Цель: знакомство детей с правилами поведения при пожаре.
Задачи:
- образовательные: объяснить детям, что такое пожар; познакомить со средствами тушения;
- развивающие: развивать память, мышление, внимание, речь;
- воспитательные: воспитывать культуру общения, поведения при пожаре.
Оборудование:
- таблички "пожарная безопасность", "действия
при пожаре", "средства тушения",
2 стула,
- рисунки "горящего дома", "пламени", "направление дыма";
- иллюстрации к действиям при пожаре (8 штук), картинки к средствам тушения,
- 5 шариков,
- 2 корзинки,
- 2 ложки,
- 4 ведёрка,
- детские книги.
Ход занятия
Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое пожар, что нужно делать при пожаре, как его избежать.
Разыгрывается ситуация. Дети выходят к доске.
1 уч. -
Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
2 уч. - Поднажми ещё немножко, -
1 уч. - Он шофёру говорит. -
2 уч. -
Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас:
3 уч. - Ясно всё - 1 уч. шофёр ответил,
1 уч. - Дав машине полный газ.
Учитель: - Ребята, вы знаете, когда красные машины с сиренами и огнями мчатся по нашим улицам?
- Что такое пожар?
- Почему может произойти пожар?
- Что же нужно знать, чтобы не случилось беды?
(Дети отвечают на вопросы.)
Учитель: - Неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей, называется пожаром.
Правила поведения и действия при пожаре:
1. Стремитесь сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения. Постарайтесь подавить в себе растерянность и нервозность, не дайте впасть в панику окружающим;
2. Тушите пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью);
3. При опасности поражения электрическим током отключите электропитание;
4. Не открывайте окна и двери для уменьшения притока воздуха.
5. Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, - немедленно покиньте квартиру; вызовите пожарных по телефону 01.
6. Горящее помещение следует преодолевать, накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью; дышите через увлажнённую ткань.
7. Через сильно задымлённое помещение лучше двигаться пригнувшись, чтобы не потерять ориентировку, придерживайтесь стены.
8. Выйдите на балкон, закрыв за собой плотно дверь, и зовите на помощь.
Учитель: Вы знаете, как нужно вести себя при пожаре. А теперь ответьте на вопрос: с чего начинается пожар?
Дети: - с загорания.
Учитель: - Один человек может ликвидировать загорание?
Дети: - да.
Учитель: - А ликвидировать пожар?
Дети: - нет, не может.
Учитель: - А что для этого требуется?
Дети: - усилия большого количества людей, специальной пожарной и другой техники.
Учитель: - А теперь поиграем в игру "Найди средства тушения".
На доске представлены рисунки: капелька воды, песок, огнетушитель, плотная ткань, мягкая игрушка, шёлковый платок, шапка, ветви деревьев, пальто.
Учитель: - Ребята, а теперь представьте ситуацию: "На человеке загорелась одежда".
- Что ему нужно делать?
Дети: - Надо лечь на землю и, перекатываясь, сбивать пламя.
- Бежать нельзя - это ещё больше раздует пламя.
- Надо постараться сбросить горящую одежду.
Учитель: - Что нужно делать при ожоге?
Дети: - подставить обожженное место под струю холодной воды, наложить сухую повязку.
Далее работа проводится по рисунку на доске.
На рисунке изображён горящий лес и дым.
Учитель: - Куда, в каком направлении должен двигаться человек, чтобы выйти из пожара?
Учитель: - А теперь вам предстоит отгадать загадки об огне и о предметах, которые с ним связаны.
Дети: 1. -
С огнём бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарники)
2. -
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявишь море! (утюг)
Учитель: - Ребята, а можно оставлять включенный утюг на одежде?
Дети: - Нет.
Дети: - 3.
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (газовая плита)
Учитель: - Ребята, как вы думаете, можно сушить вещи, одежду над включенной газовой плитой?
Дети: - Нет.
Дети: - 4.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (спички)
Учитель: - Какую опасность представляют спички?
Дети отвечают.
Дети: - 5.
В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (печка)
Дети: - 6.
Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)
Учитель: - А теперь поиграем в игру "Тушим огонь". Две команды (по 4-5 человек), у каждой в корзинке по пять шариков. Играющие встают в цепочку на расстоянии вытянутой руки и передают друг другу шарик. Нужно передать как можно быстрее все 5 шариков. Кто быстрее - тот и выиграл.
Учитель: - А теперь мы с вами поговорим о воде. Интересно, почему это мы решили посвятить время не только огню, но и воде?
Дети отвечают.
Учитель: - И ещё есть пословица: "Огонь да вода всё сокрушат".
- Но сейчас вам предстоит снова показать свою ловкость и сноровку.
Проводится игра с водой.
Детям предлагается переливать воду из одного ведёрка в другое ложкой. Победит тот, кто быстрее и аккуратнее справится с заданием.
Учитель: - Вы, конечно же, не раз читали сказки, рассказы, стихи, где говорилось об огне, пожаре и т.п.
(Можно провести литературную викторину "Из каких произведений взяты строки?".)
- Я предлагаю вам познакомиться со всевозможными справочниками, учебниками, книгами, содержание которых связано с безопасностью при обращении с огнём.
Учитель предлагает познакомиться, рассмотреть книги:
- Б. Житков "Пожар в море", "Дым", "Пожар";
- Л.Н. Толстой "Пожар", "Пожарные собаки";
- Е. Пермяк "Как огонь воду замуж взял";
- Ю. Яковлев "Кто о чём поёт";
- С.Я. Маршак "Кошкин дом", "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое";
- К. Чуковский "Путаница";
- Р. Цыферов "Жил на свете слонёнок".
Учитель: - Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Что нового вы узнали?