Цели урока:
- Вспомнить правописание гласных после шипящих.
- Учить давать полные ответы, правильно строить предложения и записывать их.
- Упражнять в звукобуквенном анализе слов.
- Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
- Развивать творческое мышление, внимательность, любовь к природе.
Оборудование: картина на тему «Осень», компьютер, мультимедейный проектор,аудиозапись, индивидуально-дифференциальные карточки, учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык», 2 класс.
Форма урока: смотр-конкурс.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти?
- Д. Да!
- Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
(проектор)
ж ш ц у ч щ и Ш е ё ю я и |
- На каждой строчке найдите лишнюю букву.
- Почему она лишняя?
- Д. На первой строке лишняя у. Она гласная. Вторая строка - Ш - твёрдый согласный, а остальные всегда мягкие. Третья строка - и, остальные выполняют две функции: обозначают 2 звука и обозначают мягкость согласных, стоящих перед ними.
- Что должно быть на уроке?
На экране(через мультимедийный проектор):
Инструмен Договор |
- Проверьте, какой документ должен быть у вас на месте?
- Д. Дневник.
- Какие инструменты у вас готовы?
- Д. Ручка, карандаш, линейка.
- Тогда запишите в тетрадку дату нашего урока, но сначала вспомним наш договор.
- Д. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, Друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Записывают дату.
III. Чистописание.
-Прочитайте про себя. А теперь вслух вместе. (На экране):
лужи туча речушка ландыши чаща кормушка |
- Что общего в этих словах?
- Д. В каждом слове есть шипящий звук.
- Какие это звуки?
- Д. [ж], [ш], [ч’], [щ'].
- Что вы знаете об этих звуках?
- Д. [ж], [ш] - всегда твёрдые,
[ч’], [щ'] - всегда мягкие.
- Какое слово здесь может быть лишним?
- Д. Кормушка.
- Почему?
- Д. Остальные слова подчиняются одному правилу.
- Какому правилу?
- Д. Жи - ши пишется с гласной и. Ча - ща пишется с гласной а. Чу – щу
пишется с гласной у.
- Какое слово может быть на месте слова «кормушка»?
- Д. Например, щука...
- Верно. Пишем красиво:
жи ши ча ща чу щу
- Какие здесь соединения?
- Д. Верхнее соединение - жи, ши, чу, щу. Нижнее соединение - ча, ща.
- Сначала пишем в воздухе... А теперь в тетради. У кого получилось очень красиво? Поставьте на полях карандащом маленькую звёздочку. Вы, наверное, уже догадались, что урок будет проходить в форме конкурса. В чьей тетради будет больше звёздочек, та работа будет считаться «звёздной».
- Чтобы не обижать слово «кормушка» кто-то у доски сделает звуко-буквенный анализ этого слова, а кто-то подберёт однокоренные слова к нему. Я вызываю двух учеников.
- А мы в это время напишем одно предложение. Тот, кто будет работать у доски - будет комментировать все орфограммы. К доске идёт_____ .
Комментированное письмо:
В чаще цветут душистые ландыши.
- Раздели на слоги последнее слово. Поставь ударение.
- Спасибо. А теперь давайте проверим работы наших учеников.
- Вы можете поставить на полях звёздочку.
- Для чего нужны кормушки?
Ответы детей.
- Д. Зимой птицам трудно найти себе корм. Поэтому люди должны помогать им.
- Давайте составим предложения с этим словом. Ответы детей.
- Д. Мы в этом году сделали много кормушек. Наш класс занял первое место в конкурсе «Лучшая кормушка».
- Мне очень понравились предложения следующих учеников__.Поставьте на полях звёздочку.
IV. Физминутка.
- Предлагаю поиграть. Я читаю слова: если в слове есть шипящий звук -хлопаете в ладоши.
- Готовы?
- Д. Да!
Солнце, солнышко, облако, шутка, цветок, чаща, дождь, весна, ручей, ручьи.
- Молодцы! Хорошо.
V. Работа по карточкам (дифференцированный подход).
Задание для 1 группы (сильные).
- Перед вами лежит текст «Роща». Прочитайте его.
Роща.
Рощ_ми называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Ч_десная берёзовая рощ_ за наш_м селом. Мы ч__сто ходим в рощ_. Как там хорошо! Стуч_т пёстрые дятлы. Свищ_т синицы. Трещ_т сороки. Пахнут душ_стые ландыш_. Быстро бегают муравьи.
- Выпишите слова с пробелами (пропущенными буквами) и подчеркните орфограммы .
Задание для 2 группы (средние).
- Выпишите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркните орфограммы.
Утром у мамы много дел. Я помогаю ей. В чашках душистый чай. На тарелке свежий хлеб и масло. Часы зовут в путь. Мама спешит на работу. Я иду в школу.
Задание для 3 группы (слабые).
- Измените слова так, чтобы они обозначили много предметов. Напиши.
Образец: Карандаши,...
Карандаш, гараж, шалаш, груша, морж, ерш.
Звучит музыка с пением, щебетанием птиц.
- Закройте глаза, проговорите про себя еще раз правила правописания гласных после шипящих.
- А теперь открыли глаза. Если нет вопросов - можете приступать к работе.
В течение 2 минут работают самостоятельно. Звучит музыка.
- Итак, давайте проверим. Читаете слова, которые вы выписали, и объясняете ту или иную орфограмму.
На доске появляются эти слова.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Если нет ошибок, на полях поставьте звездочку.
- Верните тетради
VI. Составление предложений по картине «Осень».
- Посмотрите внимательно на рисунок. Какое здесь время года?
- Д. Осень.
- Составьте предложения по этому рисунку.
Ответы детей.
- Д. Наступила осень. Пожелтели листья на деревьях. Птицы улетели на юг. Идут дожди, дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы можете сделать, чтобы вокруг нас природа была красивой, чистой?
- Д. Мы должны очень бережно относиться к растениям, цветам, деревьям.
- Хорошо. Молодцы!
VII. Закрепление.
Тест-игра «Поймай слово»
- Три ряда - три команды. Каждая команда записывает слова с определёнными сочетаниями. Первая команда записывает слова с сочетаниями жи-ши, вторая команда - с ча-ща, третья - с чу-щу. Вопросы есть?
- Д. Нет.
- Слова пишите в столбик,
Чудак, роща, машина, щука, дача, ужин, щавель, тащу, кувшин. чайник, бежит, чугун.
- А теперь проверяем. Первый ряд прочитайте, какие у вас слова получились. По цепочке. Второй... Третий...
- Проверьте правописание своих слов.
На экране:
Жи-ши | Ча-ща | Чу-щу |
Машина | Роща | чудак |
Ужин | Дача | щука |
Кувшин | Щавель | тащу |
Бежит | Чайник | чугун |
-У кого нет ошибок, на полях поставьте звездочку.
VIII. Итог урока.
-Игра «Договорите правило».
Сочетания жи-ши
Только... (с буквой и пиши)
Сочетания чу-щу
Только... (с буквой у пишу)
Чаща, дача и печать –
Нужно…(с буквой а писать).
- Встаньте те, у кого 4 или более звездочек.
- Работа каждого из вас получает титул «Звёздная работа». Они получают пятерку.
IX. Домашнее задание.
- Открыли документы (дневники). Записываем домашнее задание. Страница 44 упражнение 80.
X. Заключительное слово учителя.
- Я вас всех благодарю за активнее участие. Те дети, которые не получили титул «Звёздной работы», не расстраивайтесь - получите на следующем уроке. Вы у меня все молодцы!
- Урок окончен.