Урок окружающего мира по теме: Озера. Пруды. Озера России". 2-й класс. УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: дать понятие об озере, пруде.

Задачи:

  • познакомить с озёрами России;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир. 2 класс” Поглазова О.В,
  • мультимедиапроектор,
  • презентация;
  • тесты;
  • текст экологической задачи;
  • рабочая тетрадь к учебнику.

План урока:

1. Моб.начало.

2. Актуализация знаний: тест, кроссворд. .

3. Совместное “открытие знаний”: доска, мультимедиа, видео, сообщения детей, работа в парах, группах. - Какие бывают озёра?

- Как образуются ?

- Озёра России.

- Растительный и животный мир озёр.

- Охрана озёр. Экол.задача (в парах)

4. Творческая работа (в группах) “Засели озеро. Назови его”. Выставка работ.

5. Итог. Выставление оценок.

6. Дом задание.

Ход урока

1. Моб. начало. Настройтесь работать дружно, сообща и внимательно слушать.

2. Актуализация знаний:

Индивидуально: тест “Водоёмы”

Фронтально: на доске кроссворд

  1. Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли? (Родник).
  2. Течет, течет - не вытечет,
  3. Бежит, бежит - не выбежит. (Река).
  4. Как называется начало реки? (Исток).
  5. Место впадение реки? (Устье).
  6. Как называются речки, которые впадают в главную реку? (Приток).

-Какое ключевое слово у нас получилось? (озеро)

3. Совместное “открытие знаний”.

1) Беседа:

- Кто из вас видел озеро?

-На каких озёрах бывали?

-Что хотели бы узнать об озёрах?

- Как вы думаете , что мы будем изучать на уроке?

-Тема урока “Озёра, пруды. Озёра России”.

Мы узнаем, какие бывают озёра, как они образуются, поговорим о самых крупных озёрах России, больше узнаем о растительном и животном мире этих водоёмов.

2) Понятие озера, пруда.

-Подумайте, отличается ли озеро от морей? Чем? Чем похожи ?

(Меньше моря. Они напоминают море, только маленькое и расположены на суше.)

- ОЗЕРО – это природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

В отличии от озера ПРУД – это искусственный водоём, рукотворный, сделанный руками человека, для хозяйственных нужд. З слайд

3) - Голубыми глазами Земли называют озёра – вкрапления в земную твердь скоплений воды, чаще пресной пригодной для питья. Они всегда желанны на суше.

ДОСКА (составляется схема “Озёра, пруды” по ходу урока)

- Узнаем , какие бывают озёра?

Большинство озёр пресноводные. В умеренном климате вода в озёрах пресная, несолёная, пригодна для питья. Солёные озёра встречаются чаще в жарком климате, вода в них солёная, как в море, её пить нельзя.

Во все озёра впадают реки и ручьи. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным, а если нет, то оно бессточное.

Озёра делятся на постоянно существующие и сезонные. Сезонные озёра встречаются в жарком климате. В период дождей они наполняются водой, а когда наступает жара, они высыхают. В постоянно существующих озёрах вода есть всегда.

КАК ОБРАЗУЮТСЯ ОЗЁРА?

Сообщения учащихся.

- Озёра формируются по-разному. Многие появились в ледниковый период, когда лёд покрывал ту местность, на которой они впоследствии образовались.

Помогает образованию озёр движение земной коры. Иногда озёра образуются в кратерах потухших вулканов. Часто в горах после оползней, реке дамба закрывает путь и образуется озеро. Но оно недолговечно, Земля размывается водой, и река снова находит себе дорогу. ПРУДЫ это искусственные озёра, они появляются в связи с нуждами человека.

4) Слайд “Озёра России”

Каспийское море- озеро. Самое большое в России озеро. Вода в нём солёная. Это озеро исчезающее. Происходит это по вине человека. Он использует реки питающее озеро для полива полей, для получения энергии строит гидростанции на этих реках.

С озёрами тесно связана история нашей страны, разные тайны и легенды.

Слайды озёр.

ЛАДОЖСКОЕ ледникового происхождения

ЧУДСКОЕ

ОНЕЖСКОЕ
СВЕТЛОЯР (исчез град КИТЕЖ, нашествие монгол, слышны колокола церквей.)

БАЙКАЛ

Сообщение ученика, видео ,слайды

- Байкал – гордость России, жемчужина среди озёр, надежда всего человечества. Крупнейшее на Земле хранилище пресной воды, особой чистоты. По форме оно узкое, длинное, напоминает месяц. Но воды в нём больше, чем в Каспийском море, так как оно глубокое 1640 м. В тихую погоду можно разглядеть дно на глубине 20 м. Такая прозрачная, чистая вода.

Байкал слово нерусское, означает Богатый. Оно и вправду богато рыбой, живут здесь нерпы – байкальские тюлени, по берегам растут леса удивительной красоты. В водах 58 видов рыб, на берегу 200 видов птиц, 2000 видов растений. Но самое главное богатство это вода – чистая, пресная. Она целебна, с её помощью лечат болезни. Байкал включён в список природного наследия.

Легенда об Ангаре и Енисее (впадает 336 рек, вытекает 1).

5) ЧТО И КТО ЖИВЁТ В ОЗЁРАХ?

Слайды

Сообщение ученика.

- В озёрах живёт много разных растений. Растения использует не только животные, но и само озеро, для очищения воды, обогащения кислородом. Растения делятся на 3 типа: недалеко от берега всплывающие (водяная лилия), подводные невидны на поверхности воды (мох, конский сорняк), плавающие по поверхности (ряска, водяной солдатик).

Слайд

Разнообразен животный мир.

Сообщения ученика.

Рыбы, птицы, лягушки, улитки, раки, бобры и много других животных обитает в воде озёр и прудов.

- ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОЗЁРА И ПРУДЫ? Как вы сами думаете?

Люди издавна селились по берегам рек, озёр. В озёрах ловят рыбу, по воде перевозят грузы, используют водоёмы для занятий спортом и отдыхом.

6) ОХРАНА ОЗЁР.

К сожалению, в наше время люди часто загрязняют озёра отходами заводов, фабрик, ферм.50 лет назад на Байкале построили комбинат по выпуску бумаги. За эти годы завод слил много отходов.

Решение в парах экологической задачи. Проверка.

4. Творческая работа: “Засели озеро” (рабочая тетрадь). Проверка.

5. Итог. Чему учились на уроке? Что нового узнали на уроке?

Оценки за урок.

6. Д.з. по выбору: пересказ, составить кроссворд на тему “ Озёра России”.