Развитие грамматического строя у детей с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Работа с дошкольниками


Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике, как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях.

Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Занятия должны проходить непринужденно; педагогу не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того, чтобы заинтересовать детей можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания, придумать предложения о самом себе.

Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы третьего лица множественного числа глагола хотеть и т.д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой можно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.

Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей (в повседневной речи возможна некоторая неустойчивость в употреблении правильных форм). Работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца или двух; занятия по различным частям речи чередуются.

В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.

Большое значение в работе по формированию грамматического строя имеет использование онтогенетического принципа. Многие грамматические формы, которые в норме ребенок усваивает еще в дошкольном возрасте, у умственно отсталого ребенка оказываются неусвоенными даже в младших классах. Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе; от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению.

Рекомендуется следующая последовательность коррекционной работы над падежными формами:

  1. дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа;
  2. закрепление беспредложных конструкций единственного числа по следующему плану:
    • винительный падеж (нулевое окончание, окончание -у, -а, -я);
    • родительный падеж;
    • дательный падеж;
    • творительный падеж (со значением орудийности);
  3. усвоение предложно-падежных конструкций единственного числа;
  4. овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).

Формирование системы словообразования прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в процессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:

  1. согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
  2. согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами);
  3. согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).

Согласование прилагательного с существительным осуществляется в следующей последовательности:

  • согласование прилагательного с существительным в мужском роде;
  • согласование прилагательного с существительным в женском роде;
  • согласование прилагательного с существительным в среднем роде;
  • дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных.

Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени (единственное и множественное число), затем в прошедшем времени (изменение по родам, числам и лицам) и, наконец, в будущем времени, которое является наиболее сложной временной формой глагола.

Длительным и трудным процессом является работа по формированию формы словообразования у умственно отсталых детей. Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии:

I этап. Словообразование существительных:

  • образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик, -чик, -очк, ечк, -ц-);
  • образование существительных с помощью суффиксов -ниц-, -инк;
  • образование названий детенышей животных и птиц;
  • образование существительных, обозначающих профессии.

II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:

  • образование прилагательных от существительных:
  • образование притяжательных прилагательных;
  • образование качественных прилагательных;
  • образование относительных прилагательных.
  • образование возвратных глаголов;
  • образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-, вы-, при-, от-, у-, пере-).

IV этап. На данном этапе проводится работа над родственными словами.

Формировать грамматический строй речи у умственно отсталых детей начинают на II году обучения. Детей учат употреблять глаголы первого и третьего лица в единственном числе и третьего лица во множественном числе ("Я рисую", "Катя рисует", "Дети гуляют");

  • правильно употреблять в активной речи предлоги в, на, под;
  • согласовывать глаголы с существительными;
  • правильно употреблять существительные в единственном числе в родительном падеже.

III год обучения:

  • начать формировать у детей процессы словообразования;
  • употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед;
  • согласование существительных и глаголов;
  • согласование существительных и прилагательных;
  • согласование местоимений и глаголов;
  • употребление существительных в дательном и творительном падежах;
  • образование множественного числа имен существительных.

IV год обучения:

  • формировать у детей понимание значения глаголов и словосочетаний с ними в настоящем, прошедшем и будущем времени;
  • уточнить понимание детьми значения изученных предлогов; учить пониманию и выполнению инструкций с предлогами: на, под, за, в, перед, около, у, из, между;
  • учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами у, из;
  • расширять понимание детьми значения слов (различение глаголов с разными приставками, употребление однокоренных слов).

Ниже представлены 2 конспекта занятия по развитию речи для детей IV года обучения.

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Перелетные птицы.

Цели:

  1. Формирование умения составлять сравнительный рассказ о двух птицах. Уточнение и расширение у детей знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках перелетных птиц (журавля, грача, ласточки, скворца).
  2. Коррекция грамматического строя речи через употребление предложно-падежных конструкций. Активизация зрительного внимания, слухового восприятия. Подготовка руки к письму.
  3. Воспитание интереса к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации птиц, аудиокассета с голосами птиц, схема, пособие "Где находится?"

Ход занятия

Основные направления коррекционной работы Содержание работы
Слуховое восприятие

 

Эмоции

 

 

 

Мыслительная деять-ть

Ориентировка в пространстве.

 

Связная речь

 

 

 

 

 

 

 

Активизация зрительного восприятия

Общая моторика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операции сравнения

Связная речь

 

 

 

Грамматический строй речи

Мелкая моторика

 

 

 

 

Оценочная деят-ть

I. Оргмомент

1. Прослушивание записи "Голоса птиц"

- Послушайте, чьи это голоса? (птиц) А почему они так шумят? (собираются в стаи, улетают в дальние края)

2. Психогимнастика "Птички"

- А теперь представьте, что вы птички. Летите каждый на свое место.

II. Вводная часть

1. Вопрос: У вас на столе лежат картинки с изображением птиц. Рассмотрите внимательно и подумайте, как можно их разложить?

- С левой стороны, какие птицы у тебя лежат? С правой?

- Оставьте картинки с перелетными птицами, а картинки с зимующими птицами уберите на тарелочки.

- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.

2. Беседа о перелетных птицах

- Почему этих птиц называют перелетными?

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Первыми в конце лета от нас улетают журавли:

- Какая это птица, большая или маленькая?

- Назовите части тела. Какие они?

- Чем питается?

- Где живет?

- Как называется эта птица?

Аналогично рассмотреть скворца, ласточку, грача.

III. Физминутка "Изобразите птиц"

- Посмотрите на ласточку. Полетела вверх-вниз, вверх-вниз. Ласточка летает быстро. Покажите. Размахивает крыльями и на лету ловит мошек.

- Посмотрите на грача. Ходит по земле важно, налево - направо, налево - направо. Покажите, как ходит и собирает с земли насекомых.

- Посмотрите на скворца. Перелетает с ветки на ветку вверх-вниз, вверх-вниз. А теперь покажите, как он ждет скворчиху, вертит головой.

- Посмотрите на журавля. Он ходит по болоту направо - налево, направо - налево. Покажите, как он танцует: крылья расправил, ноги поднимает высоко.

IV. Основная часть.

Составление сравнительного рассказа: грач и ласточка.

- Чем похожи эти птицы? (Есть перья, голова, клюв, туловище, крылья) Обе птицы улетают в теплые края.

- Чем отличаются эти птицы? (Размер, части тела, питание, гнездо).

- Молодец, :! Она не забыла рассказать о : А о чем не сказала :?

V. Д/ игра "Где кто находится?"

- Кто находится слева от шишки?

- Кто находится над грибочком? И т.д.

Подготовка руки к письму.

- У вас на столе лежат листочки. Обведите линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги.

-Что вы нарисовали?

- Эти листочки с птицами вы возьмете с собой в группу и там их раскрасите.

VI. Итог

Мы с вами поговорили о перелетных птицах.

- Что вам больше всего понравилось, какое задание?

Конспект занятия по развитию речи

IV год обучения

Тема: Звери наших лесов.

Цели:

  1. Закрепление умения составлять рассказ по плану-схеме. Обобщение и расширение у детей знаний об особенностях внешнего вида, повадках диких животных, их приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
  2. Развитие связной грамматически правильной речи, зрительного и целостного восприятия.
  3. Воспитание интереса к окружающему миру.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, разрезные картинки, план-схема, листы бумаги, простые и цветные карандаши, нарисованная сорока.

Ход занятия

Основные направления коррекционной работы Содержание работы
Познавательный интерес.

 

 

Артикуляция.

Зрительное восприятие.

Грамматический строй.

 

Грамматический строй.

Связная речь.

 

Словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Целостное восприятие

 

 

 

 

 

Грамматический строй

Общая моторика.

 

 

 

 

 

 

 

Эмоции.

 

Связная речь.

 

 

 

Мелкая моторика.

Грамматический строй.

 

 

 

Оценочная деят-ть

I. Оргмомент

1. Сюрпризный момент

- К нам прилетела сорока - белобока, которая на хвосте разносит все новости. "Вот новость! Потерялись все животные в лесу! Зима пришла, а они не подготовились к ней".

2. На стене, между елками развешаны звери.

- Найдите глазками, сколько потерялось лис? Покажите, как лиса облизывается, когда видит зайца.

- Сколько потерялось зайцев? Покажите, как он грызет осиновую кору.

- Сколько потерялось белок? Покажите, как белочка цокает языком.

- Сколько потерялось медведей? Покажите, как медведь надувает и сдувает щеки, когда спит.

3. Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как звери подготовились к зиме.

II. Введение в тему.

Сорока: "Зверей вы нашли, а хвосты они растеряли".

1. Д/игра "Чей хвост?"

- Чей хвост? (беличий)

- Как меняется шубка к зиме у белки?

- Какие запасы готовит белка к зиме? Чем питается зимой?

- Как подготавливает жилище к зиме?

-Белка какая? (шустрая, ловкая, хозяйственная).

2. Аналогично рассказывается о лисе, зайце, медведе.

Во время беседы выставляется план-схема и используются жестовые указания.

3. Составление "осколочной" картинки.

- Сложите картинку и назовите животное, которое у вас получилось.

- Кого ты сложил? (лису, винительный падеж)

III. Физминутка "Пантомима"

Изобразите:

- Как дрожит трусливый зайчик.

- Как ловко и проворно бегает белка по деревьям.

- Как переваливается с ноги на ногу медведь.

- Как крадется, когда охотится лиса.

IV. Составление рассказа.

1. Планирование рассказа.

- Сейчас мы будем составлять рассказ о том, как приготовились звери к зиме и чем они занимаются зимой.

Каждый будет рассказывать от имени того животного, которое он собрал из "осколков".

- С чего начнем рассказ? (Кто это? Какая у него шерстка?)

- Какие делает запасы?

- Как устраивает свое жилище? (по плану-схеме)

2. Дети выходят по очереди и рассказывают каждый о своем животном.

3. Оценивание детских рассказов.

V. Игровое упражнение "Нарисуй по точкам"

- Давайте сначала разомнем пальчики.

- Обведите по точечному контуру животное.

- Кого нарисовали? (родительный падеж).

- Листочки отдадим Сороке, она унесет их в лес и подарит животным.

VI. Итог

- Скажите, все животные готовы к зиме? Смогут они пережить морозную зиму?

- Правильно, все подготовились к зиме по-разному, каждый по-своему.

- Молодцы.