Оборудование: проектор, ноутбук или компьютер, экран (лучше белая доска, которую можно использовать и как экран, и в то же время на ней работать: выделять, подчёркивать).
Цель:
1) обучение написанию сочинения на основе собранного материала;
2) повторение орфограмм “Правописание суффиксов прилагательных”, “Правописание числительных”;
3) расширение кругозора учащихся, в том числе и по краеведению.
Предварительно можно организовать экскурсию в Музей янтаря или в посёлок Янтарный. Полученные сведения пригодятся учащимся при написании сочинения.
Ход урока
Учитель: “Как мы называем камень, о котором идёт речь, сейчас?”
Вниманию учеников предлагается слайд №2 (см. ниже).
Слайд №2.
Какой камень так называли?
Алатарь, или “морской ладан”, или горюч-камень
(древнерусский язык)
мерикиви, т.е. “камень моря” (финский язык)
амбра (арабский язык)
бруштын (польский, украинский языки)
гинтарас, т.е. “защита от болезней” (литовский
язык)
электрон (древнегреческий язык)
сукцинит (латинский язык)
Ученики: “Янтарь”.
Учитель: “Да, вы правы. Вот послушайте фрагменты из древнерусских заклинаний:
“Кто бел-горюч камень алатарь изгложет, тот мой заговор переможет” или “На море на Окияне есть бел-горюч камень алатарь, никем неведомый. Под камнем сокрыта сила могучая, и силы нет конца”.
Люди верили, что янтарь может от недуга излечить, беду отвести. Многие народы считали, что волшебная сила янтаря заключается в его сходстве с солнцем. Поэтому и называли янтарь солнечным камнем (слайд №3 в приложении)”.
Ученики должны сделать таблицу, которую будут заполнять в течение урока и которая поможет им при написании сочинения о янтаре (об этом сообщается учащимся в начале урока). Для словарно-орфографической работы материал выделен жирным шрифтом.
Сведения о янтаре |
Орфограммы по теме “Имя прилагательное” |
Орфограммы по теме “Имя числительное” |
Имена собственные |
Другие орфограммы |
Слайд №4 знакомит учащихся с историей удивительного камня (заполнение таблицы: выписать выделенные слова в нужную колонку, объяснить орфограммы).
Слайд №4.
История янтаря
Этот скромный самоцвет известен человеку ещё со времён палеолита. Янтарь украшал корону египетского фараона Тутанхамона. Сведения о нём встречаются уже у Гомера в “Одиссее”. Древнеримский историк Тацит сообщает, что им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (“каплями моря”). Особенно моден в Древнем Риме был янтарь в 50-е годы нашей эры, во времена правления Нерона. Маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба.
Слайд №5 -№6 (см. приложение).
Ученики, получившие заранее задание, рассказывают миф о Фаэтоне (слайд №6 – словарно-орфографическая работа) и легенду о Юрате.
Учитель: “Но уже во времена Древней Греции и в Древнего Рима учёные понимали, что возникновение этого самоцвета имеет вовсе не мифологическое, а научное объяснение. Свой вклад в теорию происхождения янтаря внесли и русские учёные, например, М.В.Ломоносов” (Слайд №7).
Ученик зачитывает фрагменты из научных работ учёного, учащиеся заполняют колонку “Имена собственные”.
Слайд №7
Решающее значение в развитии органической теории происхождения янтаря имели труды М.В.Ломоносова “Слово о рождении металлов от трясения земли” (1757), “О слоях земных” (1761).
Слайд № 8 даёт представление о том, как образуется янтарь, параллельно ведётся словарно-орфографическая работа с выделенными шрифтом словами.
Слайд № 8
Как же образовался янтарь?
Первый этап – обильное выделение смолы из хвойных 50 ми(л,лл)ионов лет назад,когда на те(р,рр)итории нынешнего Балтийского моря располагалась суша.
Второй этап – захоронение смолы в лесных почвах.
Третий этап – перенос иск..паемых смол в водный ба(с,сс)ейн.
Учитель сообщает ученикам, что в мире различается более 350 видов янтаря в зависимости от цветовой гаммы, прозрачности. (Слайды №9-12 в приложении)
В ходе работы со слайдами заполняем таблицу, подбираем прилагательные, передающие богатство цветовой гаммы янтаря.
Слайды №13-15 в приложении рассказывают о способах добычи солнечного камня. Просмотр слайдов сопровождается комментарием или учителя, или заранее подготовленного ученика.
Затем учитель спрашивает о том, где применяется этот удивительный самоцвет. Ученики отвечают, что янтарь применяют для изготовления украшений. Слайды № 17-20 (см. приложение) не только помогут учащимся составить представление о том, что можно сделать из камня, но и познакомят их с историей знаменитой Янтарной комнаты. Вернувшись к слайду №16, ученики узнают, где ещё используется самоцвет в наше время, а также о его полезных свойствах.
Затем подводится итог того, что узнали на уроке. Учитель спрашивает, что ещё могли бы сообщить ученики о янтаре. Конечно же, дети вспоминают о Музее янтаря, открывшемся в 1979 году, и в экспозиции которого представлено более 2 тысяч экспонатов, и том, что янтарь – главное богатство нашего края, и т.д.
Подводим итог также и словарно-орфографической работы: с какими орфограммами работали, какие правила повторили.
Учитель: “Надеюсь, полученные на уроке сведения помогут вам успешно справиться с написанием сочинения о янтаре “Такой удивительный камень”.
Ученикам даётся задание составить план к сочинению, планы, составленные 1-2 учениками, зачитываются, обсуждаются.
Обращаем внимание учащихся на предотвращение речевых ошибок (повтора слов) путём подбора синонимов.
Например, янтарь-самоцвет, солнечный камень, кусочек солнца и т.д.
Теперь можно приступать к работе над сочинением. Если ученики не успевают закончить работу на уроке, могут доделать дома. Это и будет их домашним заданием.
Литература, используемая при подготовке урока:
- Н.М.Сохранская, “Янтаря открытый свет”, Калининград, “Книжное издательство”, 1982 г.
- Б.И.Сребродольский, “Янтарь”, Москва, “Наука”, 1983 г.
- Авенир Овсянов, “Янтарная комната. Возрождение шедевра”, Калининград, “Янтарный сказ”, 2004 г.
- “У моря янтарного: фотоочерк о земле Калининградской – самом западном крае нашей Родины”, Калининград, Книжное издательство,1981 г.