Развитие зрительных диференцировок на материале прописных букв Б - Д

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие зрительной памяти, пространственной ориентировки;
  • дифференциация звуков б-д и соответствующих им букв;
  • формирование синтагматических связей слов;
  • развитие фонематического анализа и синтеза.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие пространственной ориентировки и зрительной памяти.

  • Презентация (приложение 1).
  • Игра “ Капризный фотограф”.

Логопед, изображая фотографа и желая сделать снимок зверей, ищет нужный кадр. Ребенок исполняет роль помощника. Помощнику надо рассадить : льва – справа от зайца, мишку – слева от мышки, ёжика – слева от мышки, собаку – позади зайца, а утят– перед львом и зайцем. Но “фотограф” все время недоволен и просит “помощника” каждый раз по-новому пересаживать зверей, усложняя задачу. “ Посади утенка справа от медведя, а ежа– слева от зайца, льва – слева от мышки, а собаку справа от зайца.”

  • Игра “ Шапка – невидимка”.

Несколько игрушек из “Киндер-сюрприза” собираются под шапкой. На 3 секунды шапка поднимается, ребенок должен запомнить, а затем перечислить все предметы.

3. Сообщение темы занятия.

Логопед показывает ребенку предметные картинки с изображением дятла и белки.

– Выдели, пожалуйста, первые звуки из названий этих животных. Какие это звуки – гласные или согласные? Звонкие или глухие? Твердые или мягкие? Назови несколько животных, в названии которых есть эти звуки.

– Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы определять их место в словах.

4. Уточнение связи звука и буквы.

  • сравнение по артикуляции звуков б–д. (Б – звонкий согласный, взрывной; преграда – сомкнутые губы. Д – согласный звонкий, взрывной, преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов.)

– Что общего в произношении этих звуков? ( звонкие, взрывные, согласные.)

– В чем разница? (место преграды: Б – гуБы, Д– Десны).

  • демонстрация письменных строчных букв б-д;
  • произнесение и письмо в воздухе карандашом;
  • сравнение букв б и д по начертанию – определение элементов каждой буквы, определение сходства и различия.

5. Конструктивная и реконструктивная деятельность.

  • Сложить буквы из картонных элементов.

6. Развитие буквенного узнавания.

  • На индивидуальных карточках даны буквы б и д в различном расположении. Ребенок должен узнать эти буквы, обвести правильно написанные ( б – зеленым цветом, д – красным цветом), дописать определенным цветом недостающие элементы букв, стереть неправильно написанные буквы.

7. Письменные упражнения.

  • Графический диктант – вместо записи полного слова ребенок записывает только буквы б или д в том количестве и последовательности, как это определено словом. Предлагаются предметные картинки, содержащие в названии буквы б и д.

(Картинки с изображением арбуза, дивана, барсука, обезьяны, рыбы, дерева, домика, бабочки, яблока, солдата, дудочки, облака, дельфина).

  • запись под диктовку словарных слов в 2 столбца – по наличию звука б или д.

дорога, работа, однажды, везде, здесь, одежда ,береза быстро, девочка, дежурный, деревня, город, собака, ягода., Подчеркивание букв б и д соответствующим цветом.

  • работа со слоговым лото– ребенку предлагается два набора слогов, необходимо за 5 минут составить как можно больше слов; выборочная запись некоторых слов с зашифровыванием букв и при помощи стрелок ( б – д – ).

да дво вед ры дро ду бы ры ро ва бул ва бел ры боб ба бук ка ки бан ра ран

Запись в тетради: аранки, воры, веро, оры, ара ан, анка, рова, убы и т.д.

  • расшифровывание пословиц, объяснение их смысла и запись по памяти в тетрадь, буквы б и д выделить соответствующим цветом.

Дереводорогоплодами,ачеловекделам

Былабыохота-будетладитьсяработа

игереб-лешана,ищи-агурдтеН

Как ты понимаешь эту пословицу?

– Назови слова в этой пословице со звуком б или д.

– Запиши пословицу.

8. Итог занятия.

– С какими сходными по написанию буквами мы сегодня работали?

– В чем различие между этими буквами?

Презентация