Из опыта работы по решению проблем преемственности на этапах "детский сад–школа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема обеспечения непрерывности и преемственности на этапах «детский сад – школа» не нова. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физическом плане. Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Психологи утверждают, что возраст от 5 до 10 лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течении всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни. А для этого необходимо создать в школе условия для непрерывности и преемственности в образовании.

Как создать условия? Данный вопрос педагогическое сообщество обсуждает давно. Педагогический коллектив учителей начальных классов МОУ СОШ № 12 г. Шарыпово не остался в стороне и предложил свои пути решения данной проблемы. Проблема преемственности ставилась перед школой №12 г. Шарыпово каждый год. Но в 2003-2004 учебном году акцент был сделан на преемственность дошкольного образования и школы первой ступени. Под руководством заместителя директора Игнашовой Н.В. и руководителя МО учителей начальных классов Лаптевой Е.М. была создана комплексно – целевая программа «Обеспечение преемственности на этапах «детский сад – школа». Данная программа осуществлялась до 2008 года.

В статье мы хотим поделиться опытом работы.

Прежде всего была определена цель создаваемой программы:

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детских садов по подготовке детей к обучению в первом классе. Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

В ходе реализации программы встретились препятствия:

  • некомпетентность учителей и воспитателей в вопросах развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • неосведомленность родителей об уровне функциональной готовности детей к обучению в школе;
  • рассогласованность действий детского сада, школы, семьи в вопросах подготовки детей к школе;
  • отсутствие преемственности дошкольного обучения в использовании передовых образовательных технологий.

Для преодоления данных препятствий коллективом учителей были разработаны следующие пути:

  • разработка системы совместных мероприятий «детский сад - школа», позволяющий создать условия для благоприятной адаптации детей в школе;
  • использование игровых технологий в первых классах, способствующие более быстрому привыканию ребенка к роли ученика;
  • координация деятельности педагогов школы и детских садов, родителей по подготовке детей к обучению в первом классе.

В ходе поиска путей решения данных препятствий также был проведен проблемный анализ уровня подготовки детей к обучению в школе и адаптации ребенка в новых социальных условиях. Для обеспечения успешности в обучении детей младшего школьного возраста необходима Сформированность следующих познавательных процессов: внимания, восприятия памяти, воображения, а также произвольной сферы и мелкой ручной моторики.

Анализируя результаты диагностики уровня функциональной готовности детей к обучению в школе, были сделаны следующие выводы. Все первоклассники имеют средний уровень развития мотивации, что говорит о положительном отношении к школе. При этом 8,3% детей, проходивших диагностику, проявляют положительное отношение к школе, но преобладают игровые мотивы. 35% - дети с положительным отношением к школе, но их привлекают ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами. У 43,7 % ребят наблюдается высокая школьная мотивация и учебная активность. Аналогично проводилось исследование уровня сформированности интеллектуальной работоспособности детей, операции мышления, памяти.

Данная диагностика и наблюдения позволили из числа первоклассников выделить группу риска для коррекционной работы с составлением индивидуальной программы развития.

На основании анализа программа включает в себя следующие направления :

1. Работа с педагогическими кадрами

Цель: Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детских садов по подготовке детей к обучению в первом классе.

Работа включает проведение совместных семинаров – практикумов, «круглые столы», открытые учебные занятия, педконсилиумы и др.

2. Работа с родителями.

Цель: Ознакомление родителей будущих первоклассников с критериями оценки уровня школьной готовности и с содержанием школьных образовательных программ. Развитие педагогического сотрудничества со школой.

Работа осуществляется через проведение родительских собраний, индивидуальные консультации, оформление информационных стендов, открытые учебные занятия и др.

3. Работа с детьми.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста школьной мотивации. Создание условий для успешной адаптации в школьной системе отношений.

Работа ведется через проведение экскурсий в школу, совместные выставки детского творчества, спортивные соревнования, работу подготовительного курса «Введение в школьную жизнь» и т.д.

Для успешной реализации программы были определены принципы, на которых должна строиться деятельность ОУ и ДОУ по обучению и воспитанию детей:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • уважение к ребенку, процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход к обучению и воспитанию;
  • систематичность и последовательность в подборе и изложении материала;
  • вариативность занятий;
  • наглядность;
  • опора на предыдущий опыт и знания ребенка.

Для систематизации работы был составлен план работы по направлениям: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

(примерный план работы на сентябрь)

месяц Методическая работа Работа с родителями Работа с детьми
сентябрь 1. Составление совместного плана работы.
2. Педконсилиум (сбор информации и обработка данных о первом этапе адаптации воспитанников детского сада к школе)
1.Открытые уроки в 1 классах для родителей 1. Экскурсия детей подготовительной группы в школу, участие в Дне знаний.

Для реализации программы была создана проблемная группа. В проведении отдельных мероприятий принимали участие все желающие учителя и воспитатели детских садов.

Программа реализовывалась по этапно. Работа проблемной группы в первый год была затруднена тем, что педагогические коллективы детских садов были не готовы к активному сотрудничеству в вопросе преемственности с учителями начальной школы.

В последующие годы воспитатели стали проявлять инициативу, предлагая мероприятия, предусматривающие совместную методическую работу.

В ходе совместной деятельности учителя имели возможность изучить программу воспитания и обучения в детском саду, в свою очередь воспитатели детских садов ознакомились с программными требованиями учащихся 1 класса. Были скоординированы единства ЗУНов через создание «Модели выпускника детского сада», разработаны единства требований, обеспечивающих взаимодействия основных задач, содержания и методов обучения и воспитания. Данная работа актуальна в условиях развития вариативности дошкольного образования, когда происходит внедрение в практику работы ДОУ альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросу образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этих условиях учителям начальной школы необходимо мобильно изучать программы, используемые в детских садах. На этом этапе преемственность играет важную роль.

Понятно, что данная проблема не является внутри школьной, поскольку касается личности растущего человека. Поэтому учителя нашей школы готовы и дальше к творческому сотрудничеству с педагогическими коллективами детских садов, с социальными службами, психологами для комплексного взаимодействия при решении проблем преемственности на этапах «детский сад – школа» с целью обеспечения успешности обучения детей.