Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала.
Как правило, содержанием данных уроков является решение познавательных задач, в том числе проблемных и творчески-образных, где школьники получают возможность применить знания и умения в новой учебной ситуации, определиться в собственном отношении к изучаемым фактам, подвергнуть обоснованной критике существующие оценки и сформулировать собственные выводы.
Учитель после изучения одной или нескольких тем проводит специальные уроки контроля знании и умений, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.
Лучше всего при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся использовать нестандартные формы уроков, которые призваны помочь школьнику реализовать самого себя, через активные формы обучения. Игры пользуются большой популярностью у детей. Игра обеспечивает ненасильственное усвоение исторических знаний, а присутствующая в игре состязательность способствует усилению интереса к обучению. Примером такого урока может быть урок-соревнование.
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Организация коллективной деятельности, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда класс становиться творческим коллективом, где основные действующие лица в течение всего урока – дети. Поэтому такие уроки содействуют воспитанию чувства личной ответственности за общее дело, ведь никому не хочется подвести команду.
Подобная организация урока позволяет использовать разнообразные задания, как серьезные, так и забавные требующие неординарных решений.
Примерами таких заданий могут быть:
- “ Узнай политического деятеля”
- “ Найди ошибку или историческая путаница”
- “ Вычеркни лишнее”
- “ “Чьи слова”
- Разгадай ребус
- Блиц-турнир
И ряд других увлекательных заданий способствующих развитию у учащихся умений и навыков, развивающих любознательность и расширяющих кругозор.
Я предлагаю, один из вариантов проведения такого урока по истории Отечества для учащихся среднего звена по разделу: “Русь в XII-XV в.”. урок проводится в форме состязания нескольких команд. Подобранные задания позволяют в необычной форме повторить основные даты, события и исторических деятелей данного периода и увидеть, как усвоили учащиеся данный раздел.
Сам материал представлен развернутым конспектом урока, а в приложении вы можете найти весь необходимый материал к уроку.
Цель: повторить и обобщить изученный материал.
Задачи:
Образовательная: проверить, как усвоен материал учащимися;
Развивающая: развивать умения логически мыслить, формулировать полный ответ на вопрос;
Воспитательная: формировать чувство личной ответственности за групповое дело.
Форма: урок-игра (соревнование)
Оборудование: табло, карточки с заданиями.
Ход урока
I. ОРГ.М.
Класс разбивается на три групп
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Ребята! Мы с вами изучили 3 главу: Русь в XIII-XVв. Сегодня мы еще раз повторим основные события этого периода, но только в необычной форме. Я вас приглашаю на состязание знатоков истории. От слаженности работы каждого зависит победа вашей команды. Соревноваться будут три команды. Чтобы было видно, какая команда лидирует на доске помещено табло, на котором будет перемещаться фишка с № команды. Общий подсчет будет вести …...
С правилами я вас познакомила. И каждой команде я желаю удачи. Победит сильнейший или победит дружба.
Эпиграфом нам послужат строки стихотворения А.Блока, читает Прохорова Алена:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…\....
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль ….
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль ….
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи, закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце плачь….
Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь!
Это стихотворение входит в цикл “На поле Куликовом”, но образ несущей вскачь степной кобылицы – это не столько символ выступившей против ордынцев Московской Руси, сколько аллегория всей нашей древней и средневековой истории. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Каждое сражение несло разрушение, смерть, горе.
Давайте вспомним: с какими врагами столкнулась Русь в XIII-XVв.?(с монголо-татарами, немецкими рыцарями, шведами, литовцами).
Хорошо. А теперь я объявляю начало состязания.
III. СОСТЯЗАНИЕ КОМАНД:
Разминка. 1-е испытание “История в датах”
Вам даны корточки, где перечислены даты. Вам необходимо из предложенного набора дат выбрать те, которые были связаны с монголо-татарским нашествием, вписав их в 1-ю колонку, с нашествием немецких рыцарей и шведов на Северо-Западную Русь во вторую колонку и с отношениями Руси и Литвы в третью колонку. Даты могут повторяться. Для того чтобы правильно заполнить таблицу надо вспомнить события. На работу 2 минуты. Кто 1-м сделает, поднимает руку.
Проверяем:
1-я команда - объясняет, какие даты они записали в первую колонку.
2-я команда - объясняет, какие даты они записали во вторую колонку.
3-я команда - объясняют, какие даты и почему они записали в третью колонку.
(сдать карточки жюри, которые подсчитают правильные ответы)
Что ж с этим заданием вы справились. Справитесь и со следующим.
2-е испытание: “Узнай политического деятеля” или “История в лицах”
Сейчас каждая команда вытянет по две карточки. В карточке сообщаются сведения о каком-то известном деятеле вам надо по приведенным актам определить загадочное имя деятеля. На обдумывание 1 минута.
Проверяем:
Теперь 2 команда читает приведенные факты и называет имя деятеля, о котором, по их мнению, здесь говориться.
Теперь 3 команда читает свое задание.
И теперь 1 команда читает свое задание.
И это испытание вы преодолели. А вот следующее задание, кто же с ним справится лучше.
3-е испытание: “Историческая путаница” или “Найди ошибку”
Сейчас, каждая команда вытянет текст с ошибками, вам надо в течении 5 минут прочитать текст и определит допущенные ошибки и исправить их, обосновав свою точку зрения, почему вы считаете что именно здесь допущена ошибка. ( как вы понимаете здесь допущены не грамматические ошибки а исторические, то есть неправильно указана дата, событие, деятель и тому подобное)
Время закончилось. Проверяем:
Теперь один член команды читает текст и тут же исправляет допущенные ошибки, объясняя, почему именно это ошибка и как будет правильно.
Начинает у нас 3-я команда, затем 1-я и 2-я.
4-е испытание называется: “Вычеркни лишнее”
Вам даны карточки, на которых перечислено 2 ряда слов. Вам надо определить, по какому основанию объединены эти слова в рядах, и какое слово здесь является лишним и почему. На обдумывание 2 минуты.
Проверяем:
1-я команда зачитывает свое задание.
2-я команда зачитывает свое задание.
3-я команда зачитывает свое задание.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Пока подсчитываются баллы, которые набрала каждая команда и выявляется победитель этого состязания.
Хочу всем сказать, что вы молодцы. В каждой команде были очень активные участники, которые работали на уроке и которым за это можно поставить оценки:
5 за работу на уроки получают:________________________________________
4 за работу на уроке получают:________________________________________
А вот ребятам __________________________ надо быть более активными на уроке
А теперь слово жюри, которое объявит победителя состязания:________________
Итак, победителем стала команда __________, которая за урок получает пять;
Команда, занявшая второе место, за урок получает - четыре;
Команда, занявшая третье место, за урок получает - три.
УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕ МОЛОДЦЫ! ДО СВИДАНИЯ!