Цели: дать понятие физическому явлению «радуга»; воспитывать коллективизм; развивать кругозор детей.
Оборудование: плакат с изображением радуги, солнца, дождя; стёкла-призмы; мыльные пузыри, краски, кисточки, альбомные листы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы урок проведем, разделившись на 2 группы. Узнаем, как появляется такое природное явление, как радуга.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Отгадайте. Что это?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Дети. Дождь.
Учитель. Почему идет дождь?
Ответы детей.
Учитель. Какой бывает дождь?
Дети. Проливной, мелкий, грибной, косой.
Учитель. Кто рад дождю?
Ответы детей.
III. Работа по теме. На доске рисунок «Идёт дождь».
Учитель. Когда очень долго идёт дождь, что нам хочется?
Дети. Всем хочется, чтобы закончился дождь, и появилось солнышко.
Учитель. Вот мы сейчас прочитаем заклички, чтобы закончился дождь, и выглянуло солнце.
У каждой группы на столе лежат свои стихи - заклички.
1 группа.
Дождик, дождик, подожди
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.
На рисунке исчезает туча.
2 группа.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
На рисунке появляется солнце.
Учитель. А перед окончанием летнего дождя появляется ….
Поднялись ворота-
Всему миру красота.
Дети. Радуга.
На рисунке появляется радуга.
Учитель. Видели ли вы радугу? Когда? Расскажите ваши ощущения.
Ответы детей.
Учитель. Сколько цветов у радуги?
Дети. Семь.
Учитель. Какие цвета?
Ответы детей.
Учитель. Как вы думаете, как появляется радуга?
Ответы детей.
Учитель. Древние люди тоже думали, как же появилась радуга? Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению.
Какого цвета солнечные лучи?
Дети. Белые.
Учитель. Оказывается, солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.
На доске появляется рисунок – образование радуги.
Учитель. Заметьте, что чаще наблюдать радугу удаётся, когда солнце невысоко над горизонтом, а вы располагаетесь спиной к нему и лицом к «уходящему» дождю.
IV. Физ. минутка.
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
V. Практическая работа.
Учитель. Получить радугу можно, как это сделал великий физик И. Ньютон, в «домашних» условиях. (Имя физика записывается на доске).Сейчас мы с вами, не выходя из класса, получим радугу.
Опыт № 1.Радуга через призму.
У каждого ученика на столе своя призма. Дети, с помощью учителя, настраивают призму на солнечный свет, образуя «радугу» на листке.
Опыт № 2. Радуга на мыльном пузыре.
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
Учитель. Мы с вами двумя способами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром. (Новые понятия записываются на доске).
Учитель. Как же запомнить порядок цветов на радуге? Люди придумали такое предложение, помогающее запомнить порядок цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Дети проговаривают про себя это предложение, затем дружно произносят вслух.
VI. Закрепление.
Каждая группа получает своё задание.
- Нарисовать группой радугу.
- Составить сказку о радуге по опорным словам: радуга, солнышко, дождь, капельки, чудеса.
VII. Итог урока.
Учитель. Когда появляется радуга?
Ответы детей.
Учитель. Почему радуга разноцветная?
Ответы детей.
Учитель. Сколько в ней цветов?
Ответы детей.
Учитель. Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Радуга-дуга»
Читает заранее подготовленная ученица:
Солнце вешнее с дождём
Строят радугу вдвоём –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.Радужная арка
Засверкала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
VII. Домашнее задание.
- Нарисовать радугу.
- Запомнить последовательность цветов радуги.