Цели и задачи:
А) развитие - работа "от ученика" с опорой на его жизненный опыт и наблюдательность.
Б) образовательная - знакомство с новым материалом с применением полученных или уточнённых знаний, использование в реальных жизненных ситуациях.
В) воспитательная - умение работать в группе, осуществлять взаимоподдержку, делиться собственными накопленными знаниями; желание почерпнуть новые сведения по теме урока.
Оборудование
- Учебники А.Плешакова "Окружающий мир"
- Карточки с изображениями дорожных знаков, конверты
Введение в тему.
- Как вы думаете, понимают ли друг друга музыканты разных стран, врачи?
- Какие знания им понадобятся?
Врачи, прекрасно владеющие знаниями латинским языком, сумеют поставить диагноз, выписать лекарства и лечить.
Музыканты с помощью нот общаются на языке музыки.
- А какие знания помогут автомобилисту который путешествует по разным странам, безопасно передвигаться по дорогам?
На доске четверостишие, которое мы расшифруем в конце урока.(подчёркнутые слова закрыты и откроются в конце урока)
Много есть различных знаков -
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
С тем, что знаки надо знать, вы, пожалуй, согласитесь
- А кому нужны знания дорожных знаков?
Варианты ответов детей.
- Все ли знаки одинаковы?
- Различаются ли они по форме, цвету?
- Дорожные знаки - это краткий источник информации.
- Для чего надо знать смысл информации, который несёт в себе знак?( Варианты ответов детей.
- В таком случае, кто же должен уметь расшифровывать знак? Все!
Первичное знакомство с дорожными знаками
Предупреждающие знаки
- Выберите из конверта карточки в виде треугольника красного цвета.
Разложите их в линию.
- О чём могут рассказать эти знаки?
- Кого эти знаки предупреждают, водителя или пешехода?
- Почему на знаке красный цвет?
- Итак, какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?(ответы детей)
Запрещающие знаки
Достаньте из конверта знак с изображением внутри красного круга.
- Что скажете?
- Почему для этих знаков выбран красный цвет?
- Эта группа знаков более "строгая", поэтому называется - запрещающая!
Красный круг обозначает
Обязательно запрет.
Он гласит: "Нельзя так ехать"
Или "Тут проезда нет".
- Попробуем рассказать о запрещающих знаках. (варианты ответов детей).
- Итак, какую форму и цвет имеет группа запрещающих знаков?
Информационно-указательные
А ещё бывают знаки -
Взяты в синенький квадрат
Как и где проехать можно
Эти знаки говорят.
- Найдите эти знаки в конверте.
- О чём они могут рассказать?
- Назовём эту группу знаков информационно-указательной. С помощью некоторых знаков этой группы можно узнать, где гостиница, заправка, кемпинг. Это знаки сервиса, больших помощников автомобилистов.
Синенький прямоугольник
Вам подскажет, как найти
Остановку и заправку и
Больницу на пути.
Предписывающие знаки
- Какие карточки остались?
- Остались знаки, которые изображены в синем кружочке.
- Это знаки указывают безопасные места передвижения для велосипедистов, пешеходов, автомобилистов.
Это знаки - предписывающие.
Кстати, когда вы на велосипеде - вы пешеход или водитель, почему? (варианты ответов детей, обсуждение в группе, уточнение).
Промежуточный итог.
- Сколько групп дорожных знаков мы выделили?
- Почему они разного цвета?
Учебник, стр.14. Правы ли мы оказались?
Физкультминутка.
ПО ДОРОЖКЕ (2 РАЗА)
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
Стоп.Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
Закрепление.
- Рассмотрим иллюстрации в учебнике.
Повторим названия групп дорожных знаков.
- Кто из вас ездил ночью?
- Что происходит со знаками в тёмное время суток?
- Почему знаки светятся?
Как вы думаете, у какого животного человек позаимствовал светящийся эффект? (варианты ответов детей)
Спасибо кошке.
Англичанин Перси Шоу туманной ночью чуть не сорвался с обрыва на своей машине.В самый последний момент он увидел отражение света фар машины в глазах кошки. Эта кошка мирно сидела на обочине дороги.
Под впечатлением этого случая англичанин изобрёл отражающее устройство.Этот прибор устанавливают на дороге, чтобы предупредить об опасности.
Из истории автомобильного движения в крае.
В 1912 году в Екатеринодаре уже имелся определённый простор для автомобильного движения. В то время здесь уже было 95 улиц, общей протяженностью 111 вёрст.
Однако, отношение населения к автомобилям было, мягко говоря, сдержанное. Это видно из следующей заметки:"В данное время в городе процветает автомобильный спорт, как самый новый и модный: Эти чудовища на резиновых шинах с рычаньем носятся по городу самым полным ходом. В каждом автомобиле сидит по крайней мере сотня чертей, который стучат, пыхтят, кашляют, чихают. Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на Красную улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание.
Не очень давно один автомобиль наскочил на фруктовый киоск и стёр его с лица земли".
Автор, нарисовавший такую тревожную картину, не одобрял, впрочем и велосипедистов, которые по его словам "ездят по всем направлениям улицы, отчаянно звонят за версту, а на повороте преспокойно налетают на мирного обывателя и со смущённой улыбкой на улице извиняются за причинённое беспокойство".
Итог урока.
- Закончим наше четверостишие. Откроем спрятанные слова.
- Чему научились, какие возникли трудности?
Домашнее задание.
Нарисовать по одному знаку из каждой группы и повесить на стенд в классе.