Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры
Задачи:
- Образовательная – знакомство с частью творческой биографии великого русского композитора П.И. Чайковского, с русским и украинским фольклором.
- Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.
- Воспитательная – формирование интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, толерантного отношения к народам соседних государств.
Оборудование:
- Музыкальный инструмент – фортепиано или аккордеон (для удобства –синтезатор);
- музыкальный центр;
- персональные компьютеры;
- презентация слайдов к уроку;
- портреты композитора П.И. Чайковского;
- репродукция картины К. Сомова “Концерт”.
Ход урока
№ | Музыкальный материал, частные задачи | Содержание урока |
Оборудование, дополнительная литература |
1 | Организационный момент | – Внимание! Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина! Я приглашаю вас сегодня в концертный зал! Мир музыки волшебной нас туда позвал! | |
2 | Постановка задач урока – создание эмоционального настроя, рабочей установки на урок | – Сегодня урок музыки перенесет нас в концертный зал, где нас ждет прекрасная музыка. Также мне помогут ребята, которые выступят в роли “Музыковедов”, “Биографов” и “Исполнителей”. А как можно попасть на концерт? (приобрести билет) – Верно, чтобы войти в концертный зал, необходимо приобрести билеты. (Обучающимся вручаются символические билеты с указанием даты урока, места расположения за партами) | |
3 | Основная часть. Беседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “концерт”; – развитие логического мышления, – развитие умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к музыкальному произведению; – интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие “внутреннего слуха”. | Итак, вы получили билеты. Как можно узнать, на какой концерт мы с вами попали? (посмотреть программу, афишу концерта) Что такое концерт? Верно. Ребята, скажите, а как участники концерта узнают о том, каким номером в программе концерта они выступают? (в концерте есть ведущие, которые объявляют выступающих, в концерте установлено место, время и номер каждого выступающего и они не спорят друг с другом, а выходят на сцену по установленному порядку и т.п.) Кто и когда установил такие правила в концерте? Когда появились первые концерты? (варианты ответов детей) – Жанр “концерт” окончательно сложился к концу 18 века, хотя первые упоминания о нем относятся к более раннему времени – к началу 16 века. Но концертом называли совсем не тот концерт, о котором мы с вами сейчас говорим. Концерт – в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. В чем же здесь секрет? Почему на разных языках одно и то же слово переводится по-разному? А может быть, между этими словами есть общее? Итак, компьютер нам поможет оказаться в концертном зале. По моему сигналу вы начнете поочередный просмотр слайдов. При этом вам предстоит представить себя психологами, чтобы после прослушивания рассказать о человеке-композиторе, который оставил нам это “звуковое письмо” о себе и своем времени. | Слайд 2. “Концерт” в переводе с иностранных языков |
4. | Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского – развитие эвристического, креативного, ассоциативного мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы | Слушание. Первичный анализ музыкального произведения Ребята, как вы думаете, произведение, фрагмент которого сейчас прозвучал, русское или зарубежное? Когда оно было создано в настоящее время или много лет тому назад? Почему вы так решили? Эта музыка народная или ее создал композитор? (ответы детей) С помощью “Словаря эмоциональных состояний” на следующем слайде найдите слова, которые соответствуют настроению музыки этого произведения. (дети высказываются) Кто сейчас участвовал в концерте? (симфонический оркестр, солист-пианист) – Солист просто исполнял свою партию или старался “переиграть” оркестр? Что происходит между солистом и симфоническим оркестром? (Состязание) -Кто участвовал в музыкальном состязании? (фортепиано и симфонический оркестр). Верно, это концерт для фортепиано с оркестром. – Русский художник К. Сомов создал картину “Концерт”. Какой концерт он изобразил? (выступает девушка-певица в сопровождении виолончели) Беседа по картине – Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы? (музыка концерта чудесна и божественна, она словно англы легка и чиста). Произведения, созданные в жанре концерт увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему вновь пережить воспоминания, задуматься о настоящем или помечтать о будущем. – Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Концерты писали И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, С.С. Прокофьев, П.И. Чайковский. Обобщение Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра |
Слайд 3. Фрагмент Первого концерта П.И. Чайковского Слайд 4. “Словарь эмоциональных состояний” (по В. Ражникову) Слайд 5. Репродукция с картины К. Сомова “Концерт” |
5 | Анализ музыкального произведения – развитие навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – знакомство с историей создания музыкального произведения | И сейчас мы вновь окунемся в атмосферу
концертного зала, но сначала слово
“Музыковедам”: – Мы прослушаем фрагмент
Первого концерта великого русского композитора
П.И. Чайковского. Он прозвучит в исполнении
всемирно известно музыканта Вана Клиберна. Ровно
50 лет назад в 1958 году этот пианист стал лауреатом
первого Международного конкурса музыкантов
имени П.И. Чайковского в городе Москве… Сегодня,
как и тогда, пианисты, скрипачи, вокалисты и
другие музыканты-исполнители съезжаются со всех
стран мира в Москву, чтобы поучаствовать в этом
конкурсе. А пианисты обязательно исполняют
Первый концерт для фортепиано П.И. Чайковского.
Слушание Как вы думаете, почему обязательно на конкурсе звучит это произведение? (ответы детей) – Какие интонации вам слышите в этом произведении? (Величественные, торжественные, праздничные). Какой характер наиболее близок этому произведению? Как звучала мелодия: плавно или отрывисто, постепенно или скачками? Какой темп использовал композитор, лад? Какова сила звучания этой музыки? Для чего композитор создал эту музыку? (ответы детей) “Музыковеды”: – Первый концерт для фортепиано с оркестром был написан в 1875 году. Но его нотный текст был таким сложным, что не все музыканты сразу согласились его исполнять. Первый исполнитель концерта был немецкий пианист Ганс Гвидо фон Бюлов. А сегодня это самое исполняемое произведение Чайковского. – Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского известен музыкантам всего мира. А как вы думаете, почему он называется первым? (ответы детей) – Музыка этого концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Рудины за рубежом. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Какие особенности музыки подчеркивают ее русский характер? (ответы детей) Обобщение |
Слайд 6. Портрет П.И.
Чайковского Слайд 7. В. Клиберн на первом Международном конкурсе им. П. Чайковского Слайд 8. Фрагмент нотного текста |
6 | Украинская народная песня “Веснянка”
– исполнение народных песен-закличек.; –
разучивание текста и мелодии украинской
народной песни “Веснянка”; – формирование вокально-хоровых навыков, исполнительского мастерства; – воспитание любви к родной природе, народам соседних государств, патриотических чувств; – развитие навыков анализа музыкального произведения; – формирование эмоционального отклика на изучаемое произведение; – развитие интереса к истории родной страны; – развитие музыкального слуха |
П.И. Чайковский очень любил свою Родину,
и часто об этом писал в письмах своим друзьям,
сидя в своем уютном кабинете . Вы помните его
фразу: “Я еще не встречал человека, более меня
влюбленного в матушку-Русь!”. Как вы понимаете
эту фразу? (ответы детей). П.И. Чайковский, как и
многие композиторы, любил музыку народную и
часто он использовал ее в своих произведениях. Но
не только музыку русского народа любил. В музыке
Первого концерта Чайковский использовал
украинские народные темы: напев лирников,
услышанный им на Украине. “Биографы” прочтут
отрывок из письма. Композитор писал об этом так: –
"Слушал лирное пение слепых. Оно называется
лирным по названию аккомпанирующего инструмента
– лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего
общего не имеет. Замечательно, что все слепые
певцы в Малороссии поют один и тот же вечный
напев и с тем же наигрышем. Я отчасти
воспользовался этим напевом…” – Наши
“исполнители” исполнят украинскую народную
песню-закличку “Веснянка. (звучит песня) – А что
означает “песня-закличка”? (песня, с помощью
которой в старину зазывали Весну) – Верно, с
первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали
кликами Весну к себе в гости. Особенно готовились
к прилету птиц: дети строили скворечники, делали
игрушечных птиц: жаворонков, куликов, журавликов.
Их поднимали высоко на крыши домов и так
заманивали живых птичек. Подражали птичьим
голосам при помощи свистулек сделанных из глины.
А родители своим деткам пекли печенье, булочки
похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что
птицы скорее прилетят их теплых краев и Весна
придет быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные
песни – веснянки, в которых была главная просьба;
чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в
теплых краях. Давайте мы тоже исполним веснянки,
которые разучивали во втором классе. Исполнение
песен-закличек: “Солнышко, выгляни! Красное,
высвети…”, “Жучик-крючик-паучок, прилети к нам,
куличок…” и др. – С какими интонациями вы
исполняли эти песни? Почему? (Весна – это радость,
это пробуждение природы, это тепло и свет,
радость и надежда на новый урожай) Разучивание песни-заклички “Веснянка” – Какие интонации вы услышали в этой мелодии? Почему она имеет минорную окраску? Каковы характерные особенности этой песни? (повторяющиеся фразы, распевное исполнение некоторых слов). Какова роль распевов в песне? (ответы детей). – Все ли песни-заклички исполняются одинаково? Почему одни имеют мажорную ладовую окраску, а другие – минорную? – Передайте при исполнении настроение этой песни. Исполнение украинской народной песни “Веснянка” (“Выйди, выйди, Иванку…”) |
Слайд 9. Кабинет П.И. Чайковского в городе Клин Слайд 10. Из письма П.И. Чайковского |
7 | Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского – развитие умения определять форму построения музыкального произведения, навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – развитие логического мышления; – обогащение словарного запаса; – формирование умения обобщать, делать выводы; – развивать умение высказывать собственные мысли | Вторую жизнь приобрела украинская
народная песня “Веснянка” в концерте П.И.
Чайковского. В третьей, заключительной части –
финале концерта, Чайковский использовал
украинскую песню “Выйди, выйди, Иваньку.” Слушание финала Первого концерта для фортепиано с оркестром. – Как прозвучала украинская народная песня в концерте Чайковского? Так ли она звучит, как мы ее исполняли? Изменяется ли ее характер при повторениях? Как она звучит в партии фортепиано и у симфонического оркестра? (каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах – изменяется ее сила звучания, тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие). – Еще с XIV-XV веков многие композиторы любили импровизировать на какую–нибудь популярную тему. Так сложилась форма вариаций, которая впоследствии стала одной из самых распространённых музыкальных форм. Особенно нравилось композиторам обращаться к темам народных песен. Большой любовью пользовался этот вид вариации у русских композиторов. К народным песням обращался и П. Чайковский. И форму вариаций он использовал в Первом концерте для фортепиано с оркестром. Прослушайте еще раз и представьте картины, которые вы увидели в своем воображении. Поделитесь своими мыслями друг с другом (дети высказывают свои мысли) |
|
8 | Кроссворд – обобщение и систематизация полученных на уроке знаний; – развитие интереса к предмету “Музыки” | А сейчас, чтобы узнать, что вы запомнили с сегодняшнего урока, мы разгадаем с вами кроссворд, все слова которого расположены по горизонтали. Ели вы правильно все определите, то сможете по вертикали прочесть тему нашего урока (разгадывают) Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? | Слайд 11 . Кроссворд, индивидуальные листы для работы с кроссвордом |
9 | Сообщение домашнего задания | – Внимание! Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина! Мы побывали сегодня в концертном зале! Мы музыку слушали и сами исполняли! Дома выполните задание на выбор: кто любит рисовать – нарисуйте иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, кто любит читать – подберите стихи соответствующее музыке, а кто любит петь – разучите и исполните на следующем уроке новые песни о природе, о весне. | |
10 | Рефлексия | А сейчас я хочу узнать, с каким вы настроением уходите сегодня с урока искусства? Если вам урок понравился, поставьте на нотный стан красную нотку, если чувствуете неудовлетворение – синюю нотку. До свидания! | Нотный стан на классной доске |