Опыт творческой деятельности в современной педагогической литературе рассматривается как составная часть опыта учебного научного творчества. Он обладает компонентами, характерными для всех видов творчества. В первую очередь к ним относят способность творчески мыслить и способность к сотрудничеству.
В качестве составляющей опыта творческой деятельности и компонента научного творчества выделяют исследовательскую работу. Исследовательскую деятельность можно определить как опыт школьного творчества.
Творческое развитие отвечает принципам гуманизации школы, как одному из направлений модернизации образования на современном этапе. Творческая деятельность учащихся протекает эффективней при условии их сотрудничества между собой и учителем.
Характер и формы сотрудничества учеников и педагогов зависят от следующих основных факторов:
- цели творческой деятельности;
- качества знаний учащихся;
- содержания творческой деятельности;
- методов, средств и форм обучения.
В свою очередь, изменение форм и методов преподавания приводит к новому качественному скачку в развитии опыта творческой деятельности у учащихся.
Осуществление технологии развивающего обучения в корне меняет роль учителя в учебно-воспитательном процессе:
- энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
- специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
- консультант (организатор доступа к ресурсам);
- руководитель;
- тьютор - навигатор творческого исследования;
- координатор всего группового процесса;
- советчик;
- эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта);
- «человек, который задает вопросы»
Появление педагога-тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования. «Тьютор не эрудит, а специалист в области способов организации работы с материалом. Задача тьютора – не отвечать на поставленные вопросы ученика, а помочь ребёнку в поиске правильного решения исследовательской проблемы…».
В педагогической литературе выделяют восемь наиболее важных направлений работы учителя по организации творческого процесса:
- подбор наиболее целесообразных тем исследовательских работ;
- формирование включённости учащихся в процесс поиска решения;
- организация творческого сотрудничества;
- культивирование рефлексии;
- обучение эвристическим приёмам;
- обучение проведению общеинтеллектуальных операций;
- ориентирование в поиске решения;
- консультации по химии.
Традиционная классно-урочная система недостаточно позволяет в полной мере осуществить педагогу свою деятельность как наставника и координатора. На современном этапе развития образования приоритет отдаётся развивающему обучению. На смену субъектно-объектным приходят субъектно-субъектные отношения. На первый план выдвигаются фигуры ученика и учителя, который из автократа превращается в руководителя, навигатора учебного процесса, от которого зависит успешность ученика. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия: ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
Основой для развития учащихся служит творческая деятельность, которая может реализоваться через проектно-исследовательскую работу школьников.
Наше желание заниматься исследовательской деятельностью возникло не случайно - осознание того, что необходимо изменить отношение учащихся к предмету подтолкнуло на поиск новых форм и методов преподавания. Не только учителя, но и школьники, зажатые в рамках традиционного урока, не могут реализовать свой творческий потенциал. Такую возможность даёт проектно-исследовательская работа.
На протяжении семи лет в МОУ СОШ № 17 г. Арзамаса осуществлялась реализация проектов различных как по форме (социальные, творческие, информационные, телекоммуникационные и др.), так и по содержанию.
Таким образом, исследовательская работа способствует развитию у учащихся опыта творческой деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию, мотивирует на последующее самообразование.
Самым важным результатом, осуществления творческой деятельности является дальнейшая успешность учеников: большинство школьников поверило в свои силы, занимаясь самообразованием, и продолжило своё обучение в различных учебных заведениях, связанных с естественнонаучными дисциплинами.
Этот результат во многом был достигнут благодаря смены роли учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.