Цели образовательные и воспитательные:
- познакомить учащихся с принципом создания коллективного панно, вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий проект;
- развивать умения использовать знания, умения и навыки, сформированные на уроках трудового обучения и изобразительного искусства;
- познакомить учащихся с особенностями композиции;
- дать понятие отличия композиции от конструкции;
- учить производить презентацию своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;
- воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, к творческому взаимодействию при совместной работе.
Задачи:
- развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус, чувство гармонии, цвета;
- формировать навыки исследовательской деятельности, начальные навыки создания панно в технике "барельеф" и "горельеф", умение самостоятельной работы с различными материалами, приобщать к полезному труду.
Возраст: 9 - 10 лет (3-й класс).
Ожидаемые результаты.
По итогам занятия учащиеся должны знать:
- значение терминов "композиция", "конструкция", "горельеф", "барельеф";
- отличие композиции от конструкции;
- средства выразительности композиции;
Должны уметь:
- создавать декоративные композиции;
- использовать основные приемы создания декоративных композиций;
- владеть приемами работы с соленым тестом.
Оборудование:
Для учителя:
- ПК,
- проектор,
- демонстрационный экран,
- презентация "Цветочная композиция из цветов".
Для учащихся:
- соленое тесто,
- подкладная доска,
- баночка для воды,
- стеки,
- кисточка.
Осуществление учебного проекта.
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить помощь и консультацию учителя.
Этап 1. Подготовка.
На предыдущих занятиях кружка дети знакомились с технологией создания объемных фигур. Ученики посещали школьную библиотеку с целью подбора материала о розах. Детям было предложено представить на презентацию рисунок или аппликацию цветов роз.
На одном из занятий учитель подводит итоги проделанной работы детьми.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Мотивация учащихся
- Ребята, на прошлых занятиях мы осваивали технологию создания объемных фигур. Скажите, а вам бы хотелось продолжить работу?
- Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы окунемся в мир цветов. Каждый человек воспринимает красоту природы по-своему. И по-разному выражает свое отношение к ней. Художники воспевают красоту природы в картинах, композиторы - в музыке, поэты - в стихах мы тоже выразим по-своему - создадим коллективное панно из цветов в технике тестопластика. А вот каких отгадайте (слайд 2). .
Лик пахучий
Хвост колючий (роза).
- А сейчас послушайте сообщение об этом цветке (рассказ учеников).
Роза
Роза - это род листопадных, вечнозеленых кустарников. В мире насчитывается 300 видов роз. Существует свыше 25 тысяч сортов роз. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Цветы душистые, разных сортов, форм, размеров и окраски.
Это растение достигает в высоту от 50 см до 2,5 метров, а некоторые вечнозеленые плетистые виды достигают в длину 10 метров. Из лепестков роз варят варенье, из масленичных сортов извлекают розовое масло, которое используют в парфюмерной промышленности.
Самые первые упоминания о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях. Родина "Королевы цветов" - Персия. По персидски роза называется гюль. "Гюлистан" значит "сад роз". Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а голубые и черные растут на гавайских островах. В парижском розарии собраны почти все виды роз.
В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества русалки, которое позднее по христианскому календарю приходилось на троицу. Первая бархатная роза была привезена в 17 веке немецким послом царю Михаилу Федоровичу. В садах же их стали разводить только при Петре 1. (слайд 3)
3. Введение в проблему.
- А как вы думаете, о чем задумывается мастер-художник, приступая к изготовлению изделия?
- Он продумывает расположение всех элементов украшения, т.е. композицию (слайд 4 для закрепления понятия).
- Выбор композиции может быть самым разным. А от чего он зависит?
- От вкуса мастера, его представления о красоте.
- Теперь давайте рассмотрим расписные подносы. Как художник разместил узоры? (слайд 5)
- Так что же такое композиция? Чем она отличается от конструкции? Должны ли вы задуматься о композиции, как настоящие мастера, прежде, чем приступить к работе?
- Что такое "барельеф" и "горельеф"? (слайд 6 - 7 для закрепления понятия).
4. Физминутка.
Мы пройдемся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте).Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок, другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево).Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед.
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперед и назад).Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
5. Анализ изготовления и лепка цветков роз.
Составление плана работы: (слайд 8 - 9)
- Раскатать жгутик примерно 10 - 12 см.
- Разрезать его на равные части (примерно на 8 - 10).
- Из каждой части сначала раскатать шар.
- Каждый шар расплющить - это лепесток розы. (Чем она больше в диаметре, тем крупнее роза).
- Из одной "монетки" скатать жгутик это центр цветка.
- Затем каждую "монетку" брать и в шахматном порядке заворачивать вокруг центра.
- Нижнюю часть цветка аккуратно срезать ножом или стекой.
- Все детали композиции вылепливаются по отдельности, а затем закрепляются на основе с помощью воды. В какой последовательности? (Сначала в центре основы, а затем по краям).
6. Практическая работа учащихся.
- Текущий инструктаж по ТБ. Правила рабочего человека (слайд 10).
- Индивидуальная и фронтальная помощь учителя учащимся.
- Рекомендации по составлению композиции.
7. Итог занятия. Рефлексия.
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Чем отличается конструкция от композиции, барельеф от горельефа?
- Что важно учитывать при составлении композиции?
- Вам нравится получившееся коллективное панно? Как вы оцениваете свою работу и работу своего товарища по парте?
- Наше занятие я хочу закончить стихотворением:
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты (слайд 11).