Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
Н. Заболоцкий
1. Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе - эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.
Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием у него эмоционально- чувственного способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование наглядно- образной картины мира и нравственно - экологической позиции личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обеспечивает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком извне.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Большое наследие в области воспитания детей образами - картинами окружающей среды оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на эмоциональное и нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а только активно влияет на взаимодействие с ней. Но,чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Поэтому одна из задач современной школы, как и общества в целом- воспитание гармонично развитой личности, для которой жизнь - высшая ценностью.
Высокие темпы развития научно - технического прогресса, к сожалению, усиливают отчуждённость человека от природы.
Необходим комплекс специальных мер, направленных на формирование нового экологического мышления у детей. К числу таких мер относится пробуждение у детей познавательного интереса к жизни животных и растений, воспитание на этой основе позитивного отношения к окружающей природе.
Однако любовь к природе у ребенка не может быть абстрактной. Она конкретна и возникает лишь в результате его непосредственного эмоционального положительного контакта с природными объектами и их активного исследования.
Не отрицая важности постоянных наблюдений для понимания детьми причинно-следственных связей в природе, я считаю необходимым применять в педагогической практике задания исследовательского характера, которые помогают формировать у учащихся целостное представление о строении, образе жизни, развитии живых существ и растений.
2. Для формирования экологической культуры младших школьников и их родителей мною была разработана образовательная программа "Друзья природы". Она является частью школьной общеобразовательной программы "Природоведение". Она не только предоставляет знания об окружающей среде и экологических проблемах, а способствует развитию у детей умения принимать осознанные действия в правильном отношении к окружающей среде.
Основная цель программы: создание условий для развития у детей чувства сопричастности решении экологических проблем через непосредственное включение их в учебно - познавательный процесс.
Задачи 1-го года обучения:
- Пробудить и развить чувство ребенка;
- Знакомить с окружающим миром через чувственное эмоциональное восприятие;
- Освоение элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и экскурсий на природу.
Задачи 2-го года обучения:
- Создание образовательной среды, позволяющей детям освоить информацию по краеведению, экологии, наукам о Земле;
- Овладение простыми приемами художественного творчества;
- Приобретение навыков межличностного общения;
- Изучение приёмов взаимосвязи растений и животных, способов приспособления живых организмов; изучение влияния неживой природы на живой организм.
Задачи 3-го года обучения:
- Развитие представлений о природных сообществах как совокупности совместно обитающих, находящихся в тесной взаимосвязи организмов:
- Знакомство с экологическими законами, как основами о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи 4-го года обучения:
- Углубление и расширение экологических знаний;
- Формирование восприятия мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты;
- Понимание роли человека как главной образующей силы;
- Обучение способам выражения своего отношения к природе через изобразительную практическую деятельность.
Содержание программы "Друзья природы" строится в форме годичных эколого-краеведческих игр-экспедиций:
- "Айболята" (6,5 - 7 лет);
- "Разведчики природы" (7 -8 лет);
- "Светлячки" (8 - 9 лет);
- "Планета загадок" (9- 11 лет).
Объединение "Айболята"
"Айболята" знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, школьным двором, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдения за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения - пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, освоение элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и экскурсий на природу.
Объединение "Разведчики природы"
На втором году предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладение простыми приемами художественного творчества, приобретаются навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, поле, лес. Дети должны узнать о взаимосвязях между растениями и животными на лугу, в лесу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Объединение "Светлячки"
Образовательное пространство "Светлячков" еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах, как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Объединение "Планета загадок"
На основе расширяющихся и углубляющихся знаний у детей формируется восприятие мира, как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты. Дети должны осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, понимать, что усилия каждого человека значимы для всех процессов в природе, научиться выражать свое отношение к природе через изобразительную и практическую деятельность.
В своей работе по экологическому воспитанию, я использую игровую и учебную деятельность, как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе образовательное воспитание и оздоровительные задачи, развивая детей в целом интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально. В краеведческой деятельности учащихся также присутствуют элементы игры. Каждый из участников этой деятельности, имеет свою роль, являясь штурманом, экологом, знатоком тех или иных явлений природы. В процессе краеведческой деятельности дети овладевают реальными орудиями труда (термометр, компас, карта и т.д.), выполняют реальные действия соответственно своим возможностям.
Краеведческая деятельность, хотя и близка к игровой, но отличается от нее реальностью, естественностью всего происходящего. Близость краеведческой деятельности к учебной заключается в том, что овладение знаниями происходит в процессе проведения специальных организованных занятий, на которых учащиеся получают сведения о своей станице, о растениях и животных своего края, о полезных ископаемых. Учатся писать сообщения по прочитанному, увиденному на экскурсиях, прогулках, походах.
На занятиях по экологическому воспитанию учащиеся учатся оформлять гербарии, работают с географическими картами, приобщаются к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе. В результате занятий у детей расширяется кругозор, развивается воображение и эмоциональность, укрепляется интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественного научного цикла.
Занимаясь туризмом и краеведением, дети удовлетворяют свою потребность и в физической активности, получают возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира непосредственно в природе, где можно не только увидеть, но и потрогать, понюхать и попробовать на вкус.
3. Целью педагогической деятельности учителя является развитие познавательных способностей учащихся. Универсальным средством психического развития ребенка является игра. Игра, как феномен культуры, обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка, ученика. В своей работе я использую игровую технологию как в учебной деятельности, так и на занятиях экологического кружка "Друзья природы".
Для развития познавательных способностей учащихся и выполнения задач экологического характера, для формирования чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи, для того, чтобы научить осваивать мир, взаимодействуя друг с другом, так как человек - это главный объект природы, дети должны учиться беречь и охранять людей, как часть природы.
Для осуществления этих целей и задач я делю класс на команды: "Друзья порядка", "Друзья Айболита", "Лесовички", "Друзья Золушки", "Знайки", "Игровики". Команды выполняют определенные обязанности. Эти поручения меняются через неделю. В течение года все ребята побывают и не один раз и "знайками", и "лесовичками", и "друзьями Золушки", и т.д.
За работу на уроках, в кружке, во внеклассной работе дети получают очки. Осенью это различные листики, зимой - снежинки, весной - разноцветные цветочки. Вся работа отслеживается на классном уголке. Дети видят свои результаты и результаты своих товарищей. Ведется подсчёт очков каждую неделю. Выигравшим ставлю на стол подставку: "Победители. Умники и умницы". В этой игре-соревновании учитывается буквально все: и взаимоотношения ребят, и качество выполнения обязанностей все командой, и работа на уроке и на кружке каждого члена команды. Ребята стараются заработать очки для своей команды, а для этого нужно правильно ответить, объяснить товарищу то, в чем он не смог сам разобраться.
Дети увлечены игрой-соревнованием и активно выполняют задания экологического характера. "Друзья Айболита" читают и рассказывают о лечебных травах, о пользе воды, знакомят с правилами оказания первой помощи, о вреде курения и других вредных привычках. "Друзья Золушки" знакомят с правилами личной гигиены и уборки помещений, о вреде пыли, грязных рук, одежды, посуды. "Знайки" очень много читают и рассказывают об удивительном и интересном животном мире. "Лесовички" читают и рассказывают о растительном мире. "Игровики" знакомят ребят с новыми играми на переменах. "Друзья порядка" следят за порядком в классе, за состоянием учебных принадлежностей у учащихся, помогают учителю в учебном процессе и в организации занятий кружка.
Таким образом, экологическое воспитание тесно связано с учебным процессом, с организацией жизнедеятельности в классе, с внеклассной работой на занятиях объединений "Друзья природы". Главные помощники в моей работе - это родители моих учеников. Они помогают готовить ребятам сообщения, помогают учителю в организации экскурсий и походов. Принимают активное участие в праздниках и утренниках, приобщаясь к экологической культуре. Уже с первого класса я приучаю детей рассказывать свои сообщения, а не читать. Слабо читающим детям в первом классе помогают готовиться родители. Ежегодно в школе проводятся семейные олимпиады, в которые включены вопросы и экологического характера.
В целом можно сказать, что в эколого-краеведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий. Поэтому, в уроки и на занятиях кружка я включаю научно-познавательные компоненты.
Наша малая родина - Кубань. Мы наследники земли Кубанской, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений.
Чтобы воспитать у детей любовь к родному краю, на уроках кубановедения и во внеклассной работе ученики изучают природу Кубани, пишут сообщения об увиденном на экскурсиях, прогулках, в поездках, о прочитанном и изученном.
Исследуют почвы края, узнают, что растёт на полях и лугах края. Читают о заповедниках края, какие животные и растения охраняются.
Ребята пишут стихи о родном крае, выполняют рисунки по своим наблюдениям, в своих сочинениях пишут о любимых растениях, животных. Вот отрывки из детских сочинений.
Енина Инна "Моё любимое дерево", 3 класс.
"Мне нравится берёза. У берёзки ровный белый ствол, веточки коричневого цвета, на них растут листики, рядом висят серьги.
Берёзка как человек: спокойная, красивая. Посмотришь на неё, и кажется, что она такая умная. Подойдёшь к ней, прикоснёшься и, как будто она даёт тебе силу.
После того, как я посижу у её ствола или пройду мимо, мне кажется, что она наблюдает за мной и я стараюсь быть доброй всё время. Мне кажется, что она грустит, когда я не слушаюсь и что-то делаю неправильно. Берёзка как будто склонит голову и грустит, вздыхает. Когда мне плохо, мне кажется, что ей тоже плохо. Мне кажется, что берёзка самое спокойное, умное и красивое дерево".
Чарушников Илья, 3 класс
"::Я не говорю, что надо беречь только розы, но и все цветы, которые тебя окружают. Это наш долг, который надо выполнять. Я вот думаю, что если же Бог нас сотворил для того, чтобы не убивать, а охранять".
"::Следует поучиться у некоторых пигмейских племён Австралии: они берут у природы только самое необходимое.
Я бы хотел посвятить свою жизнь защите природы, чтобы не исчезали с планеты старые леса, дающие приют многим птицам, болота и реки".
Великоцкая Дарья, 3 класс
"::Однажды я иду из магазина. И вдруг идёт ёжик по дороге. Я так обрадовалась и пошла к нему. Но вдруг выскочила машина. Я очень испугалась за ёжика и побежала на дорогу помочь ёжику. Я подбежала и оттолкнула его рукой. Ёжик остался жить, а меня эта машина сбила.
:::.вызвали скорую и меня отвезли в больницу. Врачи сказали моей маме, что я жива. Мама очень обрадовалась".
Лосев Роман, 4 класс.
Кубань моя родная.
Эх, Кубань моя родная,
Эх, родная сторона!
По твоей реке прекрасной
В мыслях пробегуся я.
По твоим полям бескрайним
Я пройду как ветерок,
Осмотрю я все границы
С юга прямо на восток.
Осмотрю я все дубравы
И цветочные поля.
Восхищаюсь я Кубанью,
Это Родина моя!
Десять лет уже живу я,
Десять лет вокруг смотрю.
Я родной земле кубанской
Своё сердце отдаю!
:
Много был я на природе,
Много был среди дубрав.
На цветочных был полянах
Среди душистых трав,
Был, где много есть берёзок,
И скажу я вам, друзья,
Лучше нет земли кубанской.
Это - родина моя!
Ламанова Мария, 4 класс.
Вот она какая, сторона родная!
Солнечный рай,
Солнечный край -
Это Кубань
Божья дань!Как ты красива,
Как ты мила,
Полями своими
Весь свет обняла,
Кубань, родимая моя!Колос колосится,
Поспевает рожь,
Рядом с ней пшеница,
Ячмень и овёс,
Будет, будет с хлебом
Мой родимый край
И моя станица,
И моя Кубань!
Подсолнух.
С неба солнышко спустилось
И на стебель приземлилось,
Задержалось, укрепилось
И в подсолнух превратилось,
Дождик только что прошёл,
И подсолнушек расцвёл!
Евглевский Константин, 4 класс
Родина.
Россия, ты Родина!
Мать ты моя!
Россия, ты воздух,
Вода и земля,
Россия, ты Родина,
Мать ты моя,
И как мне жить без тебя,
Ведь ты - всё для меня!
Литература.
- Грехова Л.И. "В союзе с природой",
- Буковская Г.В. "Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников",
- Найденская Н.Г. "Планета - наш дом",
- Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми".