«Все хорошее и плохое получается в семье». Эта педагогическая мудрость известна, наверное, всем. Именно семья является важнейшей сферой формирования личности ребенка. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и общественными организациями – эта актуальная проблема является одной из приоритетных задач в работе ДОУ.
Ни для кого не секрет, что современное общество отдает предпочтение иным идеалам. Искусство стоит далеко позади наших насущных проблем. Люди реже посещают театры, музеи. Утрачивается способность любоваться, воспринимать, наслаждаться, творениями великих мастеров.
Искусство отражает общечеловеческие ценности:
- культурно-познавательные (они состоят из познания ребенком таких ценностей как добро, истина, красота, совесть и т. д.);
- гуманистические (признание ценности человека как личности);
- нравственные (нормы и правила поведения человека в обществе, его отношение ковсему окружающему):
- эстетические (выражаются в категории безобразного, комического, трагического…).
На мой взгляд, невозможно воспитать всесторонне развитого человека, будущего члена нашего общества (не закладывая в нем основы эстетического воспитания):, не пробуждая в нем чувства прекрасного, не приобщая его к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя у него художественного вкуса и художественных особенностей.
Поэтому организую свою работу так, чтобы родители усвоили, что «понимать искусство можно, если это понимание осуществляется не только головой, но и сердцем, и умом, и чувством» (В.Г.Белинский)
Уверена, что только поэтапная, продуманная, спланированная работа поможет добиться нужного результата:
- Беседы с родителями о видах искусства.
- Посещение занятий изодеятельности в детском саду.
- Домашние задания для закрепления материала с детьми в семье.
- Использование родителями полученных знаний в творческой гостиной.
Творческая гостиная – одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в эстетическом воспитании детей. Это «мостик» от детского сада к семье.
Задачи:
- создать условия для эстетического развитие личности ребенка в семье;
- приобщать дошкольника к общечеловеческим ценностям, культуре (произведениям искусства);
- помочь родителям в развитии культуры чувств, научить понимать прекрасное и адекватно реагировать на произведения мировой культуры;
- помочь родителям формировать у детей дошкольного возраста потребность в общении со взрослыми, сверстниками на предложенные темы об искусстве;
- формировать у родителей и детей собственное мнение о предметах искусства;
- учить родителей и детей эмоционально откликаться на прикосновение с жанрами искусства.
Оборудование:
Демонстрационный материал: репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Хруцкого «Цветы и плоды», И. Шишкина «Зима»; портреты муз искусств: МЕЛЬПОМЕНА,ТАЛИЯ, ТЕРПСИХОРА, ЕВТЕРПА, КАЛИАПА.
Раздаточный материал: карточки с заданиями; фломастеры, бумага.
Ход встречи
Орг. момент.
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые родители, наши гости! Я рада видеть Вас в нашей «Творческой гостиной».
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ЗИМА» Вивальди
В.: А начать нашу встречу я хотела бы знакомой сказкой Г. Х. Андерсона «Снежная королева». Помните, как она начиналась:
«Один старый тролль изобрел такое зеркало, в котором все отражалось в уродливом виде. Маленькие бесенята стали летать с зеркалом по белому свету и показывать его людям.
Многие пугались своего отражения и этим очень веселили нечисть. Однажды они так развеселились, что выронили зеркало, и оно разбилось на миллиарды маленьких осколков.
Ветер подхватил, закружил и понес их вместе с облаками и пылью. Если такой осколок попадал человеку в глаз, то он начинал видеть все в искаженном свете. А, если осколок попадал в сердце, то оно от него холодело и замерзало».
Ведущая: То, что сейчас происходит в нашем обществе, может служить продолжением сказки:
«Бесовские осколки летали по всему миру и вихрем обрушились на нашу страну, на наш город, поразили зрение и сердца многих людей, живущих в нашей стране и в нашем городе. Люди стали злыми, совершали жестокие, необдуманные поступки, ссорились друг другом…».
В.: А вы помните, как в сказке «Снежная королева» девочка Герда спасла Кая?
ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ
В.: Да, именно так: «Она поцеловала мальчика, сердце его оттаяло, и он смог снова увидеть мир прекрасным».
Не правда ли, любая сказка тесно перекликается с жизнью и порой помогает нам найти выход из трудного положения.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы помочь себе, своим детям, окружающим людям (попытаться) преодолеть трудности, растопить охладевшие сердца родных и близких нам людей, вернуть людям взаимопонимание, доброту, любовь; научиться понимать и ценить прекрасное.
Уважаемые родители, я думаю, в этом нам поможет в этом искусство. Ведь недаром говориться, что «Красота спасет мир».
А какие, ставшие крылатыми строки, вам известны? …
РОДИТЕЛИ ЦИТИРУЮТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КРАСОТЕ.
Ведущая: Первый шаг уже сделан. И, мне кажется, наша гостиная начинает наполняться теплом и светом, и между нами начинает устанавливаться взаимопонимание.
Наша встреча продолжается. Я хотела бы обратить Ваше внимание на оформление нашей гостиной.
В этом зале как всегда уютно и просто по-домашнему, предметы,
портреты моих любимых Муз украшают ее, и на протяжении всей встречи будут нашими помощниками. (Приложение)
Это Музы: знакомьтесь. Музы в древнегреческой мифологии богини, покровительницы поэзии, искусств и наук.
МУЗЫ ТЕАТРА: печальная и грустная МЕЛЬПОМЕНА, добрая и жизнерадостная ТАЛИЯ.
В.: Появись они здесь и сейчас, я уверена, каждая из них задала бы вам вопрос, спросила бы вас: «А Вы любите театр? А Вы любите театр так, как люблю его я?».
А это подвижная, темпераментная МУЗА ТАНЦА – ТЕРПСИХОРА, тут же пригласила бы Вас к танцу.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «МЕНУЭТ» Беккерини.
А это ЕВТЕРПА – лирическая, музыкальная МУЗА ПОЭЗИИ и МУЗЫКИ, где гармонично сочетаются стихи и музыка.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «СОЛОВЕЙ» Алябьев.
В.: КАЛИОПА – МУЗА ЛИТЕРАТУРЫ, своей визитной карточкой избрала бы произведение, повествующее о том, как и из чего складываются стихи:
«Когда б вы знали, из какого ссора растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит: задорен, нежен на радость вам и мне».
В.: Вам, уважаемые гости, я открою свой секрет: большое предпочтение я отдаю
МУЗЕ ЖИВОПИСИ. Она гармонично соседствует с МУЗАМИ ПОЭЗИИ, ТАНЦА, МУЗЫКИ.
В.: Мне известно, что Вы, уважаемые гости, родители, имеете достаточный багаж знаний, полученный в ходе предварительного общения (на родительских собраниях, консультациях, просмотрах занятий по изодеятельности), необходимый для ознакомления с живописью.
Я предлагаю Вам принять участие в разминке.
РАЗМИНКА «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЖИВОПИСИ?»
(Карточки с вопросами на столе расположены в виде цветка, родители по очереди берут карточки, отвечают на вопросы)
- Что такое «живопись»?
- Какие жанры живописи Вы знаете?
- Какой материал может использовать художник в работе?
- Что в переводе с французского означает слово «пейзаж»?
- Что изображает художник-анималист?
- Какой жанр живописи отображает «неживые предметы»?
- Какие средства выразительности объединяет все виды искусства?
- Почему художник «окаймляет» свою картину в рамку, что символизирует рамка?
В.: Спасибо всем участникам. Вы продемонстрировали хорошие знания.
А мы продолжаем наш диалог.
Картина открывает нам большие возможности: к пониманию природы, цвета, внутреннего мира изображаемого, наводит на размышления о смысле жизни, о человеке.
Знаменитый художник Мане познавал человеческую природу не только в жизни и на холсте, воплощая образы, в стихи размышления о человеке и о себе:
«Что человек?
Картина, холст, лоскут,
Который обветшает и истлеет,
Нестойкая палитра потускнеет,
Искусные прикрасы опадут.
Что человек?
Он расписной сосуд,
Изображенье на стекле тускнеет:
А урони стекло – никто не склеит
Толкнут и что ж – руками разведут.
Я тополиный пух, морская пена,
Стрела – пронесся вихрем и исчез.
Туман, который тает постепенно.
Я дым, летящий в глубине небес.
Трава, что скоро превратиться в сено,
Убор осенний жалобных небес».
Ведущая: Скажите, уважаемые гости. Кто такой художник по-вашему?
ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ
В.: Да, художник – это тот, «кто умеет похоже рисовать», но на самом деле это человек с особым строем мироощущений, восприятия, чувств.
Рассматривая картину, мы можем увидеть в ней много интересного, загадочного, почувствовать настроение художника, зарядиться положительной энергией, стоит только присмотреться, прислушаться.
В нашей небольшой картинной галерее представлены репродукции различных жанров живописи. Они по - своему привлекательны и неповторимы, не могут нас оставить равнодушными.
В работе с дошкольниками мы часто испытываем затруднения: как познакомить
детей с неизвестной картиной, как войти в «окошко» – рамку, приоткрытую художником. Существуют разные способы познания картин, если вы знаете, то назовите их.
ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ:
- Рассказ экскурсовода (искусствоведческий рассказ.)
- Фантазии: совершить путешествие в мир художника (способ вхождения в картину).
- Осуществить превращения (способ превращения в предмет, изображенный на картине).
- Можно использовать музыку, стихи, движения (ознакомление с картиной на основе сравнения с поэтическим, музыкальным произведением).
Ведущая: Спасибо за интересные ответы. Действительно, используя эти приемы, мы без особого труда познаем изображение на холсте, находим общий язык с произведением живописи. С некоторыми из них мы сегодня Вас познакомим.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ЗНАКОМИМ С КАРТИНОЙ»
(Родители и дети рассказывают о картине, используя все названные прием: включают в рассказ стихи, песни, любимые музыкальные произведения…).
Примерный перечень репродукций и методических приемов по ознакомлению родителей и детей с картинами:
- Пейзаж «Грачи прилетели» А.Саврасов (искусствоведческий рассказ).
- Натюрморт «Цветы и плоды» И. Хруцкий (превращение).
- Пейзаж «Зима» И. Шишкин (вхождение в картину).
В. А теперь настало время и в шутку и всерьез взять на себя смелость и проверить свои творческие возможности в роли художника. Если Вы, уважаемые родители, не владеете техникой рисования, то смело используйте свою фантазию и смекалку.
ИГРА «Я КАРАНДАШ С БУМАГОЙ ВЗЯЛ»
(Содержание предложенного стихотворения команды родителей и детей «изображают» на листе бумаги)
«Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад.
В саду двенадцать точек.
Как будто яблоки висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевым дорогу.
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом проткнул стрелой
Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я черным тучи зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул,
И яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался.
Но не хватило мне чернил,
И карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел».
Ведущая: Наши родители, судя по рисункам, хорошие художники и их замечательные картины займут достойное место в нашей картинной галерее.
В.: А сейчас мы во власти МУЗЫ ЕВТЕРПЫ – МУЗА МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «На прекрасном голубом Дунае» И. Штраус
В.: Музыку мы можем считать одним из сильнейших средств воздействия на человека. Как утверждал Д. Кабалевский: «Музыка является могучим и ничем незаменимым средством формирования духовного мира человека».
В.: -Мы не рождаемся с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать и во многом в этом нам помогает классическая музыка. Ее возможности огромны. Это особенный мир, как бы «космос искусства». В нем человеческие души говорят непосредственно на языке эмоций, но эти эмоции должны быть развиты.
Эмоции могут послужить и импульсом творчества, не только приносить внутреннее удовольствие, но помогают нам правильно понимать людей.
Как говорили древние мудрецы: « Радость духа, есть примета и признак его силы».
Согласитесь, уважаемые гости, что слушая музыку у нас нередко возникают ассоциации с прошлым (радостные и грустные воспоминания), а художников, поэтов - писателей, композиторов наталкивает на счастливые, творческие находки, конкретные творческие идеи.
Например, композитор Рахманинов – большой почитатель природы «2-ой фортепьянный концерт» позволяет почувствовать всю бескрайнюю ширь, раздолье и красоту русской природы .
Римский-Корсаков, приступая к опере «Кощей бессмертный», вдохновился зрелищем ярко-красных маков. Их кровавое колыхание связалось у него с какой-то таинственной аналогией – со зловещим обликом сада Кощеевны. Маки стали для композитора эмблемой чего-то страшного, чарующе-обольстительного и гибельного.
Ведущая: Сейчас, уважаемые гости, я Вам предлагаю послушать музыкальное произведение. Вы тоже пофантазируйте и расскажите о возникших ассоциациях (будь то сказочные персонажи или земные). Узнайте название музыкального произведения.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «БАБОЧКИ» Ф. Куперен (Родители по собственным ассоциациям узнают произведение)
Ведущая: Сейчас мы уступаем место МУЗАМ ТЕАТРА – МЕЛЬПОМЕНЕ и ТАЛИИ.
Они с нетерпением ждут своего часа, чтобы очаровать нас своим искусством.
Все люди – артисты. Каждый день на работе и дома мы перевоплощаемся: то мы добрые, то злые, то грустные, в зависимости от обстоятельств меняем свои роли, маски. А если необходимо принять участие в играх со своими детьми, то мы без труда берем на себя любую роль.
Предлагаю Вам принять участие в инсценировке - пантомиме.
ИНСЦЕНИРОВКА «НА БЕРЕГУ МОРЯ» (Родители поочередно выходят на импровизированную сцену и изображают действия персонажей, представленных в тексте)
ТЕКСТ
Ведущая:
«Море. Море волнуется, находится в постоянном движении. У берега на Камне сидит Философ. Он углубился в мысли, ничего не замечает вокруг. Со стороны, кажется, он дремлет.
Волны набегают на берег и лижут ноги Философа. Из Волн выплыла Акула и разинула хищную пасть, собираясь съесть Философа.
Появляется стайка веселых Дельфинов. Они проплывают между Волнами и прогоняют злую Акулу в Море.
Философ сидит, погруженный в мысли. Ничего не может вывести из раздумий о смысле жизни. Появляется Чайка, кружится над Философом. Она (Чайка) принимает Философа за Камень и садится ему на голову.
На берегу появляется Торговец с корзиной. Весь день он провел на рынке. Усталый волочит корзину по песку.
Торговец замечает одинокую фигуру человека (Философа), сидящего на Камне, и направляется к нему. Чайка с криком улетает. Философ сохраняет прежнюю позу.
Торговец хлопает Философа по плечу, просит последить за корзиной. Философ в прежней позе. Торговец медленно раздевается, «пробует» ногой воду, и резко погружается в Море.
В это время на берегу появляются два Воришки. Они тоже видят, погруженного в мысли Философа, крадучись подбираются к корзине с одеждой и крадут ее. Философ по-прежнему углублен в мысли.
Торговец стыдливо прикрывается одной рукой, другой рвет в гневе на себе волосы, потом переводит взгляд на Философа и просит у него одежду.
Философ в прежней задумчивости. Торговец снимает с него одежду и убегает вслед за Воришками.
PS. «Никакая земная суета не может быть важней глубоких мыслей Философа».
Ведущая: Спасибо! Вы и с этим заданием справились.
Итог:
Вот и подошла к концу наша встреча. Я знаю, уважаемые коллеги, что у вас есть сюрприз, который вы приготовили для нашей творческой гостиной. Это работы, выполненные вами и вашими детьми в нетрадиционной форме.
Нетрадиционные приемы изображения:
- «РАЗДУВАНИЕ КРАСКИ»;
- «РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ»;
- «ЛАДОШКОЙ»;
- «КУЛАЧКОМ»;
- «ПАЛЬЧАКОМ»;
- «ПЕРОМ».
ДЕМОНСТРАЦИЯ РАБОТ РОДИТЕЛЕЙ
В.: Спасибо, уважаемые родители, за участие!
Я вижу, что ваши глаза искрятся радостью, добрые улыбки украшают ваши лица. Вы не остались равнодушными к общению с Музами искусств. И мне кажется, что после сегодняшней встречи в нашей гостиной Вы унесете с собой доброту, любовь, нежность и поделитесь этим с родными и близкими людьми, передадите своим детям огоньки доброты, любви, красоты, научите их всему тому, чему научились в нашей «Творческой гостиной».
СЛОВО РОДИТЕЛЯМ
Родители высказывают свои впечатления от участия «Творческой гостиной» (важность значения общения с «прекрасным», помощь семье в развитии эстетического воспитания своих детей)
В.: А в заключении мне хотелось бы преподнести Вам памятные подарки – блокноты, наборы карандашей, альбомы в которые Вы будете записывать, зарисовывать вместе с детьми все то, что будет радовать, удивлять, восхищать ваше воображение, все что связано с искусством.
«Из бессловесного камня,
Высечь возможно искру.
Камень становится чудом,
Он начинает жить.
Поэтому в век кибернетики
Кланяюсь низким поклоном
Разуму человека,
Что высек вечный огонь.
Сказано, сердце не камень,
Когда каменеет сердце
От горя, от тяжкой утраты
Скорей отогрейте его.
Высечь, возможно, искру,
Только не пожалейте
Искренности, участия
И доброты своей».
– До скорой встречи!