Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема "Буква Х, звуки [х], [х']. "Хлеб - всему голова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить умение читать слова с буквой х, , дать характеристику звуку (х),
  • познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.
  • Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.
  • Воспитывать уважение к труду, к хлебу, к хлеборобам, к земле.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Гимнастика для глаз: "Филин"

  • Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
  • Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.
  • Упражнение повторить 4-5 раз.

2) Артикуляционные упражнения.

Чищу зубы, чищу зубы,
И снаружи, и изнутри
Не болели чтоб они.

Скороговорка.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали.

Чистоговорка

Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Работа по теме урока.

1) К нам в гости пришел Хомячок. Он принес слово. Но буквы рассыпались, вы должны собрать слово. (рис. 1)

(на доске рисунок хомячка и буквы БЕЛХ. Дети собирают слово ХЛЕБ)

2) Какая первая буква? (буква х) Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (согласный, глухой, бывает твердым и мягким)

3) Кто расскажет стихи о букве х? (Дети рассказывают и получают круг, на котором с одной стороны буква Х, с другой стороны - стихи, скороговорки, загадки, пословицы о хлебе.)

Х - забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.

4) Загадка. (На интерактивной доске стихи. Дети читают.) (рис. 2)

Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый. (Хлеб).

Правильно, а вот еще стихи:
Хлеб ржаной, батоны, булки (рис. 3)

Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Дети читают и получают круги с буквой Х и с заданием на обратной стороне в течение всего урока за чтение стихов, пословиц, за выполнение всех заданий.)

5) Словарная работа.

Лелеют-уделяют много внимания, жалеют, ухаживают, любят.

А почему люди так относятся к хлебу?

(Дети отвечают.)

6) На доске пословица "Хлеб всему голова" (рис. 4)

(Дети объясняют пословицу, учитель исправляет и дополняет ответы детей.)

Читаем текст на интерактивной доске.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА. (рис. 5)

(На интерактивной доске рисунки этих растений).

Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя.

Основные наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень- имеют и особое название ЖИТО.

Слово ЖИТО народ произвел от слова ЖИТЬ.

Будет жито и жить можно. (рис. 6)

7) Физминутка.

(На доске рисунок хлебного поля)

Ребята, мы пойдем на прогулку к полю.

По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
На лужайку прибежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

Учитель:

С давних времен человек относится к хлебу с уважением. Очень-очень давно первые древние люди нашли зернышки, попробовали их, им понравился их вкус. Тогда люди посадили зернышки и вырастили много зерен, размололи их на крупу, сварили кашу. Каша им понравилась еще больше. Размололи зерна еще мельче, получили муку и впервые испекли хлеб. Это были хлебные лепешки.

Были очень голодные года во время неурожая пшеницы и во время войны, когда маленький кусочек хлеба спасал от голодной смерти.

Как же пришел к нам на стол хлеб?

(Дети рассказывают.)

А легко ли выращивать хлеб?

Прочитаем об этом в белорусской сказке "Легкий хлеб".

(Читают учитель и хорошо читающие дети.)

Слушать нужно очень внимательно, так как потом нужно будет ответить на вопросы:

1) Как выращивал хлеб мужик?

2) Почему так назвали сказку?

(Дети слушают и потом отвечают на эти вопросы. За ответы получают круги с буквой Х и заданием.)

9) Физминутка.

Волшебное превращение.

  • Мы - зернышки. (Присели)
  • Мы - колоски (поднялись, руки вверх, потянулись).
  • Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу).
  • Обмололи зернышки (посыпались зернышки, пальчиками постучали по столу).
  • Помололи зернышки в муку (ладошки потерли).
  • Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки).
  • Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, увеличиваемся, руки в стороны).

Вот какой каравай получился!

10) Загадки принес нам хомячок Хомка. (на доске рисунок хомячка)

Загадки эти люди придумали очень давно, они трудные, будьте очень внимательны.

1)

В поле тычинка -
Золотая вершинка.
(Рожь)

2)

Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овес)

3)

Не море, а волнуется.
(Пшеница, нива)

4)

Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест - похвалит.
(Каша)

5)

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что очень любят.
(Хлеб)

6)

Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И все добром плачу.
(Земля пахотная)

Молодцы, загадки отгадали, прочтем еще раз отгадки.

(На доске слова: рожь, овес, пшеница, каша, хлеб, земля.) (рис. 7)

Логическое задание:

  • Какое слово лишнее? И почему? (Земля)

Учитель:

Ребята, слово " земля", как обозначающее предмет, лишнее слово, а по смыслу все эти слова связаны между собой, так как на земле вырастают все эти растения. Земля - наша кормилица.

Послушайте стихи о нашей кубанской земле, которые написал кубанский поэт Виктор Подкопаев. (рис. 8)

За курганом седым
Зорька вспыхнула.
Засветилась земля
Счастьем-радостью,
Нивы нежно звенят
Чистым золотом.
Колоски ячменя
Пахнут солодом.
Ветерок шелестит,
Шепчет ласково:
- Нет щедрее земли,
Чем кубанская!
Нам в ее красоте
Счастье видится,
Ой, кубанская степь,
Мать-кормилица!

11) Послушаем пословицы: "Хлеб - всему голова", "Хлеб - батюшка, водица - матушка". (рис. 4)

Как вы понимаете эти пословицы? Чему они учат? Как нужно относиться к хлебу? К людям, выращивающим хлеб?

(Рассуждая, дети делают выводы о значении хлеба, о бережном отношении к хлебу, об уважении к хлеборобам.)

12)Верно, ребята, труд хлебороба важен, почетен и труден.

Давайте прочтем стихи кубанского поэта Кронида Обойщикова: (рис. 9)

В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы как родня,
Они Россию кормят хлебом, а это значит и меня.

Физминутка.

Песенка кота Леопольда из мультфильма "Кот Леопольд"

"Если добрый ты"

(Дети встали и поют с движениями).

Самостоятельная работа.

5) Ребята, вы все получили круги с заданием на обратной стороне.

Прочитайте тексты самостоятельно шепотом 2-3 раза, а потом мы послушаем ваше выразительное чтение.

6) А сейчас мы совершим путешествие в прошлое.

Наш дружок Хомка, большой любитель зернышек, перепутал рисунки орудий труда хлеборобов прошлого времени и настоящего.

(На интерактивной доске картинки сохи, трактора, серпа, комбайна, цепа, культиватора, бороны, ветряной мельницы, тракторного плуга, каменной мотыги. Написаны слова "прошлое", "настоящее".

Дети распределяют картинки под этими словами.)

7) Ребята, вы славно потрудились. Нужно подкрепить силы, а помогут нам в этом румяные калачи.

(Детей угощают калачами.)

Учитель:

8) Ребята, у вас остаются круги с буквой Х и текстом на обратной стороне о хлебе и о других важных вещах, о которых мы говорили сегодня на уроке. Прочтите это своим родным дома и расскажите им о чем сегодня мы говорили на уроке.

(Дети говорят о том, что они запомнили, что им понравилось, о чем они расскажут дома.)

Тексты на обратной стороне кругов с буквой Х.

Пословицы.

1) За обедом хлеб всему голова.

2) Без труда хлеб не родится никогда.

3) Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

4) Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.

5) Некогда лежать, когда пришла пора жать.

6) Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

7) Хлеб-батюшка, водица-матушка.

8) Хлеб на столе, так и стол царский престол,

А хлеба ни куска - и престол доска.

9) Жнут летней порою,
А жуют холодной зимою.

Стихи.

1) Татьяна Голуб

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах,
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышком пшеница?

2) Иван Варавва

Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
Шумят хлеба,
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!

При проведении урока использована интерактивная доска для показа презентации слайдов, заданий, текстов. Они находятся в приложении.