Цель урока: уточнить знания о том, что показывает разделительный ь знак, перед какими буквами пишется ъ.
Задачи.
Образовательные.
- Закрепить умение писать слова с разделительным ь знаком.
- Формировать умение находить слова с разделительным ь и мягким знаком показателем мягкости согласных.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать устойчивое внимание, объём, переключение, концентрацию внимания.
- Развивать зрительную память, логическое мышление.
- Обогащать словарный запас.
Воспитательные.
- Воспитывать организованность, дисциплину, аккуратность.
- Соблюдать единые требования учащихся.
- Соблюдать санитарно – гигиенические требования.
Оборудование:
- карточки со словами,
- раздаточный материал (капельки дождя, лучики солнца),
- рисунки футбольных ворот и мячей,
Ход урока
1. Организационный момент.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Физминутка “Две сороконожки”.
– Записываем в тетрадях число, классная работа.
– Сегодня мы с вами повторим изученное во 2 классе, закрепим эти знания, совершим, путешествие в осенний лес. (Обратить внимание на элементы осени на доске, иллюстрации осеннего пейзажа).
2. Минутка чистописания.
– Догадайтесь, написание какой буквы будем повторять. Для этого определите, что общего в словах медведь, воробьи. (Это животные, которые живут в наших краях.
В словах есть мягкий знак.)
– Повторяем написание мягкого знака с верхним и нижним соединением.
– Отгадать загадку.
Маленький, удаленький в землю ушёл, красну шапочку нашёл.
– Списать загадку, подчеркнуть известные орфограммы.
– Ученикам 3 ряда надписать известные части речи.
– Какие известные орфограммы встретились?
(Ь – показатель мягкости согласных, сочетание ЧК пишется без мягкого знака, буква ё в словах ушёл, нашёл).
3. Работа по теме урока. Актуализация знаний.
– Какой сейчас месяц?
– Что вы можете сказать об этом месяце и времени года, который наступил?
– Составьте небольшой рассказ, используя данные слова.
Сентябрь, льёт, листья, деревья, осень, дождь.
– Обратите внимание, на нашей доске тоже изображены элементы осени: листья, солнце, тучка, капли дождя. Они нам помогут сегодня на уроке создать солнечное настроение.
Физминутка. Звучит песня “Капли дождя”.
– Разделите слова, написанные на доске, на две группы.
(Сентябрь |
льёт |
Осень |
деревья |
Дождь |
листья) |
– Почему так поделили?
(1 столбик – слова с ь – знаком показателем мягкости согласных.
2столбик – слова с мягким разделительным знаком.)
– Понаблюдайте, после каких и перед какими буквами пишется разделительный ь знак.
Вывод.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою друзья.
4. Закрепление знаний.
Работа с текстом.
– Прочитайте текст (карточки).
Очень красивы деревья ранней осенью! Как хороши осины и клёны !
Пылают гроздья ягод на рябите. Вот на дерево налетела стая дроздов. Рябина для них – любимая ягода.
– Дети 1 ряда списывают и подчёркивают слова с мягким разделительным знаком, дети 2 и 3 ряда, кроме этого задания, подчёркивают главные члены предложения в 3 и 4 предложениях.
Физминутка для глаз.
Игра “Футбол”.
– Давайте поиграем в футбол. Разделимся на 2 команды, команда мальчиков и команда девочек. По краям доски, справа и слева, футбольные ворота. Перед каждыми воротами – мяч. На левом мяче написано “мягкий знак показатель мягкости согласных”, на правом мяче “разделительный ь знак”. Задача игроков забить как можно больше мячей в ворота противника, т е написать слова с ь – знаком показателем мягкости согласных, ь – разделительным знаком. Желающие, по цепочке выходят и записывают слова на доске. Судьи проверяют правильность и объявляют победителей.
5. Рефлексия.
– Какую орфограмму повторили?
– Перед какими буквами пишется разделительный ь знак и в какой части слова он стоит?
– Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен и помог вам закрепить знания о разделительном ь знаке, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя.
6. Домашнее задание.
Отгадать кроссворд и составить по данной теме свой кроссворд.