Интегрированный урок по истории и МХК

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • рассмотреть особенности социально-экономического, политического и культурного развития Японии в XIX веке;
  • выделить последствия вмешательства европейцев и американцев в жизнь Японии;
  • продолжить развитие умений оценивать и сравнивать исторические явления, использовать ранее приобретённые знания, выделять главное в рассказе учителя, развивать умение работать с контурной картой.

Оборудование урока:

  1. учебник «Новая история» авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина;
  2. карта «Япония в XIX веке»;
  3. контурные карты ;
  4. опорные схемы;
  5. оформленные сообщения детей по культуре Японии.
  6. мультимедийная установка
  7. энциклопедия «Искусство» Аванта +.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Начавшиеся в XVI в. колониальные захваты европейцев расширялись с каждым веком, завоёвывая всё новые и новые районы Востока. Цель колонизаторов- восточные пряности, драгоценные металлы, рабы.

В XVI веке картина меняется. Это время колониальных захватов промышленного капитализма, когда поток фабричных товаров стал превращать страны Востока в рынке сбыта и источники сырья. Торговые связи сделались прочнее, а западные фабричные товары разоряли традиционные восточные ремёсла, разрушали традиции, меняли жизнь народов Востока . Почти все страны Востока попали в зависимость от индустриального Запада

Владение колониями поднимало престиж государств. К концу в XIX в. Раздел мира между европейскими державами и США в основном был завершён. Старая колониальная система уступило место новой колониальной политике империализма – системе, при которой Запад не просто грабил колонии, а внедрялся во все сферы их жизни: политическую, экономическую, духовную, культурную. Огромные территории Азии и Африки были превращены в колонии и зависимые государства. Исключение составляла только Япония, которая без всякого вмешательства извне, но привлекая достижения Запада, модернизировала промышленное производство, изменив для этого систему управления без резкой ломки традиций, без отказа от привычного образа жизни. Натиск индустриального развитого Запада на страны Востока, угрожавшей крушением традиций, вызывал массовые движения протеста. «Европа оседлала гиганта, АЗИЮ»,-писал Джавахарлал Неру. Подумаем, почему Восток стал добычей Запада, почему небольшое островное государство Япония смогло избежать этой участи? Ребята посмотрите на доску, как звучит наша тема урока? (Дети читают) Для того, чтобы ответить на вопрос темы, давайте вместе подумаем, какие стороны японской жизни мы с вами обсудим.

2. Актуализация знаний.

Предположите линии обсуждения проблемы (Дети предлагают различные стороны обсуждения проблемы, такие как географическое положение, политическое и экономическое состояние и др.). В итоге выстраивается схема: (Карточки с понятиями крепятся на доску)

 

Прежде чем приступить к обсуждению данных вопросов повторим домашнее задание.

Проверка домашнего задания. (Д/З – повторить тему «Япония» по курсу Новой истории за 7 класс).

3. Обсуждение первой линии.

Ребята посмотрите на карту. Что вы можете сказать о географическом положении Японии?(используйте свои знания по географии). Дети рассказывают о географическом положении страны.

4. Обсуждение второй линии.

Рассказ учителя о политическом положении Японии. Во второй половине XIX века происходит «насильственное открытие Японии» А что было до этого?(см. таблицу). На экран через мультимедийную установку выводится таблица с вопросами(Ответы вписываются по ходу)

Вопросы Ответы
1.Что происходило в Японии в XVI-XVII веках? «Закрытие Японии»
2. Кто правил Японией в «Закрытый период»? Сёгун
3. Какие сословия были в Японии? Воины, ремесленники, купцы, крестьяне.
4. Расскажите о сословии воинов. (Рассматрите принципы «Бусидо») Самураи, кодекс «бусидо».
Его принципы:
- суровый образ жизни;
- довольствоваться малым;
- Заниматься только воинским делом;
- Быть верным господину.

Рассказ учителя о политической ситуации в Японии в XIX веке. (По ходу рассказа учителя появляется на доске опорная схема).

1868 г. – «Революция Мейдзи»
Реформы:
Аграрная
Административная
Судебная
Военная

1889 г. – принятие Конституции
- парламент
- создание политических партий

Примечание: Разбирается суть каждой реформы.

5 .Обсуждение третьей линии.

Учитель: Ребята посмотрите на эту опорную схему и ответьте на вопрос: – Какие изменения произошли в экономике страны?(Дети работая по схеме отвечают).

- проведена финансовая реформа (иена)
- строительство крупных предприятий «Мицубиси»
- строительство железных дорог (5 тыс. км.): (Киото - Токио)
- почта и телеграф, работающие по западному образцу
- начинается промышленный подъём
 

6. Обсуждение четвёртой линии. (Работа проводится самостоятельно)

Учитель: Ребята откройте учебник на с.220, прочитайте пункт «Внешняя политика» и на контурной карте отметьте стрелками направления агрессии Японии и сферы её влияния к 1914 г. (После выполнения контурную карту сдать).

7. Обсуждение пятой линии.

Учитель: Япония – страна с богатейшим культурным наследием. Сейчас мы с вами поговорим об икебане, тяноу (чайной церемонии), бонсае (искусстве выращивания садов).

Дети выступают с сообщениями по данным темам. После выступлений проводится игра «Искусствоведческое лото» (на карточках напечатаны различные этапы чайной церемонии, такие как: 1) бело-синий китайский фарфор; 2) 15 век. Ритуал пришёл из Китая; 3) Тяноу – чайная церемония (37 действий); 4) чайный домик или комната «Приют фантазии»; 5) принцип: «Простота лучше, чем излишество»; 6) вывод: чайная церемония – это спектакль, смысл которой заключался в том, чтобы пить чай, мастерски приготовленный за изысканно сервированным столом, наслаждаясь гармонией форм и красок в обществе родных и друзей; 7)идеальная чистота; 8) В комплект входит 24 предмета). На парту выдаётся 1 конверт с карточками, дети работают в парах. Необходимо разложить эти карточки в правильном порядке.

8. Домашнее задание:

параграф 27; заполнить таблицу «Первые реформы в Японии».

Реформы Содержание реформ Изменения, которые внесли реформы в хозяйственную, политическую и культурную жизнь общества.
     

 

9. Заключение.

Ребята, мы с вами сегодня говорили о Японии. Можем ли мы ответить на главный вопрос урока? (см. тему)

Выслушиваются ответы детей и выставляются оценки за урок.