Цели:
- развитие зрительной памяти, пространственной ориентировки;
- дифференциация звуков б-д и соответствующих им букв;
- формирование синтагматических связей слов;
- развитие фонематического анализа и синтеза.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Развитие пространственной ориентировки и зрительной памяти.
Логопед, изображая фотографа и желая сделать снимок зверей, ищет нужный кадр. Ребенок исполняет роль помощника. Помощнику надо рассадить : льва – справа от зайца, мишку – слева от мышки, ёжика – слева от мышки, собаку – позади зайца, а утят– перед львом и зайцем. Но “фотограф” все время недоволен и просит “помощника” каждый раз по-новому пересаживать зверей, усложняя задачу. “ Посади утенка справа от медведя, а ежа– слева от зайца, льва – слева от мышки, а собаку справа от зайца.”
- Игра “ Шапка – невидимка”.
Несколько игрушек из “Киндер-сюрприза” собираются под шапкой. На 3 секунды шапка поднимается, ребенок должен запомнить, а затем перечислить все предметы.
3. Сообщение темы занятия.
Логопед показывает ребенку предметные картинки с изображением дятла и белки.
– Выдели, пожалуйста, первые звуки из названий этих животных. Какие это звуки – гласные или согласные? Звонкие или глухие? Твердые или мягкие? Назови несколько животных, в названии которых есть эти звуки.
– Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы определять их место в словах.
4. Уточнение связи звука и буквы.
- сравнение по артикуляции звуков б–д. (Б – звонкий согласный, взрывной; преграда – сомкнутые губы. Д – согласный звонкий, взрывной, преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов.)
– Что общего в произношении этих звуков? ( звонкие, взрывные, согласные.)
– В чем разница? (место преграды: Б – гуБы, Д– Десны).
- демонстрация письменных строчных букв б-д;
- произнесение и письмо в воздухе карандашом;
- сравнение букв б и д по начертанию – определение элементов каждой буквы, определение сходства и различия.
5. Конструктивная и реконструктивная деятельность.
- Сложить буквы из картонных элементов.
6. Развитие буквенного узнавания.
- На индивидуальных карточках даны буквы б и д в различном расположении. Ребенок должен узнать эти буквы, обвести правильно написанные ( б – зеленым цветом, д – красным цветом), дописать определенным цветом недостающие элементы букв, стереть неправильно написанные буквы.
7. Письменные упражнения.
- Графический диктант – вместо записи полного слова ребенок записывает только буквы б или д в том количестве и последовательности, как это определено словом. Предлагаются предметные картинки, содержащие в названии буквы б и д.
(Картинки с изображением арбуза, дивана, барсука, обезьяны, рыбы, дерева, домика, бабочки, яблока, солдата, дудочки, облака, дельфина).
- запись под диктовку словарных слов в 2 столбца – по наличию звука б или д.
дорога, работа, однажды, везде, здесь, одежда ,береза быстро, девочка, дежурный, деревня, город, собака, ягода., Подчеркивание букв б и д соответствующим цветом.
- работа со слоговым лото– ребенку предлагается два набора слогов, необходимо за 5 минут составить как можно больше слов; выборочная запись некоторых слов с зашифровыванием букв и при помощи стрелок ( б – д – ).
да дво вед ры дро ду бы ры ро ва бул ва бел ры боб ба бук ка ки бан ра ран
Запись в тетради: аранки, воры, веро, оры, ара ан, анка, рова, убы и т.д.
- расшифровывание пословиц, объяснение их смысла и запись по памяти в тетрадь, буквы б и д выделить соответствующим цветом.
Дереводорогоплодами,ачеловекделам
Былабыохота-будетладитьсяработа
игереб-лешана,ищи-агурдтеН
– Как ты понимаешь эту пословицу?
– Назови слова в этой пословице со звуком б или д.
– Запиши пословицу.
8. Итог занятия.
– С какими сходными по написанию буквами мы сегодня работали?
– В чем различие между этими буквами?