Цели и задачи:
- образовательные: обобщение умений и знаний по теме "Обыкновенные дроби", применение знаний для решения задач. Закрепление знаний по сокращению дробей, сложению и вычитанию дробей;
- развивающие: через операции над дробями развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуальные качества, способности к "видению" проблемы, оценочным действиям, обоснованию, самостоятельности; учить учащихся корректировать свои действия в ходе урока; формирование умений чётко и ясно излагать свои мысли, делать выводы;
- воспитательные: формирование элементов социально-личностной компетентности, проверять и оценивать результаты деятельности.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель: Сейчас в ходе устного счёта узнаем тему урока, считая, объясните свои действия. (Предлагаются примеры для устного счёта, при этом заполняется таблица).
А - Б- В- Д- И- К- Л- М- О- Р-
Учитель: - Так какая сегодня тема? (Ответ учащихся - "Дроби").
- Тема урока "Обыкновенные дроби", сегодня урок - обобщение. Мы должны показать, что умеем, знаем, как работаем самостоятельно. Сегодня я вам предложу несколько видов и форм работы. Будьте внимательны, оценивать вашу работу будут ребята из 8 класса, за каждый вид работы вы будете получать баллы, в конце урока по баллам - оценки.
I. Учитель: Какая часть закрашена?
- Предлагаются различные геометрические фигуры, разбитые на части, где какая-то часть закрашена. Какая часть закрашена?
(Здесь проверяется, понимают ли дети, откуда берутся дроби.)
II. Учитель: - Что здесь лишнее?
Учитель:
- на экран проектируется набор дробей, где одна из дробей отличная от других. Какая это дробь?
;
- Почему вы так считаете?
III. Блиц-опрос: Что мы знаем о дробях?
(на доске закреплены карточки с красочными рисунками (количество на 1-2 больше, чем учеников в классе), с обратной стороны - вопрос.
Учитель:
- Сейчас вы цепочкой пойдёте к доске, возьмёте любую карточку и ответите на вопрос.
Вопросы:
- Приведите примеры обыкновенных дробей. Что показывает числитель и знаменатель дроби?
- Какая из двух различных дробей с одинаковыми знаменателями меньше и какая больше? Как расположены на координатном луче точки, имеющие такие координаты?
- Какая дробь называется правильной? Неправильной? Какая из этих дробей меньше единицы, какая равна единице и какая больше единицы?
- Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
- Сформулируйте правило вычитаний дробей с одинаковыми знаменателями.
- Как из неправильной дроби выделить целую часть?
- Как записать в виде дроби натуральное число?
- Как записать в виде неправильной дроби целое число или число, содержащее целую и дробную часть?
- Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
VI. Заморочки из бочки.
(Достают из бочки бочонки от лото, по данным номером пример на сложение и вычитание дробей).
Учитель:
- В этой бочке маленькие бочонки с номерами. Сейчас каждый из вас достанет для себя бочонок с номером и под этим номером устно решает пример, записанный на доске.
(На доске заготовлены примеры).
и т.д.
Решение примеров сопровождается комментариями "Как я решаю".
Учитель:
- Мы рассмотрели понятие "дробь", "правильная и неправильная дробь", действия с дробями, а теперь, каждый из вас покажет свои знания через самостоятельную работу.
V. Самостоятельная работа
Тест: (через компьютер)
Теоретическая часть.
1. Правильная дробь та, у которой:
А. числитель равен знаменателю;
Б. числитель меньше знаменателя;
В. числитель больше знаменателя.
2. Дробь неправильная, если:
А. числитель равен знаменателю;
Б. числитель меньше знаменателя;
В. числитель больше знаменателя.
3.Сократить дробь, это:
А. числитель разделить на число;
Б. числитель и знаменатель разделить на какие-нибудь числа;
В. Числитель и знаменатель разделить на одно и то же число.
4. Сложить дроби с одинаковыми знаменателями, это значит:
А. сложить числители и знаменатели;
Б. сложить только числитель, а знаменатель оставить тот же;
В. не знаю.
Практическая часть.
1. Найти значение выражения;
2.Сократить дроби;
3. Привести дроби к новому знаменателю;
4. Перевести дробь смешанную в дробь неправильную;
5. Перевести дробь неправильную в смешанную дробь.
Предлагаются задания по данным пунктам по усмотрению учителя, дифференцировано.
VI. Рефлексия самостоятельной работы.
VII.Итог:
Учитель просит учеников подвести итог урока, оценить, как они справились с уроком, что было на уроке интересным, что нет. Затем члены жюри выставляют оценки.
Во время проверки тестов членами жюри можно заслушать домашние мини-сказки "В мире дробей", которые ребята придумали к этому уроку.
Оценки в карточках у членов жюри (учащиеся 8 класса).
Пример сказки: "В мире дробей".
В некотором царстве, в некотором государстве, которое звалось "Государство чисел" жили-были дроби и были они очень правильные, голова, т.е. числитель, была у них маленькая, а ноги, т.е. знаменатель, были большие. И могли эти дроби водить хороводы, и тогда они становились большими, а когда кто-то уходил из дома, дроби становились маленькими.
И была в этом государстве река, но не простая, а волшебная. Кто входил в её воды, тот сразу переворачивался. И вот, однажды, некоторые дроби пошли погулять-покупаться. Но: о, ужас, когда они вышли на другом берегу, то не узнали друг друга, они стали вдруг неправильные, всё у них стало наоборот, голова - большая, а ноги - маленькие. И тогда им хороводы водить стало труднее, ноги-то у них разные и в такт не попадают.
Что же делать? Как им помочь?
Историю эту мне поведал Ноль. Таких историй у него ещё много. Он показал мне мешок, где хранил тайны чисел, а разгадать эти тайны придётся нам. Когда? Пока учимся в школе.
Урок-обобщение по теме "Обыкновенные дроби" - 5 класс содержит в себе элементы игровых технологий, использование ИКТ, различные виды самостоятельной работы.
Результатом урока является проверка усвоения данного материала учащимися.