Цель: Обучение учить использованию синонимов в речи для ее обогащения.
Задачи:
- Употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.
- Воспитывать бережное отношение к учебным предметам.
- Воспитывать
Знания, умения и навыки, которые необходимо отработать в этой теме:
- Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от дуга.
- Знать о связи синонимов и многозначных слов.
- Функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).
- Уметь определять общее лексическое значение синонимов.
- Подбирать синонимы к данным словам.
- Определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов.
- Определять цель использования синонимов в тексте.
- преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.
Оборудование: словари, медиапроектор, кроссворд, карточки.
Технологии: игра, использование ИКТ, групповая работа
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну (Приложение 1). Но путешествие будет необычным. Чтобы определить, в какую страну мы отправимся, нужно нам решить ребус.
Учитель: Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Учитель: А что такое синонимы?
Учитель: Но вам будет помогать Медвежонок, который охраняет и не впускает замок. Он нас пропустит, если мы выполним все его задания.
II. Операционально-исполнительский этап (изучение нового материала).
1. Учитель: Итак, первое задание от Медвежонка. Нужно найти синонимы в стихотворениях:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Дуб дождя и ветра не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Приятелей много, а друга нет.
Учитель: Почему вы решили, что это синонимы?
Ученик: Обозначают одно и то же, но по-разному, являются одной и той же части речи.
Учитель: Какой частью речи являются синонимы в 1-ой группе?
Ученик: Существительные.
Учитель: Во втором?
Ученик: Прилагательные.
Учитель: А в третьей?
Ученик: Глаголы.
Учитель: Что сильнее – буран или метель?
Учитель: Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?
Ученик: Силою ветра.
(На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться).
Учитель: Какое слово здесь лишнее?
Ученик: Лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи.
Учитель: Подберите глагол – синоним с корнем «печаль» - запечалиться.
Учитель: Итак, какими частями речи могут быть синонимами?
2. И снова появился Медвежонок. Что же он нам говорит? А говорит нам, чтобы мы нашли синонимы в первом и во втором столбиках и соединили их стрелками.
3. Учитель: А что означает слово «бегемот»? Подберите к нему синоним. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, откроем учебник на стр. 137 и прочитаем стихотворение С.Я.Маршака про бегемота.
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги.. на бегемота.
Мы чаще так его зовем.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
Учитель: Прочитайте про себя.
Учитель: Прочитай, пожалуйста, вслух.
Учитель: А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?
Учитель: Итак, какой вывод можно сделать из всего сказанного про бегемота и про резинку? Чем они отличаются друг от друга?
Учитель: Мы с вами заполнили всю таблицу, кто попробует по данной таблице дать определение синонимам.
Учитель: А теперь сравним с учебником, правильно ли мы али определение «синонимам».
4. Игра. Посмотрите, снова появился Медвежонок, что же на этот раз он нам предлагает. А предлагает нам поиграть в игру «Лови - назови». На ваших столах лежат слова, сначала придумайте к ним синонимы, и когда я буду вам подбрасывать мячик ваша задача поймать и назвать к этому слову синоним.
Дорога, мокрый, неправда, свидание, жаркий, автомобиль, аромат, битва, болезнь, холод, горе, медленно, вежливый, дружба, имя.
5. Самостоятельная работа с учебником. Упражнение 349.
Задание: Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.
Для справок: высокая температура воздуха, снежная буря, перечень букв в определенном порядке, узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.
6. Игра «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
беседа | прекрасный | ободриться | объективно |
диалог | живописный | бодрить | беспрестанно |
переговоры | прекрасный | ожить | непредубежденно |
разговор | миленький | взбодриться | нелицеприятно |
собеседование | хорошенький | встряхнуться | справедливо |
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Беседа:
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Что нового узнали?
- Что же такое синонимы?
- Для чего нужны синонимы в речи?
2. Оценивание.
3. Домашнее задание.
-
Упражнение 353;
-
найти и выписать из художественного произведения синонимы;
-
стихотворение. Незнайка неправильно переписал стихотворение. Помогите ему исправить ошибки;
Очень-очень странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик,
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что
значит
Запятая!
(Б.Заходер) - составить и показать классу, для решения на уроке с помощью ИТ, кроссворд на тему «Синонимы» (Приложение 2).