Урок-презентация по развитию речи "Солнечный камень"

Разделы: Русский язык


Оборудование: проектор, ноутбук или компьютер, экран (лучше белая доска, которую можно использовать и как экран, и в то же время на ней работать: выделять, подчёркивать).

Цель:

1) обучение написанию сочинения на основе собранного материала;

2) повторение орфограмм “Правописание суффиксов прилагательных”, “Правописание числительных”;

3) расширение кругозора учащихся, в том числе и по краеведению.

Предварительно можно организовать экскурсию в Музей янтаря или в посёлок Янтарный. Полученные сведения пригодятся учащимся при написании сочинения.

Ход урока

Учитель: “Как мы называем камень, о котором идёт речь, сейчас?”

Вниманию учеников предлагается слайд №2 (см. ниже).

Слайд №2.

Какой камень так называли?

Алатарь, или “морской ладан”, или горюч-камень (древнерусский язык)
мерикиви, т.е. “камень моря” (финский язык)
амбра (арабский язык)
бруштын (польский, украинский языки)
гинтарас, т.е. “защита от болезней” (литовский язык)
электрон (древнегреческий язык)
сукцинит (латинский язык)

Ученики: “Янтарь”.

Учитель: “Да, вы правы. Вот послушайте фрагменты из древнерусских заклинаний:

“Кто бел-горюч камень алатарь изгложет, тот мой заговор переможет” или “На море на Окияне есть бел-горюч камень алатарь, никем неведомый. Под камнем сокрыта сила могучая, и силы нет конца”.

Люди верили, что янтарь может от недуга излечить, беду отвести. Многие народы считали, что волшебная сила янтаря заключается в его сходстве с солнцем. Поэтому и называли янтарь солнечным камнем (слайд №3 в приложении)”.

Ученики должны сделать таблицу, которую будут заполнять в течение урока и которая поможет им при написании сочинения о янтаре (об этом сообщается учащимся в начале урока). Для словарно-орфографической работы материал выделен жирным шрифтом.

Сведения о янтаре

Орфограммы по теме “Имя прилагательное”

Орфограммы по теме “Имя числительное”

Имена собственные

Другие орфограммы

         
         

Слайд №4 знакомит учащихся с историей удивительного камня (заполнение таблицы: выписать выделенные слова в нужную колонку, объяснить орфограммы).

Слайд №4.

История янтаря

Этот скромный самоцвет известен человеку ещё со времён палеолита. Янтарь украшал корону египетского фараона Тутанхамона. Сведения о нём встречаются уже у Гомера в “Одиссее”. Древнеримский историк Тацит сообщает, что им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (“каплями моря”). Особенно моден в Древнем Риме был янтарь в 50-е годы нашей эры, во времена правления Нерона. Маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба.

Слайд №5 -№6 (см. приложение).

Ученики, получившие заранее задание, рассказывают миф о Фаэтоне (слайд №6 – словарно-орфографическая работа) и легенду о Юрате.

Учитель: “Но уже во времена Древней Греции и в Древнего Рима учёные понимали, что возникновение этого самоцвета имеет вовсе не мифологическое, а научное объяснение. Свой вклад в теорию происхождения янтаря внесли и русские учёные, например, М.В.Ломоносов” (Слайд №7).

Ученик зачитывает фрагменты из научных работ учёного, учащиеся заполняют колонку “Имена собственные”.

Слайд №7

Решающее значение в развитии органической теории происхождения янтаря имели труды М.В.Ломоносова “Слово о рождении металлов от трясения земли” (1757), “О слоях земных” (1761).

Слайд № 8 даёт представление о том, как образуется янтарь, параллельно ведётся словарно-орфографическая работа с выделенными шрифтом словами.

Слайд № 8

Как же образовался янтарь?

Первый этап – обильное выделение смолы из хвойных 50 ми(л,лл)ионов лет назад,когда на те(р,рр)итории нынешнего Балтийского моря располагалась суша.

Второй этап – захоронение смолы в лесных почвах.

Третий этап – перенос иск..паемых смол в водный ба(с,сс)ейн.

Учитель сообщает ученикам, что в мире различается более 350 видов янтаря в зависимости от цветовой гаммы, прозрачности. (Слайды №9-12 в приложении)

В ходе работы со слайдами заполняем таблицу, подбираем прилагательные, передающие богатство цветовой гаммы янтаря.

Слайды №13-15 в приложении рассказывают о способах добычи солнечного камня. Просмотр слайдов сопровождается комментарием или учителя, или заранее подготовленного ученика.

Затем учитель спрашивает о том, где применяется этот удивительный самоцвет. Ученики отвечают, что янтарь применяют для изготовления украшений. Слайды № 17-20 (см. приложение) не только помогут учащимся составить представление о том, что можно сделать из камня, но и познакомят их с историей знаменитой Янтарной комнаты. Вернувшись к слайду №16, ученики узнают, где ещё используется самоцвет в наше время, а также о его полезных свойствах.

Затем подводится итог того, что узнали на уроке. Учитель спрашивает, что ещё могли бы сообщить ученики о янтаре. Конечно же, дети вспоминают о Музее янтаря, открывшемся в 1979 году, и в экспозиции которого представлено более 2 тысяч экспонатов, и том, что янтарь – главное богатство нашего края, и т.д.

Подводим итог также и словарно-орфографической работы: с какими орфограммами работали, какие правила повторили.

Учитель: “Надеюсь, полученные на уроке сведения помогут вам успешно справиться с написанием сочинения о янтаре “Такой удивительный камень”.

Ученикам даётся задание составить план к сочинению, планы, составленные 1-2 учениками, зачитываются, обсуждаются.

Обращаем внимание учащихся на предотвращение речевых ошибок (повтора слов) путём подбора синонимов.

Например, янтарь-самоцвет, солнечный камень, кусочек солнца и т.д.

Теперь можно приступать к работе над сочинением. Если ученики не успевают закончить работу на уроке, могут доделать дома. Это и будет их домашним заданием.

Литература, используемая при подготовке урока:

  1. Н.М.Сохранская, “Янтаря открытый свет”, Калининград, “Книжное издательство”, 1982 г.
  2. Б.И.Сребродольский, “Янтарь”, Москва, “Наука”, 1983 г.
  3. Авенир Овсянов, “Янтарная комната. Возрождение шедевра”, Калининград, “Янтарный сказ”, 2004 г.
  4. “У моря янтарного: фотоочерк о земле Калининградской – самом западном крае нашей Родины”, Калининград, Книжное издательство,1981 г.

 Презентация