Задачи: дать представление о возможностях теста, как универсального материала для лепки; познакомить детей с историей возникновения изделий из теста в разных странах, формировать умение гармонично сочетать передачу пропорций и объёмов в создании выразительного художественного образа; совершенствовать способность к тонкой ручной работе, умение оригинально использовать пластичность материала: обогащать представления детей о многообразии цветов и их оттенков; развивать технические приёмы рисования кистью (всем ворсом, концом); поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа; воспитывать эстетический вкус, творческую активность детей и самостоятельность.
Материал демонстрационный: фоторяд слайдовой презентации, музыкальная шкатулка с “хлебной” розой, наглядные модели: “Цвета для розы”, “Цвета для листьев”.
Материал раздаточный: (на подгруппу детей) дрожжевое тесто, стеки, расчёски, гуашь, кисти, палитры, грампластинки (основа композиции).
Предварительная работа: расширять представления детей о странах мира и их местонахождении на карте; словарная работа: “декоративное” (изделие), “дрожжевое” (тесто).
Ход занятия:
(1 часть)Дети входят в ИЗО студию, их встречает педагог.
Педагог:
- Ребята, кто из вас знает, какой праздник мы будем отмечать в конце ноября? (ответы детей) Правильно, Всемирный день матери. В этот день чествуют всех мам, поздравляют и дарят им подарки. А что получат в подарок Ваши мамы? (отвечает каждый ребёнок)
- Я не сомневаюсь, что все мамы любят цветы. Но букеты из срезанных живых цветов очень быстро увядают. А какие цветы не завянут никогда? (нарисованные, бумажные и т.д.)
- А вот в этой шкатулке находится цветок, который тоже никогда не завянет. Догадайтесь, из чего он сделан (педагог демонстрирует детям музыкальную шкатулку, в которой находится роза, вылепленная из теста).
- Здесь только одна роза, а если их будет несколько, то получится настоящая цветочная композиция. Хотите порадовать своих мам такими прекрасными цветами? (Ответы детей) Тогда давайте пройдём в нашу мастерскую и послушаем “мастера” лепных изделий.
Мастер:
- Я приветствую вас, ребята, в своей мастерской. Расскажу я вам, друзья, что о тесте знаю я. (Рассказ “мастера” сопровождается фоторядом слайдовой презентации).
- Когда-то, давным-давно, в старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Египте появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне ещё пять тысяч лет назад знали около тридцати различных рецептов хлеба. Они же лепили из теста фигуры людей и животных и украшали этими поделками свои жилища. В Европе, в древности, хлеб из дрожжевого теста делали только руками. А вот Италия, в средние века, славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли великолепные хлеба, да такие, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого продать. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В Китае, в древности, уже умели делать кукол марионеток из теста. Один из народных художественных помыслов Эфиопии - поделки из ярко окрашенного теста. Из него умельцы для туристов лепят всё, что угодно. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста. Хотя поделки из теста - очень древняя традиция, но в современном мире, высоко ценится всё, что сделано своими руками. В России солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны и прочны.
- Ребята, думаю, что и вам тоже работа с солёным тестом принесёт много радости и доставит огромное удовольствие. Вы согласны?
- Прежде, чем вы начнёте создавать цветочные композиции, вспомните, какие три природных компонента нужны для изготовления соленого теста? (мука, соль и вода.)
“Мастер” предлагает знакомство с новым необычным инструментом для работы с тестом - (расчёской). Идёт рассказ “мастера”, сопровождаемый просмотром таблиц с изображением положения рук при работе с тестом.
“Мастер” даёт ценные указания и рекомендации в процессе работы: расчёской можно нанести на тесто ажурный узор: её ребром можно сделать вдавленный элемент (“канавка”), а кончиками острых зубцов расчёски можно сделать узор из точек.
Начинается практическая работа, которая проходит под музыкальное сопровождение. “Мастер” по необходимости оказывает индивидуальную помощь детям. По завершении работы дети делятся своими впечатлениями от созданных “шедевров”, а “мастер” в награду за создание красоты дарит каждому ребёнку медаль - символ с изображением розы.
Мастер:
- Вы сегодня сотворили из теста чудо своими руками. Теперь этим изделиям необходимо высохнуть. А чтобы оживить эти цветы, я предлагаю вам через несколько дней отправиться в мастерскую “художника” и подарить им яркие краски.
(2 часть)
В центре ИЗО студии на столе разложены цветочные композиции, вылепленные детьми на предыдущем занятии. Педагог вместе с детьми подходит к этим работам.
Педагог:
Мы вылепили мамам красивые цветы, Мы вылепили сами и я, и ты, и мы. Нам было интересно из теста их лепить, Теперь настало время им краски подарить.
А поможет нам в этом “художник”. Давайте пройдём к нему в художественную мастерскую.
Художник:
- Я встрече с Вами рад, друзья. Вижу в ваших руках замечательные композиции. Расскажите мне о них:
- Из чего состоят композиции?
- Что находится в центре? (розы)
- Что находится по краям? (листья)
- А как вы думаете, что можно сделать для того, чтобы ваши композиции стали ярче и наряднее?
(Далее дети рассаживаются за столы)
Художник:
- Предлагаю сначала украсить центральную часть композиции, а затем то, что по краям. Давайте определим, какие цвета красок нам нужны, чтобы украсить розы.
(С помощью наглядной модели “Цвета розы” дети выбирают белый, розовый, жёлтый, бордовый, алый цвета.)
- Посмотрите, все ли эти цвета есть в ваших наборах красок? (нет розового и бордового.)
Как быть с недостающими красками? ( Сделать их на палитре, добавив в алый цвет либо белую краску, либо чёрную)
- А теперь давайте, определим, какие цвета нам нужны для окраски листьев.
(С помощью наглядной модели “Цвета для листьев” дети выбирают тёмно-зелёный цвет для прожилок, и светло- зелёный для листьев.)
Далее дети приступают к работе. В это время звучит спокойная музыка. В ходе работы детям оказывается индивидуальная помощь по мере необходимости.
По окончании работы дети выкладывают свои композиции на столах, рассматривают их, делятся впечатлениями, рассказывают о своем творчестве друг другу и “художнику”.
Художник:
“Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
В руках умелой и веселой детворы”.
Сегодня в ваших руках “расцвели” прекрасные розы, которыми Вы сможете поздравить своих мам с замечательным праздником - Всемирным днем Матери.