Цели:
- уточнить и закрепить знания учащихся о различении звуков и букв;
- воспроизвести и обобщить знания учащихся о предложении, правописании слов с парными
- согласными на конце слова;
- развивать интерес к русскому языку;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
2. Гимнастика для пальцев. (Пальчики здороваются: складываются по два пальчика домиком).
- Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй!
- Будьте здоровыми и красивыми, (поднимаем руки, и поворачиваем в одну сторону и в другую).
- Будьте всегда трудолюбивыми!
- Вот помощники мои! (Поднимаем руки вверх ).
Их как хочешь, поверни: (Поворачиваем в одну сторону и в другую).
Раз, два, три, четыре, пять! (разминаем пальчики).
Будем мы сейчас писать.
Стук в дверь, (открывает учитель):
Учитель:
- Ребята! К нам кто-то пришёл на урок. Кто это? (Заходит почтальон Печкин).
- Вы узнали его? Он принёс нам телеграмму. Давайте её зачитаем. ( Начинает читать).
- Телеграмма
Дорогие ребята! :
- Дорогие ребята! (Останавливается.) - Ой, а почему же это я сама читаю? Вы же уже все умеете читать. (Вызывает ученика.)
- Дима, зачитай телеграмму. (Ученик читает.)
Телеграмма
Дорогие ребята! Приглашаю вас в чудесную страну Словарию.
Волшебница Грамота.
Учитель:
- Ребята, это та самая волшебница, которая вас пригласила 1 сентября в чудесную страну Знаний, где мы бываем каждый день и где нам всегда интересно бывать. Так поедем в путешествие, ребята?
А поедем мы на поезде. Но прежде чем ехать откроем тетради и запишем число, работа, где выполняется. (Учитель пишет на доске, а ученики в тетрадях).
3. Объявление темы и цели урока.
- Сядем в вагоны. Мы - пассажиры. (Учитель прикрепляет на доску поезд с вагонами).
- Представьте, что мы в поезде. Давайте, изобразим, что поезд едет. (Изображаем все вместе и говорим слова):
- Торопится поезд, вагоны стучат.
А в этих вагонах ребята сидят.
Учитель:
- И вот остановка. (Картинка совы на доске).
- Это птица, которая к нам часто прилетала на уроки. Как мы называем эту птицу? Да, мудрейшая сова. Она учит нас мудростям, и с каждым днём мы становимся мудрее, познаём что-то новое. Вот и сегодня совушка приготовила вам задание. (Учитель переворачивает лист с заданием. <Рисунок1>).
Рисунок 1
- Ребята, вот задание: из элементов букв составьте и запишите в тетрадях строчные письменные буквы.
- Проверяем задание у доски. Запишите и прочитайте свои варианты букв. (Выходят по очереди три ученика записывают и читают свои варианты букв.)
- А на следующей строке запишите такие же заглавные буквы, которые вы составили из элементов букв.
Задание: прочитайте сначала гласные буквы и произнесите их звуки, а потом согласные буквы и звуки.
Едем дальше. Изображаем поезд и произносим:
- Торопится поезд, вагоны стучат.
А в этих вагонах ребята сидят.
И вот остановка. Прочитаем, ребята, вывеску, что это за остановка? (<Рисунок 2>. Ребята читают):
Рисунок 2
- "Гласная область".
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, кто живёт в этой области? А какие буквы называются гласными? (Которые обозначают гласные звуки.) Назовите гласные буквы, сколько их? (Десять).
- А что вы знаете о гласных звуках? Сколько основных гласных звуков? (Гласные звуки произносятся при помощи голоса. Они поются. Гласный звук образует слог. Основных гласных звуков шесть. Четыре звука могут обозначать два звука.).
- Сегодня нам встречались и гласные звуки и согласные. Чем же отличаются согласные звуки от гласных звуков? (Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Они могут произноситься с голосом и без голоса( с шумом). Согласные звуки, которые произносятся с голосом называются звонкими согласными, без голоса - глухими согласными.
- Но посмотрите, ребята, какое произошло чудо. Волшебница Грамота незаметно дотронулась до вас своей волшебной палочкой, и вы превратились в буковки. (Учительница надевает короны с буквами.)
- И оставила вам загадку. Послушайте и отгадайте её:
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы
На одной живут странице и повсюду славятся.
- Кто это? (Буквы).
- А чем буквы отличаются от звуков, ребята? (Буквы мы пишем, а звуки произносим.)
- Ой! А я слышу какой- то спор букв. (Выбегает ученица в короне буквы "Я" и кричит):
- Я самая главная буква! Потому что Я - это я.
(И тут выбегает ученица в короне буквы "А" и кричит букве "Я"):
- Я самая главная буква! Ты стоишь в конце алфавита, а я в начале, И ещё я пою: ааа:ааа: Я самая главная буква!
(И тут выскочили буквы "У", "О", "Э", "И", "Ы" и закричали):
- И мы тоже поём, мы тоже главные буквы!
(Тут выскочила буква "М"):
- Какие же вы главные, если из вас можно построить одно слово: АУ! А вот вместе со мной можно построить слова (показывает написанные слова):
МАМА, МЫ, МИМО, МУ-МУ! МЯУ!
- Я самая главная буква!
И тут важно вышел Ъ и сказал:
- Я знаю, что я не самая главная буква, никакого отдельного звука не обозначаю, но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки и не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу.
Буквы задумались и сказали:
- Все буквы главные на своей работе! Давайте дружить! (Ученики садятся за парты).
Учитель:
- Какую же главную работу делают буквы? (Составляют слова.)
- Ребята, запишите слова, которые составила буква "М", но письменными буквами, подчеркните гласные буквы. (Дети пишут в тетрадях, а учитель проверяет).
- Посмотрите, ребята, вы написали одни слова или есть и предложения?
Прочитайте предложения. Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительные, они побуждают к действию).
( Три ученика читают эти предложения с восклицательной интонацией).
- Что содержит каждое предложение? (Предложения содержат просьбу. В конце предложения ставится восклицательный знак (!).
- Теперь мы знаем, что дружат гласная с согласной, составляют вместе слог, а из слогов составляют слова.
И вот волшебница Грамота приготовила для вас новое задание: (<Рисунок 3>):
Рисунок 3
Выловите начало слова и добавьте слоги где жи, а где нужно и ши, чтобы получились слова. Запишите эти слова, поставьте в них ударение.
- Проверяем работу. (Вызванные ученики читают слова и ставят ударение).
- Какая орфограмма в этих словах? (ЖИ, ШИ пиши с буквой И).
Подчеркните орфограмму в словах.
Теперь садимся в поезд и едем дальше. Изображаем поезд, произносим слова.
И вот остановка, путь закрыт буквами. Давайте произнесём звуки, которые обозначают эти буквы:
Б В Г Д Ж З [б] [в] [г] [д] [ж] [з] П Ф К Т Ш С [п] [ф] [к] [т] [ш] [c]
- Что это за пары букв? ( Они обозначают парные согласные звуки по звонкости - глухости).
Учитель переворачивает рядом с буквами картинку Звукомора (<Рисунок 4>) и говорит:
Рисунок 4
- А тут злой Звукомор сидит в своём подземелье и ждёт, что вы при написании слов сделаете ошибку. Он хочет уморить (уничтожить) звук, который вызывает сомнение при написании слов с картинки. (Рядом со Звукомором картинки: столб, флаг, гриб, медведь, нож).
- Запишите самостоятельно слова, что изображено на картинках через запятую и найдите орфограмму. (Ученики пишут слова, находят орфограмму в слове).
- Проверяем написание слов. Какой звук у вас вызывал сомнение при написании? (Звук на конце слова. Звонкие звуки оглушаются и мы проверяем, изменив слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. И тогда чётко слышится звук, который надо писать: столб - столбы, флаг - флаги, гриб - грибы, медведь - медведи, нож - ножи).
- А дальше посмотрите, ребята, - подземелье (<Рисунок 5>).
Рисунок 5
Сидят там очень злые ошибки и хотят проверить, правильно ли вы напишете предложение. Прочитайте его. (Читают хором):
Рома сел суп.
- Проверьте, правильно написано предложение? А может злые ошибки, уже похитили буквы?
Запишите правильно предложение и докажите что вы написали верно.(Злые ошибки похитили Ъ в слове "съел". Ъ разделяет согласный звук [с] от звуков [йэ].
- Ребята, что вы знаете о Ъ ? (Это буква, звука она не обозначает, но если её потерять в словах, то смысл слова меняется).
- Какое это предложение по цели высказывания? (Это повествовательное предложение).
- Что содержит это предложение? (Это предложение содержит сообщение. В конце предложения ставится точка).
- О ком говорится в предложении? (В этом предложении говорится о Роме, что он съел суп).
- Подчеркните самостоятельно согласные буквы в этом предложении.
Физкультминутка под фонограмму песни "Детство" (3 минуты).
- У самого подножия замка волшебницы Грамоты вас ждёт Буратино с заданием (<Рисунок 6>).
Рисунок 6
- Составьте слова, а из слов предложение и запишите в тетрадях.
- Проверяем. Прочитайте предложение. Какое это предложение по цели высказывания? Что содержит это предложение? (Предложение это повествовательное. Оно содержит сообщение о девочке Маше, что она носит воду. В конце такого предложения ставится точка).
- Назовите сколько слогов в каждом слове.
- Буратино очень доволен вашей работой и решил, что вы поможете ему с деформированным текстом и вместе с ним отправитесь в гости к волшебнице Грамоте. Поможете, ребята? (На доске слова):
Земля, чудесная, берегите.
- Составьте из слов предложение и запишите в тетрадях. (Ученики составляют предложение).
- Проверяем. Прочитайте предложение. Какое это предложение по цели высказывания? Что содержит это предложение? (Это побудительное предложение. Оно содержит призыв, побуждает к действию. В конце предложения ставим восклицательный знак (!).
Учитель:
- В наследство нам досталась чудесная планета - Земля. Нас окружает прекрасный мир животных и растений. И его надо беречь. С 2000 года 21 марта празднуют всемирный день Земли. В этот день люди всей планеты призывают и напоминают охранять, беречь эту чудесную Землю. И вы, ребята, берегите нашу чудесную планету!
Выходит волшебница Грамота с глобусом и говорит:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Милости просим вас в страну Словарию!
- Слова, слова, слова:
Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
Они слышны и здесь и там, на улице, и дома
Слова, слова, слова:
Прекрасно, незнакомо:
- Познавайте, изучайте, ребята, мир слов! Я буду вам хорошим помощником в ваших начинаниях!
Вы сегодня молодцы! Удачи вам в учебе!
А в подарок я вам принесла модель нашей чудесной Земли.
Берегите окружающий вас мир, который полон разных чудес и увлечений. До встречи!
(Оставляет волшебница Грамота ребятам глобус и уходит).
4. Подведение итогов урока.
- Что вы сегодня узнали нового на уроке?
- Где вы побывали?
- Что пожелала вам волшебница Грамота?