ЦЕЛЬ:
- познакомить учащихся с искусством эпохи Возрождения;
- биографиями и творчеством величайших художников эпохи Возрождения стран Западной Европы;
- развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать устную речь.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: художественная мастерская
ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиа проектор, презентация.
ХОД УРОКА-МАСТЕРСКОЙ
1. ОРГ. МОМЕНТ
Презентация – Приложение.
Звучит музыка. Учитель (под музыку)
Не на троне – на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею,
Взор ко взору, щеку прижав к щеке,
Неотступно требует… Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит…
(отрывок из поэмы М. Волошина «Владимирская Богоматерь»)
– Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я вас приглашаю в художественную мастерскую. Нам предстоит побывать в мастерской Леонардо да Винчи (1-я группа), мастерской Рафаэля Санти (2-я группа).
Живопись – это искусство писать красками так, что все изображенное художником волнует нас, как в жизни. Художник умеет передавать с помощью сочетаний красок и линий выражение лица, движение, тени, лучи света. Хорошая картина всегда вызывает у нас какое-то настроение: радостное, если краски яркие, праздничные, грустное, если художник рассказывает нам о чем-то печальном и его кисть смешивает на палитре и кладет на полотно темные мрачные краски. Живописцы эпохи Возрождения стремятся раскрыть перед нами чудесные картины жизни, выразить глубину человеческих чувств.
(слайды картин)
2. РАБОТА ГРУПП-МАСТЕРСКИХ
УЧИТЕЛЬ: Эпоха Возрождения, или, как ее еще называют, Ренессанса. Возникновение новой культуры – культуры Возрождения – было связано с расцветом итальянских городов. Большинство горожан были не только грамотными, но и хорошо образованными. В городах было открыто много школ.
Богатые горожане по новому оценивали мир, в котором жили. В отличие от феодалов они стремились нажить богатство не грабежом на войне и захватом земель, а торговлей, денежным делом и производством товаров.
Богачи спешили получить как можно больше радостей в земной, а не в загробной жизни. Они соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды. Заказы на художественные произведения теперь давали не только правители государств, церковь и знатные феодалы, но и богатая городская верхушка.
Растущим городам требовалось все больше образованных людей. По заказам богатых горожан архитекторы строили просторные дома, а скульпторы и живописцы украшали здания картинками и статуями.
1. Сообщение о биографии Леонардо да Винчи
(выступление историка 1 группы) На экране портрет художника
Ученик. В одном из каменных домов города Винчи (а все они какого-то грязно-желтого оттенка). 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть. И всех времен) – Леонардо.
Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности; не знаем, была ли она умна, училась ли чему или нет. Биографы называют ее молодой крестьянкой. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.
Об отце Леонардо. Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом. Четыре поколения его предков также были нотариусами.
В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо и часто относились к ним так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом и даже крещен в его присутствии. Но в дом отца он был взят далеко не сразу.
О том, как проходило детство Леонардо да Винчи, ничего не известно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией. Наблюдениями за полетами птиц, движением воды. Много времени Леонардо проводил на свежем воздухе.
Образование Леонардо, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начала математики, латынь.
Его почерк удивителен. Он пишет справа налево. Буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала (он был левша, и для него было просто удобнее так писать). При необходимости, когда, например, он обращался к кому-то с письмом, он писал как все люди.
Отец распознал талант своего сына. Когда мальчику было около 15 лет, разрешил стать учеником в мастерской художника во Флоренции.
Леонардо мог петь и божественно импровизировал на лире, сочетание занятий музыкой и изобразительным искусством вообще было очень распространено в эпоху Возрождения. Умение Леонардо вести беседу привлекало к нему все сердца. И хотя собственностью он не обладал никакой, и работал немного, все же он держал слуг, а также лошадей, к которым был неравнодушен… Воистину, он любил всех животных… Часто, проходя мимо рынка, на котором продавали птиц, он возвращал пленницам свободу выпуская их всех из корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену.
Образ, который Леонардо являл собой миру, был всего лишь приятной маской; в сердце своем он был более чем одиноким человеком.
В 24 года он открыл свою мастерскую.
В 47 лет потерял интерес к живописи и превратился в военного инженера.
В 56 лет карьера Леонардо как художника подошла к кону, хотя ему еще оставалось жить более 10 лет. От этих лет сохранилось 2 картины.
2. Сообщение о биографии Рафаэлло Санти (выступление историка 2 группы) На экране портрет художника
Ученик. Рафаэлло Санти родился 6 апреля 1483 года в Центральной Италии, в небольшом городке Урбино.
Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утонченность. Джованни Санти не был даровитым художником, но он был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличии от большинства художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.
В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта; но вскоре, 1 августа 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Рафаэль, которому едва исполнилось 11 лет, остался круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.
К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, причина в том, что он помогал отцу писать картины. К сожалению, точно не известно, как Рафаэль помогал отцу и где он учился основам мастерства. Сам художник никаких документов об этом периоде не оставил.
В 21 год Рафаэль переезжает во Флоренцию. Этот город считается самым подходящим местом для того, чтобы изучать и совершенствовать технику письма. Несмотря на свой достаточно большой практический опыт, Рафаэль, понимает, что пришла пора учиться мастерству у самых выдающихся художников, у титанов, живущих во Флоренции, – Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Рафаэль был архитектором, но при всем при этом художник успевает выполнять частные заказы богатых клиентов. Ему всего 35, но как художник он уже успел добиться наивысшей славы и богатства.
Леонардо да Винчи и Микеланджело были не менее, а может быть, и более талантливыми, чем Рафаэль, однако Леонардо часто оставлял свои творения незавершенными, а Микеланджело отличался сложным, взрывным характером. Рафаэль же был мечтой любого заказчика – исполнительным гением с ангельским характером.
Однажды художник впал в лихорадочное состояние, и приглашенные врачи стали лечить его так, как было принято в те времена с помощью кровопускания, вместо того, чтобы дать укрепляющее. Умер Рафаэль в свой 37-й день рождения и был похоронен в римском Пантеоне.
3. ОПИСАНИЕ КАРТИН ХУДОЖНИКОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(выступления художника 1 группы) На экране слайды картин художника «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта»
1. Рассказ «Творчество художника Леонардо да Винчи»
Мадонна с младенцем на руках – вечная и неисчерпаемая тема.
Взгляните! С таинственных холстов, хранящихся в Эрмитаже, на нас смотрят прекрасные и загадочные лики мадонн Леонардо.
На одной из них («Мадонна с цветком») молодая мать, сама почти девочка, которая еще недавно играла в куклы, с наивной радостью и увлечением весело играет со своим младенцем. Другая Задумчивая и даже печаль («Мадонна Лита»). В ее взгляде, полном материнской любви и нежности, уже угадываются предчувствия будущей судьбы сына, материнская боль за ожидающие его страдания и сознание своего бессилия избавить его от них.
Мы считаем, что они красавицы. А Леонардо любовался не внешним обликом, а духом и утверждал: «Не всегда хорошо то, что красиво». И еще: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души».
Но дано ли нам понять внутреннее значение этих картин?
На коленях у матери младенец играет с цветком… Обратите внимание на его глубокий взгляд, и вы увидите, как маленький человек постигает этот большой мир, вореятно, постигал его и сам Леонардо. Прекрасное лицо Мадонны Литты
изображено между окнами, на фоне темной стены как раз на том месте, где за стеной должно, вероятно, находиться утреннее солнце. И если эта мысль дойдет до нашего сознания, то образ Мадонны может перевоплотиться в образ Природы-матери, а образ Христа – в образ самого Леонардо.
Учитель. Можно опускать богов на землю – так делали древние греки. Можно преображать людей до идеальной мечты – так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны.
2. Сообщение о биографии Рафаэля (выступление художника 2 группы)
(Показ репродукции: Рафаэль «Мадонна Темпи»)
Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына, идет по земному лугу. Такое впечатление, что она либо напевает малышу песенку, либо в порыве нежности шепчет ему какие-то ласковые слова… Приникнув щекой к голове ребенка, она кажется счастливейшей из смертных. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера, прозрачный воздух – все вторит гармонии материнства.
Но были ли мадонны Рафаэля богородицами? Ответ на этот вопрос мы найдем, возможно, в одной из легенд о художнике
Рафаэль шел мимо храма, когда увидел молодую крестьянку, кормившую грудью младенца. Он оцепенел, пораженный ее очарованием, красотой и святостью материнства. Под рукой не было ни клочка бумаги или картона, он вышиб дно из валявшейся рядом бочки – и готово дело. Возможно, этого не было в жизни, но в это верили все, дивясь необычайной легкости, «мгновенности» его рисунка. Посмотрите! «Мадонна в зелени», «Мадонна в кресле», «Мадонна на лугу» (Показ соответствующих репродукций). Все они – это сияющая, преображенная искусством Италия, и цвет ее – молодая прекрасная мать.
Звучит музыка
Учитель. Остановитесь! Посмотрите! Разве можно быть равнодушным!
Чистые овалы лиц, длинные прямые волосы, покорные глаза, чуть тронутые горечью губы. Ни великолепных нарядов, ни яркой красоты, которые так любили его современники-венецианцы, – ничего резкого, экспрессивного. Только тихая материнская радость, слитая с таким же тихим предчувствием горя, только готовность войти в мир со своей судьбой и раствориться в нем. Вершиной его мадонн стала Сикстинская. Необыкновенная чистота юной матери с детским и в то же время самоотверженным взглядом, не по-детски прозорливый взгляд младенца, уже постигшего сокровенный смысл жизни в смерти, удивительная одухотворенность обоих – все это делает «Сикстинскую мадонну» одним из величайших созданий европейской живописи. Эта картина спасена во время Великой Отечественной войны советскими войсками, «пожила» в России, а затем была возвращена в Германию.
Перед «Сикстинской мадонной» всегда стоят люди. Отходят от нее счастливее и чище сердцем, она заслуживает самых высоких чувств и самых высоких слов.
Так, словно грешников спасая,
Не в царстве мертвых, а в веках,
По небу женщина босая
Идет с ребенком на руках.
Под ней сшибаются народы,
Военных труб тревожен зов,
Под ней крестовые походы
И все костры еретиков,
И богадельни, и притоны,
Монастыри, концлагеря…
По небу шествует мадонна,
Их всепрощением даря…
И я при мысли той бледнею,
Что столько зим и столько лет
И ложь, и правда – все под нею,
А ей как будто горя нет!
Ах, сколько слабых били плетью,
И ложь повенчана с мошной,
А лик мадонны так же светел,
И ни морщинки за душой…
Я красоты твоей не трону,
Скажу лишь, истину любя:
– О Божья матерь, о мадонна,
Не мне молиться на тебя…
4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
(работа литераторов групп)
В письменной форме выразить свое отношение к творчеству художников эпохи Возрождения.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Сделать зарисовки наиболее понравившихся работ.
6. ИТОГ УРОКА
- Заслушивание мини-сочинений об отношении к творчеству художников.
- Заключительное слово учителя.
Искусство входит в жизнь человека, обогащая и украшая ее. Искусство прошлого образно рассказывает нам об истории народов. Ни научное исследование6, ни исторический роман не могут нам предоставить возможность так ярко увидеть ушедшую эпоху, окунуться в нее, почувствовать ее дыхание, как живописные и скульптурные портреты людей, картины и гравюры, рисующие их образ жизни и обычаи, обстановку, которая их окружала. Вот поэтому, изучая произведения изобразительного искусства, мы получаем не только эстетическое наслаждение, но и значительно расширяем свои знания по истории человечества.