Урок-зачет по теме "Корень п-й степени". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели:

  • Образовательная: закрепление знаний на применение свойств арифметического корня n –й степени.
  • Развивающая: развитие навыков самоконтроля, развитие логического мышления.
  • Воспитательная: воспитание любви к малой родине на основе краеведческого материала.

Оборудование:

  • Карточки с заданиями для устного счёта
  • Плакаты с изображениями деревьев
  • Дидактический материал (отдельные карточки,
    прикреплённые к плакатам с деревьями)
  • Карточки с историческими фактами (оформлены в виде
    облаков, расположены над плакатами)
  • Экспозиция родословных, выполненная учащимися класса

ХОД УРОКА

I этап. Вступление.

/На фоне мелодии YESTEDAY/

Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной
есть постыдное малодушие.
А. С. Пушкин

В генеалогических кругах широко известен этот афоризм поэта. Ведь история Отечества складывается из историй семей. Сейчас люди все чаще интересуются фамильной историей, или родословной. А ведь не так давно интереса к своим родовым корням почти никто не проявлял. Генеалогическая память россиян в значительной степени считалась утраченной. Этому способствовали революции, войны, террор. Погибали целые семьи, уничтожались ценнейшие документы, а оставшиеся в живых представители дворянских, купеческих родов или священнослужителей панически боялись поведать детям и внукам о происхождении и репрессиях. От жерновов репрессий пострадали не только дворяне и священники, но и казаки, мещане, крестьяне, да и у самих пролетариев не обошлось без потерь. У всех надолго отбили охоту что-либо знать о своих предках. Так появились равнодушные к своим «корням» Иваны, не помнящие родства. А ведь незнание своего роду-племени порождает равнодушие к родине.

Однако интерес к прошлому возрождается, в обществе все явственнее поиск нравственной опоры. Появилось много исторической и мемуарной литературы, стало не только модным, но и должным иметь подтверждение своей принадлежности к потомкам тех или иных социальных групп.

Русский историк Н. Карамзин выразил это очень точно и актуально: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество».

Чтобы не стать Иванами, не чтящими своих предков, я предлагаю вам сначала поработать с корнями n-й степени, в ходе работы открыть изображения деревьев, по - одному на каждый ряд. И, в конце – концов, вы узнаете некоторые интересные факты из истории нашей малой родины или из истории семей ваших одноклассников.

На доске 3 плаката, закрытые рядами карточек с числовыми выражениями. Ваша задача состоит в том, что, решая задания, находить ответы на плакате своего ряда и снимать карточку с ответом, тем самым, получая новое задание. Если мы все поработаем продуктивно, то плакаты с деревьями окажутся полностью открытыми и вы, не только получите оценку, но и сможете узнать что-то интересное, может быть даже о своём соседе. Факты из нашего прошлого смогут озвучить по 3 человека с каждого ряда, первыми выполнившими все задания.

А для начала проведём разминку…

II этап. Разминка.

1. Найдите значение выражения:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

2. Вычислите:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

3. Вынесите множитель из – под знака корня:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

4. Внесите множитель под знак корня:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

III этап. Индивидуальная самостоятельная работа.

От корней до макушки деревьев вас ждут следующие уровни:

  1. Вычислить;
  2. Решить уравнение;
  3. Упростить выражение;
  4. Найти значение выражения.

1. Вычислить.

  1.  ;
  2.  ;
  3.  ;
  4.  ;
  5.  ;
  6. ;
  7.  .

2. Решить уравнение.

  1. Х3=7;
  2. У4=15;
  3. Х5=19;
  4. У4=12;
  5. Х7=21;
  6. У4=13;
  7. Х3=64.

3. Упростить выражение.

  1.  ;
  2.  ;
  3.  ;
  4.  ;
  5.  ;
  6.  ;
  7. .

4. Найти значение выражения.

  1.  ;
  2.  ;
  3.  ;
  4.  ;
  5.  ;
  6.  ;
  7. .

5. Дополнительные задачи.

  1. Две матери, две дочери да бабушка со внучкой, а их всего трое.
    Как это может быть?
  2. Шли муж с женою, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полухлебу. Сколько же их шло?
  3. Шли тёща с зятем, муж с женой, бабка со внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом. Сколько человек шло?
  4. Шуринов племянник как зятю родня?
  5. Сын отца моего, а мне не брат. Кто же это?

Ответы:

1. Вычислить.

1) 1; 2) ; 3) 6; 4) ; 5) ; 6) ; 7) .

2. Решить уравнение

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) 4.

3. Упростить выражение.

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) .

4. Найти значение выражения.

1) 4; 2) 1; 3) -2; 4) ; 5) -7; 6) -1; 7) 3.

5. Дополнительные задачи.

  1. Мать, дочь и внучка.
  2. Их всего трое.
  3. Всего четверо.
  4. Сын.
  5. Я сам.

IV этап. Краеведческий материал.

1 дерево

У славян всегда почитали старших себя. Глава семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно.

Герб г. Чусового представляет собой геральдический щит, в лазоревом поле которого на трёх струях помещена золотая ладья, символизирующая исторические события, связанные с рекой Чусовой, на берегу которой раскинулся город. Три струи (тёмно-синего цвета) символизируют три реки, сливающиеся в единый водный склон, а именно – р. Вильва, р. Усьва и р. Чусовая в районе г. Чусового. Украшение герба, согласно Высочайшему Указу 4 июля 1857 года, Александровская лента с двумя золотыми молотками, подчёркивает значение Чусового как промышленного города. Венчает геральдический щит серебряная башенная корона о трёх зубцах.

У Маши Кадыровой прабабушка – Фукалова Мария Васильевна была участницей Великой Отечественной войны. Она воевала в роте связистов. Также участницами ВОВ были Исаева Мария Михайловна – прабабушка Жени Чугайнова и бабушка Тани Петерсон – разведчица – Габдуллина Александра Андреевна.

2 дерево

Предки наши отличались трезвостью, умеренностью, почтительностью в отношении к старшим себя, почему и существовало общее согласие и любовь. К тому же они отличались долговечностью, здоровьем и весёлостью.

Площадь г. Чусового с прилегающими территориями составляет 3504,8 км2. На территории Чусовского края могли бы спокойно разместиться вместе взятые такие европейские государства – Великое Герцегство Люксембургское, Княжество Лихтенштейн, Республика Мальта, Княжество Монако и Республика Сан-Марино.

Возможно о прадеде нашего Данила рассказано в книге Земля Чусовская. «Родоначальник Чусовских Пьянковых – Ивашко Анферьев, сын Пьяной, живший в 1623 – 1624 г.г. в деревне Вилеженинова (ныне Вилежная). Его сын Сергушка жил в 1647 г. здесь же, писался уже Пьяновым.»

3 дерево

Великодушие славян было известно даже врагам, потому что самые враги могли найти приют, защиту и хлеб – соль в доме каждого славянина.

Село Сёла впервые появляется в писцовых книгах в 1647 году как «деревня на Сёлах». В 1869 году упоминаются рядом расположенные деревни: Нижние Сёла «при р. Чусовой», Верхние Сёла «при р. Селянке», Сельская (Копохина) «при р. Селянке» и Сельская (Одина) «при р. Селянке».

Родители Рустама родом из Азербайджана. А знаете ли вы, что это бывшая союзная республика в составе СССР? Она расположена между Каспийским морем и Кавказскими горами. Столица – г. Баку. Население – 7 500 000. Площадь – 86 600 км2. Валюта – 1 манат = 100 гопикам. Для сравнения у России: население – 148 000 000; площадь – 17 075 400 км2; валюта – 1 рубль = 100 копейкам.

V этап. Подведение итогов урока.

VI этап. Заключение.

/На фоне мелодии ROMEO & JULIET/

/Стихотворение В. Бокова “Откуда начинается Россия?” /

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен с ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

А откуда “я”, откуда все мы, кто были наши предки, где жили, чем занимались? Я надеюсь, что сегодня на уроке мы с вами не только вычисляли корни n-й степени, но также у вас возник интерес к своим корням. Ведь каждый знает, что дерево, даже травинка, без корней умирает. А человек?

Литература:

  1. Большая оксфордская энциклопедия / Пер. с англ. У. В. Сапциной, А. И. Кима, Т. В. Сафроновой и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 664 с.
  2. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник в 2 томах: Т.1 – М.: Терра; «Книжная лавка – РТР», 1996 г. – 432 с.
  3. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, Л. М. Короткова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
  4. Николаев Ю. К. Земля Чусовская. г. Березники, 2002 г.
  5. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: В 2 книгах. Книга 2: Части 3, 4. – М.: Терра; «Книжная лавка – РТР», 1996. – 192 с.
  6. Материалы из Интернета.