Повторение и обобщение правописания гласных после шипящих

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Вспомнить правописание гласных после шипящих.
  2. Учить давать полные ответы, правильно строить предложения и запи­сывать их.
  3. Упражнять в звукобуквенном анализе слов.
  4. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
  5. Развивать творческое мышление, внимательность, любовь к природе.

Оборудование: картина на тему «Осень», компьютер, мультимедейный проектор,аудиозапись, индивидуально-дифференциальные карточки, учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык», 2 класс.

Форма урока: смотр-конкурс.

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти?

- Д. Да!

- Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний

(проектор)

ж ш ц у
ч щ и Ш
е ё ю я и

- На каждой строчке найдите лишнюю букву.

- Почему она лишняя?

- Д. На первой строке лишняя у. Она гласная. Вторая строка - Ш - твёрдый согласный, а остальные всегда мягкие. Третья строка - и, остальные выполняют две функции: обозначают 2 звука и обозначают мягкость согласных, стоящих перед ними.

- Что должно быть на уроке?

На экране(через мультимедийный проектор):

Докумен
Инструмен
Договор

- Проверьте, какой документ должен быть у вас на месте?

- Д. Дневник.

- Какие инструменты у вас готовы?

- Д. Ручка, карандаш, линейка.

- Тогда запишите в тетрадку дату нашего урока, но сначала вспомним наш договор.

- Д. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, Друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Записывают дату.

III. Чистописание.

-Прочитайте про себя. А теперь вслух вместе. (На экране):

лужи   туча   речушка
ландыши   чаща   кормушка

- Что общего в этих словах?

- Д. В каждом слове есть шипящий звук.

- Какие это звуки?

- Д. [ж], [ш], [ч’], [щ'].

- Что вы знаете об этих звуках?

- Д. [ж], [ш] - всегда твёрдые,

[ч’], [щ'] - всегда мягкие.

- Какое слово здесь может быть лишним?

- Д. Кормушка.

- Почему?

- Д. Остальные слова подчиняются одному правилу.

- Какому правилу?

- Д. Жи - ши пишется с гласной и. Ча - ща пишется с гласной а. Чу – щу

пишется с гласной у.

- Какое слово может быть на месте слова «кормушка»?

- Д. Например, щука...

- Верно. Пишем красиво:

жи  ши  ча  ща  чу  щу

- Какие здесь соединения?

- Д. Верхнее соединение - жи, ши, чу, щу. Нижнее соединение - ча, ща.

- Сначала пишем в воздухе... А теперь в тетради. У кого получилось очень красиво? Поставьте на полях карандащом маленькую звёздочку. Вы, наверное, уже догадались, что урок будет проходить в форме конкурса. В чьей тетради будет больше звёздочек, та работа будет считаться «звёздной».

- Чтобы не обижать слово «кормушка» кто-то у доски сделает звуко-буквенный анализ этого слова, а кто-то подберёт однокоренные слова к нему. Я вызываю двух учеников.

- А мы в это время напишем одно предложение. Тот, кто будет работать у доски - будет комментировать все орфограммы. К доске идёт_____ .

Комментированное письмо:

В чаще цветут душистые ландыши.

- Раздели на слоги последнее слово. Поставь ударение.

- Спасибо. А теперь давайте проверим работы наших учеников.

- Вы можете поставить на полях звёздочку.

- Для чего нужны кормушки?

Ответы детей.

- Д. Зимой птицам трудно найти себе корм. Поэтому люди должны помогать им.

- Давайте составим предложения с этим словом. Ответы детей.

- Д. Мы в этом году сделали много кормушек. Наш класс занял первое место в конкурсе «Лучшая кормушка».

- Мне очень понравились предложения следующих учеников__.Поставьте на полях звёздочку.

IV. Физминутка.

- Предлагаю поиграть. Я читаю слова: если в слове есть шипящий звук -хлопаете в ладоши.

- Готовы?

- Д. Да!

Солнце, солнышко, облако, шутка, цветок, чаща, дождь, весна, ручей, ручьи.

- Молодцы! Хорошо.

V. Работа по карточкам (дифференцированный подход).

Задание для 1 группы (сильные).

- Перед вами лежит текст «Роща». Прочитайте его.

Роща.

Рощ_ми называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Ч_десная берёзовая рощ_ за наш_м селом. Мы ч__сто ходим в рощ_. Как там хорошо! Стуч_т пёстрые дятлы. Свищ_т синицы. Трещ_т сороки. Пахнут душ_стые ландыш_. Быстро бегают муравьи.

- Выпишите слова с пробелами (пропущенными буквами) и подчеркните орфограммы .

Задание для 2 группы (средние).

- Выпишите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркните орфограммы.

Утром у мамы много дел. Я помогаю ей. В чашках душистый чай. На тарелке свежий хлеб и масло. Часы зовут в путь. Мама спешит на работу. Я иду в школу.

Задание для 3 группы (слабые).

- Измените слова так, чтобы они обозначили много предметов. Напиши.

Образец: Карандаши,...

Карандаш, гараж, шалаш, груша, морж, ерш.

Звучит музыка с пением, щебетанием птиц.

- Закройте глаза, проговорите про себя еще раз правила правописания гласных после шипящих.

- А теперь открыли глаза. Если нет вопросов - можете приступать к работе.

В течение 2 минут работают самостоятельно. Звучит музыка.

- Итак, давайте проверим. Читаете слова, которые вы выписали, и объясняете ту или иную орфограмму.

На доске появляются эти слова.

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Если нет ошибок, на полях поставьте звездочку.

- Верните тетради

VI. Составление предложений по картине «Осень».

- Посмотрите внимательно на рисунок. Какое здесь время года?

- Д. Осень.

- Составьте предложения по этому рисунку.

Ответы детей.

- Д. Наступила осень. Пожелтели листья на деревьях. Птицы улетели на юг. Идут дожди, дни становятся короче, а ночи длиннее.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы можете сделать, чтобы вокруг нас природа была красивой, чистой?

- Д. Мы должны очень бережно относиться к растениям, цветам, деревьям.

- Хорошо. Молодцы!

VII. Закрепление.

Тест-игра «Поймай слово»

- Три ряда - три команды. Каждая команда записывает слова с определёнными сочетаниями. Первая команда записывает слова с сочетаниями жи-ши, вторая команда - с ча-ща, третья - с чу-щу. Вопросы есть?

- Д. Нет.

- Слова пишите в столбик,

Чудак, роща, машина, щука, дача, ужин, щавель, тащу, кувшин. чайник, бежит, чугун.

- А теперь проверяем. Первый ряд прочитайте, какие у вас слова получились. По цепочке. Второй... Третий...

- Проверьте правописание своих слов.

На экране:

Жи-ши Ча-ща Чу-щу 
Машина Роща чудак
Ужин Дача щука
Кувшин Щавель тащу
Бежит Чайник чугун

-У кого нет ошибок, на полях поставьте звездочку.

VIII. Итог урока.

-Игра «Договорите правило».

Сочетания жи-ши

Только... (с буквой и пиши)

Сочетания чу-щу

Только... (с буквой у пишу)

Чаща, дача и печать –

Нужно…(с буквой а писать).

- Встаньте те, у кого 4 или более звездочек.

- Работа каждого из вас получает титул «Звёздная работа». Они получают пятерку.

IX. Домашнее задание.

- Открыли документы (дневники). Записываем домашнее задание. Страница 44 упражнение 80.

X. Заключительное слово учителя.

- Я вас всех благодарю за активнее участие. Те дети, которые не получили титул «Звёздной работы», не расстраивайтесь - получите на следующем уроке. Вы у меня все молодцы!

- Урок окончен.