Детско-взрослый проект "Давай поиграем, малыш"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность развития и реализации проекта:

Развивающая предметная среда – Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (по С.Л. Новоселовой).
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Это отмечали многие педагоги прошлого (А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги (Т. Н. Доронова, О. В. Цаплина, А. И. Савенков и др.) Бедность, однообразие микросреды приводят к ограничению возможностей развития детей и даже к задержкам в развитии. Так, исследование В.И. Ляскало, направленное на создание интегративной образовательной системы компенсирующего обучения детей показало, что одним из факторов неполноценного развития ребенка может стать бедность среды, препятствующая интеллектуальному развитию. В исследованиях подчеркивается и другая крайность – перегруженность среды. Тогда микросреда может даже оказывать травмирующее действие на детей: большое количество ярких по цвету раздражителей в окружающей среде приводит к психическому переутомлению, возбуждению, нервно-психическим перегрузкам. Работая над созданием предметно-развивающей среды нашей группы, мы исходим из того, что она должна служить всестороннему развитию и формированию личности. Среда должна способствовать осуществлению разнообразных видов детских деятельностей (игры, художественной, трудовой, учебной, предметной и других) и соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.
В настоящее время создано огромное количество развивающих игр и игрушек для наших детей. Глядя на такое разнообразие, хочется порадоваться за малышей, их родителей и педагогов.
Но опытные педагоги и внимательные родители, наблюдая за играющим ребенком, часто отмечают, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию, или вдруг начинает ее использовать не по назначению, или просто отбрасывает ее в сторону. В чем же дело?
Причины могут быть самые разные. Одна из них заключается в том, что игрушка (пособие), сделанная промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие взрослые, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.
Главный методический принцип в использовании игр и пособий – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Мы выявили проблему: в нашей группе сделанных своими руками игрушек и пособий недостаточно. Мы считаем, что использование игрушек сделанных руками любящих взрослых сможет повысить уровень восприятия и сенсомоторных навыков. Поэтому мы решили привлечь родителей и детей к созданию игрушек и пособий.

Цель проекта: создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.

Задачи:

  • Создание развивающих пособий и игрушек.
  • Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
  • Вовлечь родителей и детей в создание игрушек и пособий для развития сенсорной культуры.
  • Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
  • Приобщать детей к процессу познания.
  • Формировать различные представления.
  • Привлекать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Прогнозируемый результат:

К концу учебного года (2008–2009) мы ожидаем повышение уровня развития мелкой моторики, зрительного восприятия. Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети.
Создание части предметно развивающей среды в виде пособий и развивающих игр, что будет способствовать развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет, поднимет на более высокий уровень коммуникативного взаимодействия между всеми участниками проекта.

Формами отчёта участников проекта будут:

– Мастер-класс «Давай поиграем малыш», с использованием развивающих игрушек и пособий.
– Групповые и индивидуальные консультации для воспитателей на тему «Оформление уголка для развития восприятия и формирования сенсомоторных навыков для детей младшего дошкольного возраста».
– Презентация проекта на районном фестивале детско-взрослых проектов.
– Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

Сроки реализации: с 8 сентября по 18 ноября.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети второй младшей группы.

Место реализации: МДОУ №23, вторая младшая группа «Сказка».

Описание проекта:

В ходе реализации проекта необходимо произвести следующие мероприятия:

Диагностический этап: провести педагогическую диагностику, проанализировать оснащенность домашней игровой среды воспитанников второй младшей группы МДОУ № 23. Выявить уровень развития мелкой моторики детей и сенсомоторного восприятия через: педагогическую диагностику и анкетирование родителей по оснащенности домашней среды играми и пособиями. (Приложение 1)

Подготовительный этап включает:

  • изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и практическую отработку приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение пространства группы информационными и дидактическими материалами;
  • родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей второй младшей группы», где раскрыть роль игрушки в жизни ребенка и важность сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста;
  • информацию о проекте поместить в газету ДОУ «Вырастайка»;
  • подготовить для родителей и детей задания и рекомендации по изготовлению пособий, развивающих сенсомоторный аппарат;
  • привлечь родителей и детей к изготовлению пособий.

Этап апробации игрушек и пособий: содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников нашей группы «Сказка». (Приложение 2.)

– Мастер-класс «Давай поиграем малыш», изготовление пособия для развития мелкой моторики ребенка, использование обычных предметов для развития мелкой моторики, создание проекта.
– Групповые и индивидуальные консультации для воспитателей на тему «Оформление уголка для развития восприятия и формирования сенсомоторных навыков для детей младшего дошкольного возраста».
– Презентация проекта на районном фестивале детско-взрослых проектов.
– Подведение итогов.

Этап анализа: включает в себя анализ проведенной работы – методической, диагностической и практической. Представление опыта работы

План реализации:

№ п.п. Мероприятия Сроки Результаты Ответственные
1 Провести педагогическую диагностику С 8 до 15 сентября   Скадорова Н.А
Иванова Е.В.
2 Провести анкетирование родителей 10-20 сентября   Скадорова Н.А
Иванова Е.В.
3 Провести родительское собрание, создать творческую группу по созданию проекта 15 сентября   Скадорова Н.А.
Иванова Е.В.
4 На информационный стенд для родителей поместить консультационный материал. 15 – 20 сентября   Скадорова Н.А
Иванова Е.В.
5 Изучить специальную литературу и подобрать нужные пособия для решения выявленной проблемы 1-10 сентября   Скадорова Н.А
6 Изготовление пособий С 25 сентября   Скадорова Н.А
Иванова Е.В.
Коллектив родителей группы «Сказка»
7 Внесение пособий и игр в игровую среду Октябрь – январь   Скадорова Н.А
Иванова Е.В.
8 Отслеживание результата На протяжении всего года   Скадорова Н.А
Иванова Е.В.
9 Презентация 27 января   Скадорова Н.А

Устойчивость проекта

Деятельность по данному проекту может быть продолжена на следующий год в плане усовершенствования содержания сенсомоторного уголка в группе (создание новых пособий, нового оборудования); разработать новые пособия для развития слуха, осязания, обоняния, вкуса, зрения.

Оценка результатов

Эффективность проекта будет оцениваться посредством:

  • педагогической диагностики воспитанников группы «Сказка»;
  • отзывов детей, родителей и педагогической общественности в альбоме отзывов по проекту.

Бюджет проекта:

Вид оборудования Кол-во Стоимость каждого предмета (с учётом НДС) Общая сумма расходов (руб) Требуется Имеется
(кто обеспечил)
Специальная литература         Библиотека, пед. кабинет
Ткань 3 м 170р. 510 р. 510 р.  
Самоклеющаяся бумага 30р. 30 р. 30 р.  
Плитка потолочная 1кв. м. 40р. 40 р. 40 р.  
Прищепки 30 шт. 52р. 52 р. 52 р.  
Пуговицы 30 шт. 120 р. 120 р.  
Липкая швейная лента 2 м. 10р. 20 р. 20 р.  
Шнуровка декоративная 16 м 17р 272 р. 272 р.  
Лента атласная 1 м. 10р. 10 р. 10 р.  
Поролон 0,5 кв.м. 60р. 30 р. 30 р.  
Молнии 3 шт. 10р.; 19р. 39 р. 39 р.  
Крупы         Родители
Фасоль         Родители
Аппликация 27 шт.   З50 р. 350 р.  
Глина для лепки 1 пачка 65 р. 65 р. 65 р.  
Паетки 1 пачка 15 р 15 р. 15 р.  
Нитки 6 видов 11 р. 66 р. 66 р.  
Итого     1619 р. 1619 р.  

Литература

  1. Комарова Т.С., Филлис О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ». – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
  2. Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б., «Красота. Радость. Творчество. – Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет». – М.: Педагогическое общество России, 2000 г.
  3. О. Каракулова. «Дошкольное воспитание».– Город Чехов: чеховский полиграфический комбинат. 2006.
  4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М.:Просвещение, 1998.
  6. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Т. И. Гризик «Давай поиграем, малыш!»: пособия для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2008.