Конспект музыкального занятия по теме "Сказка о музыкальных звуках"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Цель: Развитие творческого потенциала ребенка через включение его в активную продуктивную деятельность, направленную на составление и придумывания сказки.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием "Скрипичный ключ", закрепить названия музыкальных звуков (нот);
  • работать над интонационной выразительностью во время исполнения песен, следить за исполнением песни легким естественным звуком
  • учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
  • побуждать детей к активной деятельности;
  • развивать воображение, инициативу.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • диски,
  • пряничный домик,
  • украшенный нотами и шарами,
  • музыкальная лестница (7 ступеней),
  • скрипичный ключ,
  • игрушки: собака, кошка, птица, бобы фасоли.

Предварительная работа: на предшествующих занятиях дети учат названия нот, разучиваются игра "Шепот и шорох", песни. Также проводится работа с музыкальной лестницей по теме: "Высокие и низкие музыкальные звуки".

Дети входят в зал спокойным шагом и встают по кругу.

М.Р. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада снова видеть Вас! Какое у вас настроение? Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатием. А как еще мы можем поделиться хорошим настроением? (Варианты, предложенные детьми выполняются). Ну, теперь мы получили заряд бодрости и можем приступать к работе.

Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками.

Какие звуки вы обычно слышите дома?

Верно! Голоса родных, журчание воды, бегущей из крана, ворчание закипающего чайника, шум различных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радио, телевизора или магнитофона (педагог добавляет то, что не сказали дети)

Какие звуки можно услышать на улицах большого города?

Звуки, которые мы слышим в природе?

Видите, как много звуков мы с вами вспомнили.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Шепот и шорох" (В.Суслова)

М.р. Навостри-ка уши, тишину послушай!

Слышишь?

Ребенок:

Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат -
Дружно шишку шелушат.

(дети имитируют движение мышей)

М.р. тише, шорох, не дыши! Слышишь, стихли камыши?

Слышишь?

Ребенок. Слышу:

По болоту вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат, рыщут, ищут лягушат.

(Дети ходят, высоко поднимая ноги)

М.р. Слышишь?

Ребенок: Слышу:

Две букашки спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят, лепестками шелестят.

(дети "ищут" ромашку и укладываются спать)

М.Р.

"Звинь-звинь-звинь" -
А это шмель полетел и сел на ель.

(дети с жужжанием бегают по залу под музыку и садятся на воображаемую ель)

М.р.

На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки - конура (дети), у лисицы - нора (дети),
У совы - дупло (дети), у малиновки - гнездо (дети).

Отгадай загадку, маленький мой друг:
Где живет, по-твоему, музыкальный звук?
Может, в крике чайки, клекоте орла?
Или в трубном зове доброго слона?

(дети высказывают свои предположения)

А вы хотите узнать? Для этого я предлагаю вам отправится путешествовать в чарующее королевство Музыки, где мы с ними обязательно встретимся. А отправимся мы на поезде, исполняя песню "Едем в сказку"

Дети исполнят песню "Едем в сказку" сл. и муз. З.Роот, имитируя движение поезда.

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом перед ними дом, рядом лестница.

М.Р. Вы, ребята, не стесняйтесь. Побыстрей располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Приготовьте ушки, глазки, расскажу сейчас вам:

Дети. Сказку

М.Р. В прекрасной волшебной стране, которой правит королева Музыка, стоит прекрасный дом. Но кто же в нем живет?

Дети Высказывают предположения.

М.Р. А живет в нем никто иной, как господин Скрипичный ключ, главный помощник королевы Музыки и смотритель порядка. Посмотрите, какой у него характер? (предположения детей) Он очень смелый, бодрый, у него всегда прекрасное настроение. И что самое интересное, он всегда поет и во всем, что его окружает, слышит музыку. Вот и сегодня, сразу после сна, он решил пройтись по своему дому.

- А вот и я, сейчас я сделаю зарядку. Надо хорошенечко распеться, чтобы проснулся и мой голос. Почему так холодно? - подумал господин и понял, что забыл закрыть окно и поэтому дом выстудился. Надо подняться по лестнице и закрыть окно.

(Во время рассказывания сказки дети повторяют те звуки и движения, которые произносит герой). Он поднялся на первую ступеньку. От холода наш господин дрожал, при этом говорил до-до-до. Надо подняться вверх и закрыть окно. Он ступил на следующую ступеньку, но вдруг выскочила его маленькая собачка и зарычала ре-ре-ре. Страшно стало господину Скрипичному ключу: Надо подняться выше. На третьей ступеньке его встретила ласковая кошечка ми-ми-ми. На четвертой и пятой ступеньках лежала фасоль. Что она здесь делает? - удивился господин Скрипичный ключ. Он прыгал с одной ступеньки на другую и повторял фа-соль, фа-соль. Ребята, а как вы думаете, откуда взялась здесь фасоль? (ответы детей) Но тут в окно влетела птичка-синичка. Она села на седьмой самой высокой ступеньке и запела синь-синь, синь-синь. Хозяину домика так понравилась эта песенка, что он поднялся на шестую ступеньку и стал подпевать ля-ля, ля-ля. Птичка испугалась и улетела, но ее песенка осталась жить на седьмой ступеньке. Господин Скрипичный ключ подошел к окну и вдруг остановился и подумал. Что же мне напоминают все встретившиеся звуки? До, ре, ми, фа, соль, ля, си: А вам ребята, знакомы эти звуки? Это названия нот. Давайте назовем их еще раз. Но вдруг случилась неприятность: Что по-вашему мнению могло произойти? (дети предполагают) А можем ли мы помочь звукам найти свое место? А как? Поможет ли нам в этом рассказанная только что история? Кто смелый? (рассказ одного ребенка)

М.р. Мне кажется, что мы с вами только что сочинили сказку о музыкальных звуках. Ведь так? А какое название может быть у нашей сказки? (дети предполагают) Расскажите начало нашей сказки. А есть ли у нее конец или его нужно сочинить? Расскажите свой вариант сказки, не забывая о начале всех героях и конце.

Дети пересказывают сказку.

М.Р. Мы с вами на предыдущих занятиях начали разучивать песню, которая так и называется "До, ре, ми:" Я предлагаю вам ее исполнить.

Исполняется первый куплет песни и припев песни "До, ре, ми" из телепередачи "Урок пения" муз. А.Островского, сл. З.Петровой

М.Р.Вспомните, пожалуйста, как называют человека, который пишет музыку (Композитор)

А что нужно сделать для того, чтобы услышать, записанную им мелодию (ее нужно исполнить: сыграть или спеть)

На чем исполняют музыку. Какие музыкальные инструменты вы знаете? А знаете ли вы, что наш организм тоже музыкальный инструмент. Послушайте, как бьется ваше сердце, как звонко звучат ладошки, как задорно щелкает язычок (дети выполняют движения) Господин Скрипичный ключ рассказал об одной интересной игре "Музыкант" нужно исполнить знакомую песенку с помощью своего тела.

Дети исполняют песню "Прекрасен мир поющий" Муз. Л.Абеляна, сл. В.Степанова с заданиями: хлопки в ладоши, щелканье языка, удары ладонями по коленям и др.

Понравилось ли вам такое исполнение. Это весело, но лучше, если мы исполним песню так, как делают это все люди на земле.

Песня "Прекрасен мир поющий".

Рефлексия.

  • Что нового мы с вами сегодня делали на занятии?
  • Понравилось ли Вам сочинять музыкальную сказку?
  • Понравилась ли Вам история, придуманная нами?

- Ребята, о музыкальных звуках можно составить огромное количество сказок, достаточно лишь проявить немного фантазии и воображения. Мы с вами еще будем придумывать сказки о звучащем звукоряде, о том, как люди придумали значки для записи нот и многие другие.

Я надеюсь, что сказка придуманная сегодня будет рассказана вами дома для друзей и родных. Спасибо за работу. Давайте поблагодарим друг друга дружными аплодисментами.

Дети под музыку выходят из зала.