Урок математики в 9-м классе по теме "Мир числовых последовательностей"

Разделы: Математика


Цель:

  • формирование представлений о последовательностях;
  • формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, интеллектуальное развитие учащихся.

Задачи:

  • Сформулировать у учащихся понятия "арифметическая" и "геометрическая прогрессия";
  • Научить распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии; Познакомить учащихся с последовательностью Фибоначчи и ее замечательными свойствами.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, карточки, кедровые шишки, ананас, тесты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: подготовка сообщений учащимися кружка "Юный исследователь".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

(Демонстрируется слайд 1 презентации 1). Учитель задает вопросы:

- Что общего имеют ананас, Млечный Путь, морская раковина и последовательность чисел: 1; 1; 2; 3; :..?

- Каким образом данный вопрос связан с нашим уроком?

- Что называется числовой последовательностью?

- Что мы можем делать с числовыми последовательностями?

- Найдите 5 первых членов числовых последовательностей:

а). an = ;

б). xn = 5n + 2;

в). yn = n2 - 15.

- Составьте одну из возможных формул последовательности:

а). 1; 4; 9; 16;25; :.

б). 1; 3; 5; 7; 9;

в). 4; 6; 8; 10; 12;:

3. Формулирование темы и цели урока.

Мы раскрыли содержание понятия "последовательность", изучили их свойства. Какая задача стоит перед нами? (Раскрыть объём понятия).

Учащиеся формулируют тему и цель урока.

4. Работа в группах.

а).Каждая группа получает карточку и заполняет свою строчку (слайд 2. презентация 1).

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2n+3

                 

2n

                 

X2+x+1

                 

б). Заполняется общая таблица, которая демонстрируется через проектор.

в). Анализируя таблицу, учащиеся выдвигают гипотезу, что существуют три вида последовательностей.

г). Учитель сообщает название последовательностей: арифметическая и геометрическая прогрессии.

Учащиеся раскрывают содержание понятий "арифметическая прогрессия" и "геометрическая прогрессия".

5. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку.

Задание: выяснить, какой является последовательность и, где нужно, задать последовательность одной из возможных формул.

Карточка 1.

а). xn = 5n + 3

б).an = 5n

в).yn = 11; 7; 3; :.

г).Bn = 6; 18; 54:..

Выполнив задание, учащиеся выписывают формулы на доску в три столбика:

- арифметическая прогрессия;

- геометрическая прогрессия;

- последовательность, которая не является ни арифметической, ни геометрической прогрессией.

Анализируя полученные результаты, учащиеся выдвигают гипотезу, что арифметическая прогрессия задается формулой xn = an+ m, а геометрическая - yn = bgn.

6. Закрепление изученного материала.

На доске выписаны последовательности:

1. xn = 4n - 3

2. yn = 5*3n-1

3. 5; 8; 22; 14;:

4. 1; 2; 4; 8;:.

5. 1; 1; 2; 3; 5; 8;:.

Определить, какой является последовательность.

Учащиеся определяют, что первая и третья последовательности - арифметические прогрессии, вторая и четвертая - геометрические прогрессии. Пятая последовательность не является ни арифметической, ни геометрической прогрессией, но в записи ее членов прослеживается определенная закономерность.

В учебнике сказано всего лишь, что данная последовательность называется последовательностью чисел Фибоначчи. Но сколько интересного связано с этой последовательностью.

7. Сообщения учащихся, занимающихся в кружке "Юный исследователь" (Презентация 2)

- "Числа Фибоначчи и филлотаксис";

- "Числа Фибоначчи в архитектуре и пропорциях человека".

8. Практическая работа.

Учащиеся считают число спиралей в кедровых шишках и ананасе.

9. Контроль за усвоением изученного материала.

Учащиеся решают тест (на компьютере)

10. Итог урока. Выставление оценок.