни малейшего желания сделать это, а лишь умиротворённо вздыхал у ног Пакунды. На глазах изумлённого Дюбуа происходил диалог - немой, невнятный, но всё - таки диалог. И хотя невозможно было поверить в способность человека общаться с крокодилом, эти двое явно общались!

Пример 2. 

Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров многократно наблюдал у животных - собак, львов, медведей и других зверей - способность воспринимать мысли человека, причём даже на значительном расстоянии, и повиноваться его приказам.

Весьма показательны в этом плане опыты над собакой Пикки, поставленные в 1919 году и описанные академиком В.М.Бехтеревым. Опыты проводились в квартире Бехтерева, в незнакомой для собаки обстановке. Это исключало вероятность повторения каких-либо привычных действий. Присутствовавшие при эксперименте врачи, сотрудники академика Бехтерева, были поражены результатами.

"Опыт, - писал Бехтерев, - заключался в следующем: собака должна вскочить на предрояльный круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в её глаза, некоторое время обхватывает её мордочку ладонями. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остаётся неподвижным, но, будучи освобождён, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара его лапы по правой стороне клавиатуры раздаётся трезвон нескольких дискантных нот".

В следующем опыте собака должна была, после известной процедуры внушения, вскочить на один из стульев, стоявших у стены комнаты, а затем, поднявшись на стоящий рядом круглый столик, поцарапать лапой большой портрет, висевший на стене над столиком. Казалось бы, что это сложное действие собаке не так легко выполнить. Но Пикки превзошёл все наши ожидания. После обычной процедуры, когда Дуров сосредоточенно смотрел в глаза собаке в течение нескольких секунд, Пикки спрыгнул со своего стула, подбежал к стулу, стоявшему у стены, затем с такой же быстротой вскочил на круглый столик, и, поднявшись на задние лапы, достал правой передней портрет и стал царапать его когтями.

Задание.

Если у вас дома есть собака или кошка, вы и сами можете поэкспериментировать с ними. Кто знает, может, и вы откроете нечто любопытное.

Задание состоит в том, чтобы собака вскочила на стоящий неподалёку круглый стул и осталась на нём сидеть.

Опыт 1.

Алгоритм выполнения:

  1. Сосредоточиться на форме круглого стула.
  2. Некоторое время смотреть собаке в глаза.
  3. Записать результаты опыта
  4. Оценить опыт удался/не удался.

Опыт 2.

  1. Представить движение собаки к стулу.
  2. Сосредоточиться на форме стула.
  3. Некоторое время смотреть собаке в глаза.
  4. Записать результаты опыта
  5. Оценить опыт удался/не удался

Вывод.

Подведение итогов.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3