Цели урока:
- закреплять состав чисел 2-6;
- формировать вычислительные навыки в пределах 6;
- повторять последовательность чисел в пределах 10;
- развивать наблюдательность, мыслительные операции сравнения, анализа, классификации;
- воспитывать умение сотрудничать друг с другом.
Оборудование: карточки с цифрами, рабочая тетрадь, предметные картинки (рыбки, осьминог, морской конёк, медуза, краб, морская звезда, морские цветы, кормушки, Русалочка, Морской царь, дельфины), геометрические фигуры, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент:
Начинаем наш урок
Он пойдёт вам, дети, впрок.
От меня не отставайте,
Ответы полные давайте.
Постарайтесь всё понять
И много нового узнать.
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
– На каждом уроке в школе дети получают новые знания. Наш сегодняшний урок не исключение. На уроке математики вы не только будете считать, сравнивать, наблюдать, но и узнаете много нового и, надеюсь, увлекательного.
Вступительная беседа.
– Человеку всегда было интересно знать, что происходит в недрах земли, побывать в космосе и узнать, есть ли жизнь на других планетах, спуститься на глубину океана. Сегодня мы проведём эксперимент и попробуем заниматься математикой вместе с обитателями подводного мира. Согласны?
(Просмотр фрагмента мультфильма «В поисках Немо»).
– Представьте себе, что мы смотрим в подводный мир сквозь гигантскую, стеклянную, прозрачную стену и видим всё, что там происходит.
Устный счёт.
– Вот кто-то пускает из-под камня, лежащего на дне, пузыри. А на них цифры. Давайте с их помощью построим числовой ряд.
(На магнитной доске с помощью предметных картинок изображено морское дно. Из-под камешка появляются кружки с цифрами). Дети располагают числа на числовом луче в определённом порядке и считают от 1 до 9 и в обратном порядке.
– Как располагаются числа на числовом луче?
– А почему он не имеет конца?
– Что можно делать с его помощью?
– Как называются числа на нашем числовом луче? (однозначные)
– Назовите самое большое однозначное число.
А теперь я говорю вам число, а вы называете следующее за ним.
Постановка проблемного вопроса.
Но ведь числовой ряд не всегда рядом. Что же делать, чтобы легко можно было найти результат любого числового выражения? (хорошо знать состав чисел)
Логический ряд.
– Я буду называть слова, а вы найдёте «лишнее».
Справа, слева, посередине, вверху, в воздухе, внизу.
Сравнение чисел.
– Посмотрите на диковинные цветы, которые растут в нашем подводном мире. Сколько их? Какой из них лишний? Почему? (у всех цветов 6 лепестков, а у одного 5)
– Давайте сравним эти числа: 5 … 6.
– Кто же всё-таки спрятался за камнем? Да это же осьминог! (дети рассказывают о морской звезде и осьминоге) Давайте сравним количество их конечностей: 8 … 5.
– А вот эту рыбку узнаёте? Морской конёк – странное, очаровательное существо. Голова у него как у маленькой лошадки, гибкий хвост как у обезьяны, брюшной карман как у кенгуру. Эта удивительная рыбка предлагает сравнить два выражения:
2 + 2 … 5 – 2
3 + 1 … 1 + 3
Решение примеров.
– Какие сказочные существа обитают в подводном мире? Вы правы, Русалочки. Вот одна из них решила покормить рыбок. Каждая из них должна плыть к своей кормушке.
(На магнитной доске две кормушки с цифрами 5 и 6. На каждой рыбке один из примеров:
3 + 2, 1 + 5, 5 + 0, 3 + 3, 4 + 2, 4 + 1
– Что общего для всех выражений?
– Как называются числа при сложении?
– В каком из них следует использовать переместительное свойство сложения?
Физминутка.
– Представьте себе, что вы превратились в маленьких очаровательных рыбок. Изобразите, как они плавают.
– А теперь покажите, как перемещаются медузы.
– Вот по дну перебираются симпатичные крабики.
Игра «Задания Морского царя»
– Очень грозный Морской царь перед нами. Он не любит шутить и требует точно и правильно выполнить его задание. Порадуем его. Вы, ребята, успешно с этим справитесь (дети меняются тетрадями и проверяют задание).
6 – 2 + 1 – 3 + 1 + 3 = …
– Справились? Молодцы! Продолжаем знакомиться с жизнью морских обитателей.
Работа в тетрадях.
– С кем бы вы ещё сегодня хотели встретиться на уроке? Предлагаю поиграть с дельфинами. Они легко обучаются. Дельфины очень смышлёные, покладистые и обычно хорошо слушаются дрессировщика. Вот и мы с вами сейчас, надеюсь, хорошо справимся с заданием. Дельфинчики играми и брызгами смыли цифры и знаки в наших равенствах. Восстановите их.
4 * … = 2 | 8 * … = 9 | … * 1 = 4 | ||
3 * … = 0 | 10 * … = 9 | … * 2 = 7 |
Работа с геометрическим материалом.
– С наступлением холодов жизнь обитателей водоёмов лишь замедляется. Им не страшна корка льда, которая покрывает водоём. Они спокойно перезимуют подо льдом. А вот для людей неразумно и очень опасно в это время года приближаться к водоёму, когда лёд ещё тонкий. Почему?
– Вот и наши геометрические фигуры, которые хотели посмотреться в ледяную поверхность, как в зеркало, решили, что лучше всё-таки воспользоваться зеркалом. А оно оказалось волшебным и изменило их облик (дети видят на экране, как у геометрических фигур меняется форма, цвет и размер и отвечают на вопрос: «Что изменилось?»).
– А вот когда будут сильные морозы и водоём покроется толстым льдом, можно одевать коньки и вычерчивать на льду замысловатые линии.
(На экране появляются прямые линии, кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые. Дети их называют).
Итог урока.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Какое задание оказалось самым трудным?
– Какую задачу поставим на следующий урок?
Успехов вам, ребята!