Цель: выявление знаний обучающихся о птицах водоёмов и их характерных особенностях
Задачи:
- познакомить с птицами, обитающими на водоёмах
- развить кругозор обучающихся, их интеллектуальные особенности
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к своему родному краю
Оборудование:
- Иллюстрации обитателей водоёма.
- Плакат с изображением водоёма, выставка книг о птицах, ТСО.
- Видеофильм о журавлях, аудиокассеты с записью голосов птиц, наборы с изображением птиц.
Ход занятия
1. Организационная часть
2. Повторение
Отгадайте кроссворд " Птицы".
3. Изучение нового материала
Педагог. Планета Земля является огромным домом для человека. Но в этом доме человек живёт не один. Его окружают множество живых организмов
Назовите эти живые организмы. (животные, птицы, растения и т.д.)
Все они являются нашими соседями
Послушайте загадку. О ком пойдёт сейчас речь?
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (цапля)
А знаете, где живёт цапля? (ответы детей). Сегодня на занятии мы отправимся в заочное путешествие и познакомимся с обитателями водоёмов.
Педагог. Жизнь птиц связана не только с сушей, но и с водоёмами. На водоёмах особые условия для жизни. Слишком сыро и скудная почва. Лягушек на болоте много. Живут привольно, чего-чего, а вкусных комаров и мошек для лягушек хватает. Заходят в гости на болото разные звери и птицы, когда клюква поспевает. Любит полакомиться сладкими ягодами белая куропатка. На болотистых берегах селятся бобры и водяные крысы, можно встретить ужа и болотную гадюку. А зимой заходят большие лоси - это самый крупный зверь в наших краях. На болоте лоси едят ветки сосны, очень вкусное лакомство для них. Зимой и заяц тут же бегает, тоже ищет, где бы ему кору дерева погрызть. Мало животных обитает на болоте, а вот мхам здесь раздолье - неприхотливое растение, а главное сырость любит.
Хорошо здесь птицам с длинными ногами и пальцами, между которыми перепонки. Это позволяет им ходить по топкой болотистой грязи, не проваливаясь. Очень любят они полакомиться лягушками, мелкими рыбёшками.(Приложение 1)
Вдоль болота ходит кто-то
Травы поздние шуршат.
Это цапля у болота
Караулит лягушат (показ иллюстрации)
Я знаю, ребята, что вы должны были прочить что-нибудь интересное про эту птицу.
Сообщение детей о цапле. (Приложение 2)
Цапли относятся к птицам отряда голенастые. Объединяет 66 видов. Длина 28-140 см, масса от 100 г до 4 кг. Размах крыльев до 180 см, летают медленно. Шея длинная, тонкая, клюв длинный, прямой на конце, с мелкими зубчиками по краям (для удержания добычи). Ноги длинные, голень частично оголена, пальцы длинные. Окраска однотонная - бурая, желтая, белая. Самцы и самки окрашены одинаково. Крупные цапли бродят в воде или стоят, подстерегая добычу, которую оглушают ударом клюва. Местами вредят рыбхозам, поедая мальков. В 19 веке были популярны украшения дамских шляп, эгретки - белые перья длиной 25 см с рассученными опахалами, растущие на плечах у больших белых цапель. В результате спрос на них и неумеренная охота резко сократила численность вида.
Распространены всесветно, кроме полярных областей. Основу рациона составляют водные животные, иногда кормятся на суше.
Педагог. Спасибо, ребята. Давайте поместим нашу цаплю в наш водоём. Пусть она там живёт. Послушайте ещё об очень удивительной птице
Сообщение детей о журавле. (Приложение 2)
Любимый поэтами журавль - одна из самых популярных в России птиц. Относится к отряду - журавлеобразные. Ростом достигает до 1.5 метра. Птицы - перелётные. Обитают преимущественно открытых ландшафтов, болот и водоёмов. Журавли - всеядные птицы, питаются семенами, корневищами и клубнями, молодыми побегами, насекомыми и моллюсками. Иногда водными растениями, мелкой рыбой и лягушками. Гнездятся они на земле, отдельными парами. Большинство видов журавлей стали редкими из-за охоты, распашки степей и загрязнения среды обитания
Педагог. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет об этой замечательной птице.
Физкульминутка:
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.
Педагог. Ребята, давайте журавля поместим к нашей цапли в водоём.(дети помещают птицу на плакат с изображение водоёма)
На болоте вечерами и ночами вы можете услышать чей-то рёв. Глухой, страшный. Будто кто-то ударил в огромный барабан - и он загудел. Или бык заблудился в болоте, хозяина зовёт, ревёт. Что только люди не рассказывали по этому поводу - будто Водяной кричит или Леший с ним повздорил. Кто же это? (Ответы детей)
Педагог. Давайте послушаем ребят, которые прочитали об этой удивительной птице.
Сообщение детей о выпи. (Приложение 2)
А звуки такие на болоте издаёт небольшая, с курицу, птичка, которая называется выпью. Выпь живёт в тростниковых зарослях, в камышах маленьких болотных озёр. Ягоды её не интересуют, ей подавай карасей, окуней, лягушек или головастиков. А то и щурёнка поймает. Неподвижно часами стоит выпь в зарослях у воды. Даже не подумаешь, что она живая.
И вдруг молниеносно метнёт острый, как кинжал, клюв, и рыбке уже не уйти.
В воздухе мелькнёт серебряный хвост рыбёшки, и вновь всё замрёт.
Начнёшь искать выпь в камышах и мио пройдешь - она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличить её от пучка сухой травы и камыша. И не подумаешь даже, что эта скромная, незаметная птица так страшно ревё и ухает ночью. Голос у выпи очень громкий.
Педагог. Спасибо, ребята, за ваше выступления, предлагаю вам самим услышать голос этой птицы.
Прослушивание аудиокассеты с записью голоса птицы. В это время изображение птицы помещают на водоём рядом с другими птицами.
Педагог. Но не только выпь кричит по ночам на болоте. А вот на ветке виден какой-то большой бурый нарост. Вдруг голова повернулась, и стали видны два круглых жёлтых глаза. Это ночной разбойник - филин. Что же вы о нём интересное узнали?
Сообщение детей о филине. (Приложение 2)
Филины - род птиц отряда сов; включает 12 видов. Длина до 80 см (одни из самых крупных сов). Характеризуются умеренно выраженным лицевым диском, длинными перьевыми ушками по сторонам головы, длинными и широкими крыльями, умеренно длинным хвостом, очень сильными ногами с почти полностью оперенными пальцами, вооруженными длинными острыми когтями.
В России обитает один вид - обыкновенный филин, населяющий глухие места в лесах, степях, пустынях. Нет от него спасения в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, как стемнеет. Незнающий человек просто обомлеет, когда, когда в первый раз услышит его раскатистый хохот.
Прослушивание аудиокассеты с записью голоса птицы. В это время птицу помещают на водоём рядом с другими птицами.
Педагог. Каких ещё птиц, обитающих на водоёмах, вы знаете? (утки, оляпка и др.)
Педагог. Болота - это места обитания многих редких растений и животных. Журавли, цапли, кулики. И другие птицы не только кормятся здесь, но и устраивают гнёзда, выводят своё потомство.
4. Закрепление
Игра "Кому, что по вкусу".
Дети разбиваются на группы и каждая группа выполняет задание.
Задание: необходимо из набора предлагаемых птиц, выбрать птиц только тех, кто обитает на водоёмах и подобрать рацион питания для данных птиц. (животных, насекомых, рыб и т.д.)
5. Итог занятия
Педагог Что нового вы сегодня узнали и с кем познакомились? Обзор литературы о птицах водоёмов. Вручение медалей "Любителей природы".