В школе необходимо сформировать систему внеурочной деятельности школьников по информатике, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения информатике и целями и задачами информатизации образования, выявить основные направления содержания этого вида деятельности на основе применения информационных и коммуникационных технологий.
На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
- удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
- формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
- подготовка личности «информационного общества»;
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства.
В соответствии с сформулированными целями, определим основные задачи внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
- организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
- организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
- внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
Кроме того внеурочной деятельности школьников по информатике свойственны основные черты внеурочной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:
- целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
- свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;
- реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
- особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
- возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;
- реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);
- в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе. К ним относятся:
- образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;
- воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;
- креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;
- компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);
- рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
- функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
- функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
- контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
- интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства школы.
Во внеурочной деятельности школьников по информатике решаются узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания.
К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности школьников можно отнести следующие особенности:
- социальная направленность применения информационных технологий;
- актуальность изучаемых разделов по информатике и компьютерных программ;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по информатике.
С точки зрения обучения информатике, содержание внеурочной деятельности школьников совпадает с основными содержательными линиями курса информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.
Проведя анкетирование школьников, можно выявить направления содержания, которые были бы интересны определенному кругу учащихся.
Помимо этого, информационные технологии стали не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание внеурочной деятельности школьников должно основываться не только на потребностях самой информатики, но и на интересах и потребностях учащихся, а так же на потребностях социально-воспитательной среды школы.
В основе функционирования системы внеурочных занятий по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Принципы внеурочной деятельности школьников по информатике определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеурочной деятельности школьников по информатике. Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:
-
Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка. -
Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень. -
Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.
Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. -
Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе. -
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников. -
Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
Помимо общих принципов внеурочной деятельности школьников по информатике, можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по информатике: -
принцип эффективного использования средств информационных технологий;
-
принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
-
принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий;
-
принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.
Все вышеназванные принципы и условия, рассмотренные в рамках настоящей статьи, дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности средствами информационных технологий.
На основе сформулированных принципов могут быть выявлены средства информатизации внеурочной деятельности школьников и рассмотрены методы использования информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике.
Эффективность и результативность внеурочной деятельности школьников по информатике зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.
Итак, система внеурочной деятельности школьников по информатике должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Для эффективной реализации такого подхода на первой стадии (первом этапе) обучения необходимо проводить психофизиологическую и социально-психологическую диагностику обучающихся, и с учетом полученных результатов формировать у них устойчивый интерес к одному из направлений информатики или ее приложений.
Этапы информатизации системы внеурочной деятельности школьников по информатике должны быть реализованы с учетом разнообразных мотивов современных детей и подростков в области информатики и представлены широким спектром фундаментальных, прикладных и интегрированных курсов.
Выделим три основных этапа организации внеурочной деятельности школьников по информатике.
1. Первый этап - диагностический. На данном этапе осуществляется анализ психолого-педагогических знаний, умений, причин затруднений при решении задач. Необходимо определить интересы, способности, склонности школьников и с учетом полученных результатов формировать у них интерес к одному из направлений информатике или ее приложений для дальнейшего изучения или применения в жизни.
Анализ методической литературы и опыта проведения кружков по информатике показал, что в большинстве случаев особенности учащихся определяются следующим образом. Весь класс (группа) изучает какой-либо программный продукт и в процессе работы с ним выявляется "профессиональный тип" учащегося. Например, при изучении текстового процессора, предлагается создать печатное издание (электронный журнал). Тему же журнала каждый выбирает сам. Заметим, что таким образом определяются интересы обучаемого к тому или иному виду деятельности. При таком подходе, количество изучаемых программных средств ограничено и простор для творческой работы небольшой.
Можно проводить диагностику, предлагая как разные задания, так и разные программные инструменты для их выполнения, но в пределах одной темы (одного проекта). Учащиеся разбиваются на группы, и перед каждой группой ставится задача, содержащая подзадачи. Обучаемый, из предложенного списка подзадач, выбирает одну и определяет, с помощью учителя, программный инструмент для решения подзадачи. Например, темой задачи может быть построение модели школы. "Но для этого, - уточняет учитель, - Вам нужно выбрать предмет, который Вы будете преподавать". Школьникам раздаются карточки, на которых они указывают выбранный школьный предмет. А далее, предлагаются индивидуальные задания. Ребенку, пожелавшему быть учителем черчения - начертить план школы. "Учителю математики" - с помощью электронных таблиц решить систему уравнений разными методами. Причем, одним из методов должен быть метод, не изучаемый на уроках в школе. Тем самым, для выполнения задания, учащийся должен найти и разобраться с новой для него информацией. При выполнении следующего проекта количество групп может быть другим, а состав групп обязательно должен изменится. Варьируя состав групп, мы тем самым определяем социальный тип учащегося: "генератор", "резонатор", "критик", "изыскатель задачи", "пассивный". Таким образом, при реализации данной концепции, определяются интересы, склонности, способности учащегося, а также его социальный тип. Каждому ребенку предоставляется возможность пройти через различные виды деятельности, тем самым, как отмечают психологи, профессионально самоопределиться. Кроме этого, что также немаловажно, обучаемый учится выбирать и использовать программные средства при решении разнообразных задач.
Если же необходимо провести первичную диагностику, то можно предоставить учащимся возможность самостоятельно определять не только направления своих интересов, но и оценивать уровень владения теми или иными информационными технологиями в виде анкетирования.
При проведении анкетирования полученная информация будет давать представление о самооценке знаний и интересах учащихся.
Уже после анкетирования учитель сможет индивидуально подобрать для учащегося программный инструмент для решения задачи и определиться с выбором направления дальнейшей внеурочной деятельности школьника в области информатики.
Примерные анкеты для проведения первичного диагностического этапа приведены в приложении 1.
2. Второй этап – образовательный. На данном этапе организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:
- получение необходимых знаний, умений и навыков работы с информацией и информационными технологиями для выбранного направления деятельности;
- развитие информационной культуры школьников, освоению ими умений рациональной работы с информацией;
На данном этапе проводятся обучающие курсы, организуются кружки и факультативы, направленные на расширение и углубление знаний и умений школьников в выбранном направлении деятельности по информатике.
В этом случае реализуется принципы учета возрастных особенностей учащихся и свободного доступа к средствам информационных технологий, учащиеся различных параллелей получают возможность изучения интересного для них направления по информатике. На данном этапе целесообразно использовать такие виды учебных внеурочных занятий как лекция, практикум, экскурсия.
3. Третий этап - деятельностно-оценочный.
На данном этапе осуществляется выполнение заданий с помощью информационных технологий. Для данного этапа целесообразно использовать виды учебных внеурочных занятий: проект, соревнование, игра, семинар.
На данном этапе организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:
- выполнение заданий на основе полученных знаний, умений, навыков;
- формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.
- различные формы отчета, рефлексия.
Второй и третий этапы могут проводиться параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить параллельно.
Образовательный этап напрямую зависит от выбранного содержания внеурочной деятельности, форм и методов организации занятий.