"Пейзаж уголков любимого города"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • закрепление знаний о пейзажах;
  • развитие пространственно – конструктивного мышления, наблюдательности,  способов образного видения;
  • формирования знаний об исторической планировке Краснодара и связи среды с образом жизни людей;
  • воспитание уважительного отношения к природе и архитектуре родного края.

Оборудование:

  • Материалы: бумага, карандаш, краски.
  • Зрительный ряд: слайды с архитектурой города старой и современной.
  • Литературный ряд: стихи кубанских поэтов.

Все вопросы и задания на экране, учитель комментирует их. Презентация урока представлена в Приложении 1.

ПЕРВЫЙ УРОК

Тема: пейзаж уголков любимого Краснодара.
1. Организационный момент
Учитель:

  1. Объемный вид искусства?
  2. Рисунок здания – вид искусства?
  3. Жанр искусства, изображающий предметы?
  4. Жанр искусства изображающий голову человека?
  5. Пейзаж – это изображение…?
  6. Художник, изображающий животных?
  7. В каком виде изобразительного искусства используют только черно-белый цвет?

2. Беседа с детьми
       Учитель:
- Что такое пейзаж?
Ответ учеников:
- Жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого, является изображение природы, вида, местности.

Учитель:
- Какие бывают пейзажи?
Ответ учеников:
-  Сельский,  городской, «Марина».

Учитель:
- Какой характер может носить пейзаж?
-  Как с помощью колорита и освещения можно передать настроение . Приведите примеры, используя изображения.

( звучат стихи Кубанских поэтов в исполнении детей)

Высокие травы  - муравы,
Растете вы,
Травы, На славу!
Зеленые, скинув рубашки,
Белеют – желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки,
Как в новых бешметах казаки.
В. Бакалдин
На зорьке румяной
Шиповник проснулся,
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему потянулась в ответ.
Бутоны окрасила
В  розовый цвет
И в каждый бутон
Как раз в серединку,
Вложила она
Голубую росинку.
Заденешь случайно
Шиповник кленом –
Окатит тебя он
Душистым дождем.
Т. Голуб.

Учитель:
- С помощью чего поэт выражает свое отношение к природе?
Ответ учеников:
- Поэт умеет найти яркие слова, чтоб передать свои впечатления.
Учитель:
-А художник?
Ответ учеников:
- Художник с помощью красок может передать свое восприятие красоты родного края.
Учитель:
- Давайте вспомним, в какой последовательности надо работать над пейзажем.
 1.  Пропитка неба и земли;
 2.   Далее прописывается дальний план (лучше по сырому, т.к. он вдалеке);
 3.   Важные части с учетом линии горизонта;
 4.   Первый план контрастными, яркими тонами, по мере удаления тон теряет насыщенность 
      и на горизонте растворяется.

3. Виды работы с кистью

Вывод: Мы с вами вспомнили основные способы работы над пейзажем, виды работы кистью.
Задание: Выполните кратковременный этюд пейзажа Кубани. Работа под музыку Кубанских композиторов.
Задание на дом: Поисковая группа готовит материал – старая и новая архитектура города Краснодара.

ВТОРОЙ УРОК

Тема: Городской пейзаж.
1. Организационный момент
     Учитель:
- Всегда ли художник предпочитает изображать только природу?
  Ответ учеников:
- Нет. Художники изображают природу и архитектуру.

     Учитель:
- А что такое архитектура?
  Ответ учеников:
- Искусство проектировать и строить.

     Учитель:
- Для чего служит архитектура?
  Ответ учеников:
- Постройки служат для практического использования и в тоже время являются
произведениями искусства.

     Учитель:
- С незапамятных времен город является постоянно действующей выставкой, непрерывно развивающимся художественным музеем. Веками украшение фасадов зданий, украшение площадей фонтанами сливалась в сознании с образом города.
Город – это единый организм природы, архитектуры и людей.

     Учитель:
- Как может выполняться городской пейзаж?
  Ответ учеников:
- По фотографиям и зарисовкам, натурно.

     Учитель:
- Натурный пейзаж отличается богатством красок, оттенков, ощущением льющегося света со всех сторон. Чаще выполняется в технике аля-прима в один прием.

2. Выступление поисковых групп

     1 группа
Екатерина Вторая – царица матушкой в песне казачей зовется.
Здесь разрешила она поселится преданным ей казакам – черноморцам. И в благодарность кубанской столице высится памятник мудрой царице.
Памятник, возведенный в ее честь, был разрушен, но в наши дни восстановлен.

        2 группа
Кубань и Карасунский Кут был город наш заложен тут. И Красной названа была прямая улица – стрела.
В 1920 год Екатеринодар переименовали в Краснодар.

       3 группа
С особой любовью жители Кубани относятся к А. С. Пушкину. В его честь названа библиотека и напротив установлен памятник.

     4 группа
В 1803г. с приездом на Кубань священника К.В. Россинского начали открываться школы, училища, гимназия.
Учебников не было, и Кирил Васильевич сам составил «рукописные тетради» для обучения грамоте.

     Учитель:
- На уроке мы поговорили об истории нашего города, вспомнили виды пейзажа, законы перспективы и тона.
До выполнения работы обратите внимание на правила выполнения «городского пейзажа».
a)   Выбор точки зрения, чтобы наилучшим образом выявлять характерные особенности задания
b)   Надо стремиться передать монолитность, тяжесть постройки или устремленность, воздушность.
c)   Глядя на фасад, надо представлять его боковые и задние стены.
d)   Штрихи наносить, учитывая конструкцию.
e)   Первый план трактуется контрастными тонами, по мере удаления планов тон теряется.

3. Работа на уроке
На интерактивной доске слайды с изображением города в прошлом и современном. Звучит музыка мой город.
Зарисовка по впечатлению городского пейзажа.

4. Анализ работы
Выбор наиболее удачного пейзажа.