Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике, как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях.
Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно; педагогу не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того, чтобы заинтересовать детей можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания, придумать предложения о самом себе.
Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы третьего лица множественного числа глагола хотеть и т.д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой можно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.
Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей (в повседневной речи возможна некоторая неустойчивость в употреблении правильных форм). Работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца или двух; занятия по различным частям речи чередуются.
В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.
Большое значение в работе по формированию грамматического строя имеет использование онтогенетического принципа. Многие грамматические формы, которые в норме ребенок усваивает еще в дошкольном возрасте, у умственно отсталого ребенка оказываются неусвоенными даже в младших классах. Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе; от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению.
Рекомендуется следующая последовательность коррекционной работы над падежными формами:
- дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа;
- закрепление беспредложных конструкций
единственного числа по следующему плану:
- винительный падеж (нулевое окончание, окончание -у, -а, -я);
- родительный падеж;
- дательный падеж;
- творительный падеж (со значением орудийности);
- усвоение предложно-падежных конструкций единственного числа;
- овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).
Формирование системы словообразования прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в процессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:
- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами);
- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).
Согласование прилагательного с существительным осуществляется в следующей последовательности:
- согласование прилагательного с существительным в мужском роде;
- согласование прилагательного с существительным в женском роде;
- согласование прилагательного с существительным в среднем роде;
- дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных.
Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени (единственное и множественное число), затем в прошедшем времени (изменение по родам, числам и лицам) и, наконец, в будущем времени, которое является наиболее сложной временной формой глагола.
Длительным и трудным процессом является работа по формированию формы словообразования у умственно отсталых детей. Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии:
I этап. Словообразование существительных:
- образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик, -чик, -очк, ечк, -ц-);
- образование существительных с помощью суффиксов -ниц-, -инк;
- образование названий детенышей животных и птиц;
- образование существительных, обозначающих профессии.
II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:
- образование прилагательных от существительных:
- образование притяжательных прилагательных;
- образование качественных прилагательных;
- образование относительных прилагательных.
- образование возвратных глаголов;
- образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-, вы-, при-, от-, у-, пере-).
IV этап. На данном этапе проводится работа над родственными словами.
Формировать грамматический строй речи у умственно отсталых детей начинают на II году обучения. Детей учат употреблять глаголы первого и третьего лица в единственном числе и третьего лица во множественном числе ("Я рисую", "Катя рисует", "Дети гуляют");
- правильно употреблять в активной речи предлоги в, на, под;
- согласовывать глаголы с существительными;
- правильно употреблять существительные в единственном числе в родительном падеже.
III год обучения:
- начать формировать у детей процессы словообразования;
- употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед;
- согласование существительных и глаголов;
- согласование существительных и прилагательных;
- согласование местоимений и глаголов;
- употребление существительных в дательном и творительном падежах;
- образование множественного числа имен существительных.
IV год обучения:
- формировать у детей понимание значения глаголов и словосочетаний с ними в настоящем, прошедшем и будущем времени;
- уточнить понимание детьми значения изученных предлогов; учить пониманию и выполнению инструкций с предлогами: на, под, за, в, перед, около, у, из, между;
- учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами у, из;
- расширять понимание детьми значения слов (различение глаголов с разными приставками, употребление однокоренных слов).
Ниже представлены 2 конспекта занятия по развитию речи для детей IV года обучения.
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Перелетные птицы.
Цели:
- Формирование умения составлять сравнительный рассказ о двух птицах. Уточнение и расширение у детей знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках перелетных птиц (журавля, грача, ласточки, скворца).
- Коррекция грамматического строя речи через употребление предложно-падежных конструкций. Активизация зрительного внимания, слухового восприятия. Подготовка руки к письму.
- Воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование: иллюстрации птиц, аудиокассета с голосами птиц, схема, пособие "Где находится?"
Ход занятия
Основные направления коррекционной работы | Содержание работы |
Слуховое восприятие
Эмоции
Мыслительная деять-ть Ориентировка в пространстве.
Связная речь
Активизация зрительного восприятия Общая моторика
Операции сравнения Связная речь
Грамматический строй речи Мелкая моторика
Оценочная деят-ть |
I. Оргмомент 1. Прослушивание записи "Голоса птиц" - Послушайте, чьи это голоса? (птиц) А почему они так шумят? (собираются в стаи, улетают в дальние края) 2. Психогимнастика "Птички" - А теперь представьте, что вы птички. Летите каждый на свое место. II. Вводная часть 1. Вопрос: У вас на столе лежат картинки с изображением птиц. Рассмотрите внимательно и подумайте, как можно их разложить? - С левой стороны, какие птицы у тебя лежат? С правой? - Оставьте картинки с перелетными птицами, а картинки с зимующими птицами уберите на тарелочки. - Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах. 2. Беседа о перелетных птицах - Почему этих птиц называют перелетными? - Каких перелетных птиц вы знаете? Первыми в конце лета от нас улетают журавли: - Какая это птица, большая или маленькая? - Назовите части тела. Какие они? - Чем питается? - Где живет? - Как называется эта птица? Аналогично рассмотреть скворца, ласточку, грача. III. Физминутка "Изобразите птиц" - Посмотрите на ласточку. Полетела вверх-вниз, вверх-вниз. Ласточка летает быстро. Покажите. Размахивает крыльями и на лету ловит мошек. - Посмотрите на грача. Ходит по земле важно, налево - направо, налево - направо. Покажите, как ходит и собирает с земли насекомых. - Посмотрите на скворца. Перелетает с ветки на ветку вверх-вниз, вверх-вниз. А теперь покажите, как он ждет скворчиху, вертит головой. - Посмотрите на журавля. Он ходит по болоту направо - налево, направо - налево. Покажите, как он танцует: крылья расправил, ноги поднимает высоко. IV. Основная часть. Составление сравнительного рассказа: грач и ласточка. - Чем похожи эти птицы? (Есть перья, голова, клюв, туловище, крылья) Обе птицы улетают в теплые края. - Чем отличаются эти птицы? (Размер, части тела, питание, гнездо). - Молодец, :! Она не забыла рассказать о : А о чем не сказала :? V. Д/ игра "Где кто находится?" - Кто находится слева от шишки? - Кто находится над грибочком? И т.д. Подготовка руки к письму. - У вас на столе лежат листочки. Обведите линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. -Что вы нарисовали? - Эти листочки с птицами вы возьмете с собой в группу и там их раскрасите. VI. Итог Мы с вами поговорили о перелетных птицах. - Что вам больше всего понравилось, какое задание? |
Конспект занятия по развитию речи
IV год обучения
Тема: Звери наших лесов.
Цели:
- Закрепление умения составлять рассказ по плану-схеме. Обобщение и расширение у детей знаний об особенностях внешнего вида, повадках диких животных, их приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
- Развитие связной грамматически правильной речи, зрительного и целостного восприятия.
- Воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, разрезные картинки, план-схема, листы бумаги, простые и цветные карандаши, нарисованная сорока.
Ход занятия
Основные направления коррекционной работы | Содержание работы |
Познавательный интерес.
Артикуляция. Зрительное восприятие. Грамматический строй.
Грамматический строй. Связная речь.
Словарь.
Целостное восприятие
Грамматический строй Общая моторика.
Эмоции.
Связная речь.
Мелкая моторика. Грамматический строй.
Оценочная деят-ть |
I. Оргмомент 1. Сюрпризный момент - К нам прилетела сорока - белобока, которая на хвосте разносит все новости. "Вот новость! Потерялись все животные в лесу! Зима пришла, а они не подготовились к ней". 2. На стене, между елками развешаны звери. - Найдите глазками, сколько потерялось лис? Покажите, как лиса облизывается, когда видит зайца. - Сколько потерялось зайцев? Покажите, как он грызет осиновую кору. - Сколько потерялось белок? Покажите, как белочка цокает языком. - Сколько потерялось медведей? Покажите, как медведь надувает и сдувает щеки, когда спит. 3. Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как звери подготовились к зиме. II. Введение в тему. Сорока: "Зверей вы нашли, а хвосты они растеряли". 1. Д/игра "Чей хвост?" - Чей хвост? (беличий) - Как меняется шубка к зиме у белки? - Какие запасы готовит белка к зиме? Чем питается зимой? - Как подготавливает жилище к зиме? -Белка какая? (шустрая, ловкая, хозяйственная). 2. Аналогично рассказывается о лисе, зайце, медведе. Во время беседы выставляется план-схема и используются жестовые указания. 3. Составление "осколочной" картинки. - Сложите картинку и назовите животное, которое у вас получилось. - Кого ты сложил? (лису, винительный падеж) III. Физминутка "Пантомима" Изобразите: - Как дрожит трусливый зайчик. - Как ловко и проворно бегает белка по деревьям. - Как переваливается с ноги на ногу медведь. - Как крадется, когда охотится лиса. IV. Составление рассказа. 1. Планирование рассказа. - Сейчас мы будем составлять рассказ о том, как приготовились звери к зиме и чем они занимаются зимой. Каждый будет рассказывать от имени того животного, которое он собрал из "осколков". - С чего начнем рассказ? (Кто это? Какая у него шерстка?) - Какие делает запасы? - Как устраивает свое жилище? (по плану-схеме) 2. Дети выходят по очереди и рассказывают каждый о своем животном. 3. Оценивание детских рассказов. V. Игровое упражнение "Нарисуй по точкам" - Давайте сначала разомнем пальчики. - Обведите по точечному контуру животное. - Кого нарисовали? (родительный падеж). - Листочки отдадим Сороке, она унесет их в лес и подарит животным. VI. Итог - Скажите, все животные готовы к зиме? Смогут они пережить морозную зиму? - Правильно, все подготовились к зиме по-разному, каждый по-своему. - Молодцы. |