Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у учащихся 1-го класса на уроках и во внеурочное время (из опыта работы)

Разделы: Общепедагогические технологии


ГРАМОТНОСТЬ – это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

В современном информационном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (информационная, техническая, музыкальная грамотность и т.п.) и приобретает статус атрибута культуры.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Важнейшим показателем возникновение субъектных качеств у школьника является, как известно из психолого-педагогических исследований, самостоятельность. В отличие от других видов познавательной деятельности, умения учебной деятельности не могут быть сформированы до и вне процесса обучения. Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве. На следующем этапе усиление самостоятельности детей обеспечивается за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации им учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя).

Цель в форме идеального портрета ученика на границе младшего школьного и подросткового возраста (по Н.Г.Калашниковой) может выглядеть следующим образом.

Мотивационно-ценностная сфера личности школьника

Школьник хочет учиться, в структуре мотивов преобладают интерес к содержанию учебной деятельности и ее процессу; зарождаются мотивы совершенствования способов учения, способов сотрудничества с другими в ходе учения, самосовершенствования.

Имеет опыт выражения своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Осознает и проявляет положительное отношение к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне.

Ценит здоровье, ориентируется на здоровый образ жизни и безопасное поведение.

Осваивает способность к рефлексии, т.е. к критическому анализу своих действий, мнений и готовность изменять их. Школьник интересуется познанием себя, имеет достаточно осознанные представления о самом себе, своих индивидуальных особенностях. Самооценка ребенка становится дифференцированной и рефлексивной.

Духовно-художественная сфера развития

Ребенок осмысляет (выделяет) природу, мир, другого человека и самого себя, художественное произведение (или его фрагмент), как особый эмоциональный предмет. Он умеет:

  • организовать восприятие и проявление сопереживания состоянию другого человека, природы, содержанию произведения;
  • воспринять и охарактеризовать эмоциональную выразительность речи человека, художественного языка произведения;
  • вместе с учителем выстраивать свое понимание эмоционально-эстетического смысла отношений людей, художественного произведения, способен восхититься произведением как особой стороной духовной жизни людей;
  • строить образы воображения, пользуясь натуральным и абстрактным материалом, выражая в них свои идеи, переживания и руководствуясь принципом красоты
  • использовать элементы художественных форм для самовыражения своего состояния, ситуации наблюдения, анализа произведений художников.

Сфера общения, сотрудничества с другими людьми

Школьник инициативен в организации сотрудничества с учителем, одноклассником, другими детьми. Он проявляет готовность к диалогу как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, удержания цели диалога.

Владеет нормами взаимодействия в учебном труде, поведения в обществе, природе, культурными способами решения конфликтных ситуаций и их предотвращения, чувствует и учитывает настроение, точку зрения других.

Умеет ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, определять коммуникативные намерения (свои и партнера), оценивать реакцию другого в общении, правильно строить высказывания, контролировать его понимание другим участником, в случае необходимости уточнять и корректировать высказывание.

Умеет занимать различные позиции в работе группы (организатор, исполнитель, критик, выступающий от группы, контролер и т.д.) и использовать знаковые средства при участии в диалоге, учебной дискуссии.

Умеет формулировать вопросы на уточнение и понимание, внимательно слушать и понимать собеседника, проверять свое понимание.

Осваивает умение критически относиться к авторскому тексту: выделить главное, идею, соотнести ее с другими, развить мысль, выявить противоречия, пробелы, несоответствия с имеющимися знаниями, опытом, текстом и т.д.

Совместно с одноклассниками умеет проанализировать и оценить работу в малой группе.

Умеет написать письмо, открытку, поздравление, объявление и т.д. Осознает и проявляет ответственность за самого себя, других участников совместной деятельности.

Сфера учебной деятельности

Школьник владеет некоторыми приемами саморегуляции и организации своей деятельности, учится практически относиться к себе, что проявляется в способностях самоорганизации:

  • применять упражнения на повышения работоспособности, внимания, снятие умственной, зрительной, физической усталости;
  • своего слушание (умеет настраиваться на контакт, поддерживать его взглядом, позой, вопросами и т.д.);
  • своего рабочего места и времени;
  • проявление учебной инициативы и самостоятельности в выборе суждений, постановке вопросов о недостающих знаниях, в выборе способов и средств учебной деятельности (при необходимости обращаясь за помощью);
  • рациональных приемов запоминания.

Умеет принимать поставленные учителем и ставить самостоятельно цели учебной работы (целеобразование):

  • под руководством учителя и совместно с одноклассниками анализировать проблемную учебную ситуацию, оценивать свои возможности решения содержащейся в ней проблемы;
  • самостоятельно обнаруживать недостаточность своих знаний и умений для решения задач нового типа;
  • совместно с одноклассниками ставить и фиксировать в схеме, вопросе и т.д. цели и задачи по поиску недостающих способов действий; самостоятельно определять цель учебного задания;
  • под руководством учителя соотносить разные учебные цели в коллективной работе и относиться к ним диалогически.

Ученик умеет планировать действия по решению учебной задачи, достижению цели:

  • самостоятельно планировать несколько действий по решению задачи, выполнению задуманного;
  • сравнивать различные планы решения одной задачи и выбирать по определенному критерию лучший из них;
  • максимально самостоятельно выбирать средства, необходимые для решения учебной задачи;
  • ориентироваться (с помощью взрослого) во времени, необходимом для решения задачи.

Умеет конкретизировать условия и определять границы применения способов решения учебных задач:

  • самостоятельно выполняет задания на применение способов в знакомых, стандартных ситуациях на уровне не ниже требований государственного образовательного стандарта;
  • совместно с одноклассниками выявляет изменение условий и особенностей использования известного способа в новых условиях;
  • самостоятельно подбирает (составляет совместно с одноклассниками) задания на применение и понимание способа решения учебной задачи, определение границ знания и незнания другими (младшими, сверстниками);
  • самостоятельно читает и использует простой графический язык, работает с таблицами, схемами, моделями;
  • формулирует и фиксирует появляющиеся при применении и конкретизации способа действия достижения и трудности, вопросы;
  • осознает наличие и отношение двух реальностей: предметного мира и его отражения в языках, науках, образах и т.д.

Владеет необходимым минимумом умений по работе с учебной информацией (читательских умений).

Ориентировочные умения:

  • по названию, самостоятельно может выбрать книгу из предложенных учителем или библиотекарем, умеет работать с каталожной карточкой;
  • самостоятельно работает с заголовком учебного текста, темой информации, оглавлением, титульным листом, предисловием: формулирует вопросы; объясняет смысл заглавия; выделяет, что знает, умеет по теме;
  • совместно с одноклассниками устанавливает (предположительно), почему именно эти слова вынесены в заголовок; может предвосхищать, что из ранее неизвестного может открыться, какой цели можно достичь изучив текст; зачем следует изучить данную информацию.

Использует способы изучения и структурирования информации:

  • может сформулировать цель работы с текстом, спланировать ее достижение;
  • умеет самостоятельно прочесть текст, организовать себя на его восприятие;
  • умеет делить текст на относительно самостоятельные смысловые части, выделяя в них главную мысль (с точки зрения поставленной задачи) и вспомогательный материал, новое и уже знакомое, формулирует вопросы по содержанию текста;
  • в совместной работе со сверстниками определяет логические и смысловые связи и отношения между мыслями текста, информации, может обобщить содержание смысловой части одним предложением;
  • может самостоятельно сгруппировать по смыслу выделенные при изучении текста мысли, объединяя их в более крупные части;
  • под руководством учителя оценивает информативную значимость выделенных мыслей;
  • может привести свои примеры в подтверждение или опровержение мысли автора текста;
  • в совместной работе с одноклассниками соотносит результаты изучения текста с поставленными целями, вопросами, с другими источниками по теме, синтезируя информацию.

Владеет некоторыми способами письменной фиксации результатов работы с текстом. Умеет:

  • самостоятельно составлять план текста (простой или сложный);
  • совместно с одноклассниками представлять изученный текст графически и/или в таблице, рисунке, составлять “паучок” понятий по теме и др.;
  • представить правило в виде плана действий (алгоритмического предписания);
  • под руководством учителя по тексту определения составлять алгоритм распознавания, подведения под понятие;
  • самостоятельно соотносить план, схему текста и т.д. с самим текстом;
  • под руководством учителя может сопоставлять разные тексты по одной теме;
  • самостоятельно формулировать вопрос по предметному содержанию текста.

Умеет воспроизводить изученный текст, обсуждать его:

  • устно охарактеризовать систему вопросов, освещенных в тексте, высказывании;
  • кратко излагать основные мысли текста, высказывания;
  • развернуто излагать содержание текста, изученного материала, пользуясь составленным планом, схемой и т. д.;
  • совместно с одноклассниками составлять творческий пересказ текста от лица персонажа, с позиции критика, “учителя” и т.д., в другом жанре, анализировать содержание и способ изложения;
  • самостоятельно приводить примеры, аналогичные тем, что описаны в тексте;
  • передавать смысл изученного, включая его в структуру уже имеющихся знаний, способов, образов и т.д.

Владеет способами контроля и оценивания процесса и результата учебной деятельности:

  • самостоятельно контролирует по образцу (сличением) выполненное действие;
  • самостоятельно выделяет действия, в правильности выполнения которых не уверен;
  • самостоятельно находит ошибку в действиях, которыми владеет на уровне навыка, проверяет действия на полноту;
  • в совместной работе с одноклассниками выделяет в плане работы те действия, которые требуют контроля (внимания);
  • совместно с одноклассниками составляет вопросы, задания на проверку понимания и усвоения небольшой темы, текста;
  • совместно с одноклассниками определяет соответствие выполненных действий условиям задачи, цели, плану;
  • самостоятельно использует при выполнении заданий некоторые приемы опережающего контроля;
  • по результатам контроля (при минимальной помощи) может изменять способы своей учебной работы;
  • с помощью учителя, одноклассников формулирует личностно значимые исследовательские и проблемные вопросы;
  • самостоятельно определяет меру своего продвижения к цели конкретного задания;
  • по заданному учителем основанию самостоятельно оценивает результат и процесс деятельности;
  • в совместной работе с одноклассниками выбирает основания оценивания разных видов работ;
  • осваивает способность оценивать собственные мысли и действия “со стороны” (какая важная мысль, что может быть доработано, какие вопросы возникают и т.д.);
  • ищет способы запоминания и т.д.

Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать.

Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.

Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши первоклассники приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

В конце урока мы организуем выставку работ, а наш кабинет – это выставочный зал; прежде чем посетить выставку обсуждаем правила поведения: не трогать экспонаты руками, разговаривать тихо, не указывать пальцем, не смеяться над увиденным и т.п.

Работа по формированию элементарных навыков функциональной грамотности ведётся и во внеурочное время.

Многие ребята посещают кружок “Бумажные фантазии” на занятиях им приходится применять знания, умения и навыки полученные ранее на уроках. Это, во-первых, организация рабочего места, а затем уборка рабочего места. Во-вторых, распределение времени, умение работать в коллективе, умение внести в любую работу что-то своё, индивидуальное и т.п. А ещё знание основ геометрии, самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости, навыками ручных технологий обработки бумаги и т.д. Далее ребята видят результат своего труда (поделка, поздравительная открытка, газета к празднику, выставка работ), который получился благодаря применению полученных знаний, умений и навыков на практике.

В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки (для уроков, классных часов, праздников, родительских собраний), для такой совместной деятельности тоже необходимо вспомнить и применить полученные умения и навыки, что ребята делают с большим удовольствием.

Первый класс – только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. К концу учебного года ребята сдружились, приняли правила жизни класса и школы, научились работать и играть в новом коллективе, соблюдать правила поведения. И это уже немало.