Актуальность развития и реализации проекта:
Развивающая предметная среда – Система
материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития (по С.Л.
Новоселовой).
Среда, в которой живет ребенок, включая
помещение, предметы быта, игрушки, его
сверстников и взрослых, оказывает огромное
влияние на его развитие и формирование. Это
отмечали многие педагоги прошлого (А. С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). На важность
этой проблемы указывают современные
исследователи и педагоги (Т. Н. Доронова, О. В.
Цаплина, А. И. Савенков и др.) Бедность,
однообразие микросреды приводят к ограничению
возможностей развития детей и даже к задержкам в
развитии. Так, исследование В.И. Ляскало,
направленное на создание интегративной
образовательной системы компенсирующего
обучения детей показало, что одним из факторов
неполноценного развития ребенка может стать
бедность среды, препятствующая
интеллектуальному развитию. В исследованиях
подчеркивается и другая крайность –
перегруженность среды. Тогда микросреда может
даже оказывать травмирующее действие на детей:
большое количество ярких по цвету раздражителей
в окружающей среде приводит к психическому
переутомлению, возбуждению, нервно-психическим
перегрузкам. Работая над созданием
предметно-развивающей среды нашей группы, мы
исходим из того, что она должна служить
всестороннему развитию и формированию личности.
Среда должна способствовать осуществлению
разнообразных видов детских деятельностей (игры,
художественной, трудовой, учебной, предметной и
других) и соответствовать возрастным
особенностям и возможностям детей.
В настоящее время создано огромное количество
развивающих игр и игрушек для наших детей. Глядя
на такое разнообразие, хочется порадоваться за
малышей, их родителей и педагогов.
Но опытные педагоги и внимательные родители,
наблюдая за играющим ребенком, часто отмечают,
что он не проявляет ожидаемого интереса к
купленной игрушке или пособию, или вдруг
начинает ее использовать не по назначению, или
просто отбрасывает ее в сторону. В чем же дело?
Причины могут быть самые разные. Одна из них
заключается в том, что игрушка (пособие),
сделанная промышленным путем, не может учитывать
индивидуальных предпочтений каждого малыша. И
тут на помощь могут прийти внимательные и
любящие взрослые, которые находятся рядом с
ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые
развивающие игрушки и пособия всегда выходят из
рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и
используют их в игре с малышом, то все встает на
свои места и развитие ребенку гарантировано.
Главный методический принцип в использовании
игр и пособий – их многократное повторение,
которое является необходимым условием
развивающего эффекта.
Мы выявили проблему: в нашей группе сделанных
своими руками игрушек и пособий недостаточно. Мы
считаем, что использование игрушек сделанных
руками любящих взрослых сможет повысить уровень
восприятия и сенсомоторных навыков. Поэтому мы
решили привлечь родителей и детей к созданию
игрушек и пособий.
Цель проекта: создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.
Задачи:
- Создание развивающих пособий и игрушек.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
- Вовлечь родителей и детей в создание игрушек и пособий для развития сенсорной культуры.
- Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
- Приобщать детей к процессу познания.
- Формировать различные представления.
- Привлекать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Прогнозируемый результат:
К концу учебного года (2008–2009) мы ожидаем
повышение уровня развития мелкой моторики,
зрительного восприятия. Сплочение коллектива
родители – воспитатели – дети.
Создание части предметно развивающей среды в
виде пособий и развивающих игр, что будет
способствовать развитию мелкой моторики у детей
3-4 лет, поднимет на более высокий уровень
коммуникативного взаимодействия между всеми
участниками проекта.
Формами отчёта участников проекта будут:
– Мастер-класс «Давай поиграем малыш», с
использованием развивающих игрушек и пособий.
– Групповые и индивидуальные консультации для
воспитателей на тему «Оформление уголка для
развития восприятия и формирования
сенсомоторных навыков для детей младшего
дошкольного возраста».
– Презентация проекта на районном фестивале
детско-взрослых проектов.
– Участие в фестивале педагогических идей
«Открытый урок».
Сроки реализации: с 8 сентября по 18 ноября.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети второй младшей группы.
Место реализации: МДОУ №23, вторая младшая группа «Сказка».
Описание проекта:
В ходе реализации проекта необходимо произвести следующие мероприятия:
Диагностический этап: провести педагогическую диагностику, проанализировать оснащенность домашней игровой среды воспитанников второй младшей группы МДОУ № 23. Выявить уровень развития мелкой моторики детей и сенсомоторного восприятия через: педагогическую диагностику и анкетирование родителей по оснащенности домашней среды играми и пособиями. (Приложение 1)
Подготовительный этап включает:
- изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и практическую отработку приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение пространства группы информационными и дидактическими материалами;
- родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей второй младшей группы», где раскрыть роль игрушки в жизни ребенка и важность сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста;
- информацию о проекте поместить в газету ДОУ «Вырастайка»;
- подготовить для родителей и детей задания и рекомендации по изготовлению пособий, развивающих сенсомоторный аппарат;
- привлечь родителей и детей к изготовлению пособий.
Этап апробации игрушек и пособий: содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников нашей группы «Сказка». (Приложение 2.)
– Мастер-класс «Давай поиграем малыш»,
изготовление пособия для развития мелкой
моторики ребенка, использование обычных
предметов для развития мелкой моторики, создание
проекта.
– Групповые и индивидуальные консультации для
воспитателей на тему «Оформление уголка для
развития восприятия и формирования
сенсомоторных навыков для детей младшего
дошкольного возраста».
– Презентация проекта на районном фестивале
детско-взрослых проектов.
– Подведение итогов.
Этап анализа: включает в себя анализ проведенной работы – методической, диагностической и практической. Представление опыта работы
План реализации:
№ п.п. | Мероприятия | Сроки | Результаты | Ответственные |
1 | Провести педагогическую диагностику | С 8 до 15 сентября | Скадорова Н.А Иванова Е.В. |
|
2 | Провести анкетирование родителей | 10-20 сентября | Скадорова Н.А Иванова Е.В. |
|
3 | Провести родительское собрание, создать творческую группу по созданию проекта | 15 сентября | Скадорова Н.А. Иванова Е.В. |
|
4 | На информационный стенд для родителей поместить консультационный материал. | 15 – 20 сентября | Скадорова Н.А Иванова Е.В. |
|
5 | Изучить специальную литературу и подобрать нужные пособия для решения выявленной проблемы | 1-10 сентября | Скадорова Н.А | |
6 | Изготовление пособий | С 25 сентября | Скадорова Н.А Иванова Е.В. Коллектив родителей группы «Сказка» |
|
7 | Внесение пособий и игр в игровую среду | Октябрь – январь | Скадорова Н.А Иванова Е.В. |
|
8 | Отслеживание результата | На протяжении всего года | Скадорова Н.А Иванова Е.В. |
|
9 | Презентация | 27 января | Скадорова Н.А |
Устойчивость проекта
Деятельность по данному проекту может быть продолжена на следующий год в плане усовершенствования содержания сенсомоторного уголка в группе (создание новых пособий, нового оборудования); разработать новые пособия для развития слуха, осязания, обоняния, вкуса, зрения.
Оценка результатов
Эффективность проекта будет оцениваться посредством:
- педагогической диагностики воспитанников группы «Сказка»;
- отзывов детей, родителей и педагогической общественности в альбоме отзывов по проекту.
Бюджет проекта:
Вид оборудования | Кол-во | Стоимость каждого предмета (с учётом НДС) | Общая сумма расходов (руб) | Требуется | Имеется (кто обеспечил) |
Специальная литература | Библиотека, пед. кабинет | ||||
Ткань | 3 м | 170р. | 510 р. | 510 р. | |
Самоклеющаяся бумага | 1м | 30р. | 30 р. | 30 р. | |
Плитка потолочная | 1кв. м. | 40р. | 40 р. | 40 р. | |
Прищепки | 30 шт. | 52р. | 52 р. | 52 р. | |
Пуговицы | 30 шт. | 4р | 120 р. | 120 р. | |
Липкая швейная лента | 2 м. | 10р. | 20 р. | 20 р. | |
Шнуровка декоративная | 16 м | 17р | 272 р. | 272 р. | |
Лента атласная | 1 м. | 10р. | 10 р. | 10 р. | |
Поролон | 0,5 кв.м. | 60р. | 30 р. | 30 р. | |
Молнии | 3 шт. | 10р.; 19р. | 39 р. | 39 р. | |
Крупы | Родители | ||||
Фасоль | Родители | ||||
Аппликация | 27 шт. | З50 р. | 350 р. | ||
Глина для лепки | 1 пачка | 65 р. | 65 р. | 65 р. | |
Паетки | 1 пачка | 15 р | 15 р. | 15 р. | |
Нитки | 6 видов | 11 р. | 66 р. | 66 р. | |
Итого | 1619 р. | 1619 р. |
Литература
- Комарова Т.С., Филлис О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ». – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
- Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б., «Красота. Радость. Творчество. – Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет». – М.: Педагогическое общество России, 2000 г.
- О. Каракулова. «Дошкольное воспитание».– Город Чехов: чеховский полиграфический комбинат. 2006.
- Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991 г.
- Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М.:Просвещение, 1998.
- Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М.: АРКТИ, 2006.
- Т. И. Гризик «Давай поиграем, малыш!»: пособия для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2008.