ЦЕЛЬ УРОКА:
познакомить детей с природными богатствами,
достопримечательностями, флорой и фауной реки
Алатырь;
ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ИСЛЕДОВАНИЙ:
Развитие научной цели;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карата РМ (гидроодизическая).
ХОД УРОКА
I Организационный момент(приветствие гостей)
Аутогенная тренировка
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. У вас прекрасное настроение. Вы готовы к работе?
- Сегодня мы совершим воображаемое путешествие - экспедицию по реке. По реке, которая вам хорошо известна и очень любима.
II Работа по теме урока.
Антиципация
У.: Какое же название носит эта река? Вот три названия реки. Прочитайте их:[Волга, Сура, Алатырь]
У.: О какой же реке пойдет речь?
У.: Докажите правильность своего выбора!
[ответ детей: река Алатырь, потому что она протекает в нашем городе Ардатов и мы эту реку очень любим, она нам роднее всех]
У.: правильно вы выбрали. Эта река Алатырь. А что вы знаете о двух других реках- Суре и Волге?
[ответы детей: В реку Сура впадает наша река Алатырь. Волга одна из самых крупных рек России. Река Сура впадает в Волгу. Волга впадает в Каспийское море, а это значит, что воды нашей маленькой реки Алатырь есть и в Каспийском море]/Эти сведения получены учащимися заранее в результате их исследовательской деятельности (ИД)/
III Погружение в урок
У.: Чтобы нам начать свое путешествие, я попрошу прочесть стихотворение о реке.
Д.: "Реченька родная"
Как дорога без конца и края.
Вдаль бежит струится реченька родная
Серебром сияет, вьется лентой синей,
На земле как буд-то нет её красивей!
Солнце в зеркале речном играет,
Все живое греет и ласкает.
Чистая прозрачная, живая,
Пусть бежит струится реченька родная.
Орошает наши пастбища и нивы,
Остается доброй и всегда красивой.
У.: Перед тем как отправится в путь, мы с вами должны повторить все. Что мы знаем о реке, как географическом понятие.
[ответы детей: определение понятие река, исток, устье, длина реки, речная система, притоки, бассейн реки, питание реки*]
У.: Для путешествия по реке Алатырь я предлагаю вам три вида плавучих средств это корабль, плот, и лодка.[показ иллюстраций]. Какой из них вы выберете и почему? Докажите правильность своего выбора.[дети выбирают лодку, т. к. корабль не может плыть по мелководью, плот по размеру маленький и лучше всего путешествовать по реке на лодке]
У.: Итак, путешествие начинается. Все готовы? Тогда в путь:[Открывается доска с изображением карты "Реки Республики Мордовия"]
- Река Алатырь берет свое начало на границе Нижегородской области и несет свои воды вниз по течению к границе Республики Мордовия.
Д.: [Справка о том, где протекает река Алатырь, её пределы]*
*/Исследовательская деятельность учащихся/
IV Работа с контурной картой
[Дети отмечают на контурных картах, учитель на общей карте]
У.: Мы на нашей лодочке подплываем к нашему родному городу Ардатов.[Отмечается на карте флажком] г. Ардатов основан в 1780 году, ему 226 лет. Герб города [показать]
- кто готов рассказать о гербе города? [ответ детей]*
У.: Да, ребята не даром на гербе изображены эти копны сена, ведь Алатырская пойма она прекрасна.
- Давайте на минуточку прикроем глаза и перенесемся в тихий теплый летний день: Предутренняя прохлада водной глади ,всплеск рыб и пение птиц, аромат трав и воздух, наполнены запахом мёда. Жужжание пчёл и веселый хоровод бесчисленного множества различных насекомых.
- Давайте познакомимся с обитателями реки Алатырь с её флорой и фауной [слова написаны на доске, объяснить их лексический смысл]
- Русло нашей реки изумрудным ожерельем окаймляют высокие травы и густые кустарники. Особенно нравятся нам плотные заросли красивой травы с длинными коричневыми шишками. А вот, что это за растение, вы узнаете, отгадав мою загадку:
"Это растение каждый узнает
Длинными листьями ветер играет,
Прячутся корни во влаге, прохладной,
Стебель венчает "пломбир" шоколадный,
Вьется средь зарослей стайка стрекоз,
А называют растенье:?"
[ответы детей: РОГОЗ]
У.: Да, это растение Рогоз, оно земноводное, живущее на границе суши и воды [показ экземпляра из гербария]. Рогоз может вырасти до3-х метров. Он очищает воду от загрязнения. А какие ещё растения очищают воду? [ответы детей: тростник, камыш (он родственник осоки и его не надо путать с рогозом)]*
У.: Посмотрите, река вот в этом месте похоже на цветущий луг. Могут ли растения закрывать зеркало воды ковром? [ответы детей: могут в тихих местах на реке, их ещё называют - заводь.]
- А какие же растения плавают летом по воде?
[ответы детей: желтая и белая кувшинка]
- Ребята, первую ещё называют кубышкой, а вторую - водная лилия (показ экземпляра из гербария).
У.: Ну, что же, поплывем дальше:(А кто это в густых зарослях кустов, среди травяных почек крякает)
[ответы детей: это утки - кряквы].
/Исследовательская деятельность учащихся/
У.: Да, совершенно верно. Дикие утки - кряквы похожи на домашних. Иногда охотники берут яички из гнезда диких уток и подкладывают их под кур - наседок. Выведет из яичек курочка цыплят, пытается научить их копаться в земле, а они, непослушные, глупые лезут в воду, сразу хорошо плавают, а курочка бегает по берегу, кудахчет: "Куд - куда, куда вы забрались не разумные."
- Ребята, в какой сказке, которую мы с вами читали, бала похожая история?
Ответы детей: Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок"
У.: А какие ещё птицы обитают возле нашей реки?
[ответы детей: кулик, чибис, камышевки, соловьи, речные чайки.]
(показ иллюстраций с изображением птиц.)
У.: Давайте послушаем с вами звуки, слушаемые на берегу реки Алатырь весной.
(прослушивание записи голосов.)
V Сюрпризный момент урока
(стук в дверь, приходит почтальон и приносит письмо от бабушки Ведявы.)
У.: Вы знаете, кто такая бабушка Ведява?
[ответы детей]
- Совершенно верно. В старину верили, что в самых глубоких местах реки - омутах, живет хозяйка реки - Ведява. Ей подчинялись все рыбы, раки и лягушки. Что же она нам принесла? Давайте прочитаем:
[чтение письма]
ЗАГАДКИ БАБУШКИ ВЕДЯВЫ ОБ ОБИТАТЕЛЯХ РЕКИ.
(дети отгадывают загадки)
У.: А каких ещё рыб, обитающих в нашей реке, вы знаете?
[ответы детей: карп, карась, язь, налим, ёрш, пескарь.]
(показ иллюстраций с изображением рыб)
У.: Ну, вот и завершается наше мысленное путешествие по реке Алатырь. Мы с вами познакомились только с некоторыми представителями флоры и фауны нашей речки. В хозяйстве бабушки Ведявы живых существ очень и очень много.
VI Итог урока
Рефлексия
- Что вы узнали нового на уроке. Что раньше не было вам знакомо?
- Каковы ваши собственные ощущения, настроения вызванные этим мысленным путешествием - экспедицией по реке Алатырь?
VII Заключительное слово учителя
(чтение стихотворения учащихся)
Д.:
"Жизнь в воде сложна и бесконечна,
Как земля, как небо, она вечна,
В каждом ручейке, в любом болоте
Все слилось в одном круговороте.
Всем хватает места, пищи и простора,
Все живут согласно в реках и озерах"
У.: Хочешь, познакомится с ними поближе - почаще бывай на реке, внимательно относись ко всему, что там плавает, бегает, прыгает. Ты увидишь сказочный мир, и поймешь как он прекрасен.
VIII Самооценка
У.: Как бы вы оценили свою работу на этом уроке? Каким вы были путешественником? А кто хочет сказать доброе слово о своем товарище по путешествию?
[ответы детей]
IX Домашние задание
- Работа по учебнику тема "Водоемы нашего края"
- Нарисовать рисунок на тему: "Летний день на реке Алатырь"
Список литературы
- Плешаков А.А. Ознакомление с окружающим миром /учебник для 2-кл. в 2-х. ч. 4.2. - М., 2004 г./
- Прохоров А.А. В гостях у бабушки Ведявы / Саранск: Мордовское кн. из - во, 1997г. - 80 с./
- "Что такое. Кто такой" 1-3 том. - М., "Педагогика - Пресс" - 1992 г.
- Серия "Я познаю мир. География" /Под. Ред. О. Хинн - М.; АСТ - 1996 г.
- Ямашкин А.А. География Республики Мордовия: Учебное пособие / Саранск: из - во Мордов. ун-та. 2004 г. -168 с.
- Республика Мордовия Учебное пособие /Сост.: Т.С. Баргова и др. - Саранск: Морд. Кн. издательство, 1998г. - 160с.
- Ардатов: история и современность / авт. - сост. Т.С. Баргова. - Саранск: тип. "Красный Октябрь" - 2007 - 416с.