Введение.
Мир детства - это не только мир ребенка.
Мир детства - это мечты, переживания, стремления очень многих детей и взрослых.
В схеме это можно показать так
О мире детства писали многие поэты и писатели А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители", Л.Н. Толстой "Кавказский пленник", "Детство", Ф.М. Достоевский "Мальчик у Христа на елке", О. Генри "Вождь краснокожих", Дж. Лондон "Сказание о Кише", В.Ю. Драгунский "Девочка на шаре", В.Г. Короленко "Дети подземелья", М.Твен "Приключения Тома Сойера", Л. Кэроил "Алиса в стране чудес", А.М. Горький "Детство".
В этих книгах дети разные, мне особенно запомнился рассудительный Киш Дж. Лондона, влюбленный в девочку на шаре герой В. Драгунского, добрая, милосердная девочка Дина, помогавшая русскому офицеру, попавшему в плен, рыжий мальчишка-забияка, вождь краснокожих.
Русские художники тоже показывали жизнь и судьбу детей: В.Г. Перов "Тройка", "Проводы покойника", В.А. Серов "Девочка с персиками", В.А. Тропинин "Голова мальчика", П.Пикассо "Девочка на шаре", В. Серов "Мика Морозов", В. Васнецов "Аленушка", К.Е. Маковский "Дети, бегущие от грозы", "Свидание", И.В. Шевандронова "В сельской библиотеки", З.Е Серебрякова "За завтраком".
В своей работе мы хотим рассказать о грустном и тревожном мире детства, который создали поэт Н.А. Некрасов в стихотворении "Крестьянские дети" и художник В.Г. Перов в картине "Тройка".
Когда мы впервые прочитали стихотворение "Крестьянские дети", то было печально его читать. Но оно привлекло внимание, особенно интересно было узнать, что известный отрывок "Однажды в студеную зимнюю пору" является частью большого стихотворения. Такое же впечатление печали возникло, когда впервые увидели картину "Тройка" В. Перова.
Цель работы:
- рассмотрение темы детства в стихотворении поэта Н.А. Некрасова "Крестьянские дети" и в картине художника В.Г. Перова "Тройка",
- сопоставление средств и приемов раскрытия мира детства в поэзии и живописи (антитеза, цветовые эпитеты, описание внешнего облика ребенка).
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
- Дать понимание мира детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Крестьянские дети" и в картине "В.Г. Перова "Тройка"
- На основании знаний об анализе произведений живописи определить контрастность, цвет, выделить отдельные фрагменты картины
- Сопоставить строки стихотворения и фрагменты картины
- Сопоставить отношение художника и поэта к героям произведений.
Что сближает эти два произведения? Конечно, позиция авторов: и поэт Н. Некрасов и художник В. Перов нежно относятся к своим героям.
Для Некрасова крестьянские дети - "милые плуты", "души умиленье".
Художник Перов даже в названии картины "Тройка" вложил горечь при виде этих трех несчастных детей.
Рассмотрим, как создают поэт и художник образы героев.
Приемы создания образов
Н.А. Некрасов | В.Г. Перов |
Антитезы |
|
Русской душе | Непосильный груз и везущие его дети |
Мучительно мило | Стена, дорога, небо и дети |
Зимнего солнца | Усилия детей и тяжесть бочки |
Холодный огонь | Бесконечный путь |
Те честные мысли | Огромная стена и маленькая точка (это дети) |
Которым нет воли | Трое детей и один взрослый человек |
Которым нет смерти | "тройка" и рядом бегущая собака |
Дави не дави | |
В которых так много и злобы и боли, в которых так много любви | |
Малюточка крикнул басом | |
Семья-то большая; да два человека всего мужиков |
Вывод: в антитезе даны слова: мучительно-мило, солнце-огонь, воля-смерть; злоба, боль, любовь, малюточка, бас, большая семья, два человека всего мужиков, антитеза помогает понять и почувствовать любование Некрасова крестьянскими детьми, особенно забавно выглядит противопоставление маленького ребенка и его недетской важности, понимания того, что он помогает семье. Антитеза в картине Перова раскрывает всю безысходность положения детей.
Нелегко понять внутренний мир человека. Для его раскрытия поэты и художники используют описание внешнего облика, глаз героев.
Описание внешнего облика детей, их глаз
Н.А. Некрасов | В.Г. Перов |
У мальчика Власа | Одежда детей не по их росту |
Большие сапоги | Старая, потрепанная |
Овчинный полушубок | Шарф, веет на ветру, мальчика, и сползший от порывов ветра с девочки платок |
Большие рукавицы | Нет варежек или перчаток, руки девочки покраснели от холода |
Вывод: если Н. Некрасов описывает своего Власа с легкой иронией, то В.Перов через описание показывает страшную нищету детей, этих маленьких "бурлаков".
Описание глаз
Н. Некрасов | В. Перов |
описание глаз детей |
|
Все серые, карие, синие глазки -
смешались, как в поле цветы, Глаза внимательные |
глаза мальчика устремлены на зрителя, но он нас не видит, ему так тяжело, что его взгляд как бы остановился |
В этих глазах "покой, свобода и ласка", в них "святая доброта" | взгляд маленького мальчика - в сторону от зрителя, взгляд девочки - из полуоткрытых глаз задумчивый. |
Как определить глаза в картине "Тройка"? Нам помог - словарь литературных эпитетов: глубоко-запавшие, скорбные, серые, остекленевшие.
Можно сделать вывод, что через описание глаз авторы открывают души детей, радость (у Некрасова), горе (у Перова).
Мир детства - это и быт, жизнь детей, их ранний труд, часто очень тяжелый.
Описание труда детей
Н.Некрасов | В. Перов |
к Ванюше труд оборачивается сначала "нарядной своей стороной" | В. Перов показывает труд детей не с "нарядной стороны", а с темной - изнуряющей, губительной |
Вывод: Некрасов хотел показать, что ребенок должен видеть радость от труда, который дает богатый урожай, приносит человеку почет, а Перов показывает труд как наказание для беззащитных детей.
Когда читаешь стихи или смотришь на картину, то видишь цвет, который помогает увидеть что-то новое в героях.
У поэта Н.А. Некрасова можно встретить цветовые эпитеты, у художника В.Г. Перова цвет "говорящий".
Роль цветового эпитета | Роль цветовой гаммы |
Н.А. Некрасов | В.Г. Перов |
глаза детей - серые, карие, синие, синеющие, беленький бледно-лиловые, красные, темные | цвета темные, серые, черные, грязно-белые. |
синеющая лента реки | небо - серое, грязное, мрачное, давящее |
венок беленький, чистенький, бледно-лиловый | одежда - черная, грязная, серая,
коричневая, розоватая обувь - грязная, черная, блеклая |
цветок красный | бочки - блеклые, заиндевелые. |
туча темная | стена - заиндевелая, коричневая |
Рогожи - светло-коричневый цвет | |
Дорога, небо, стена - все в каком-то мареве | |
Город - в полумраке, кажется страшным чудовищем |
Вывод: цветовой эпитет у Некрасова показывает глаза детей, разнообразие цветов, окружающую природу, это - теплые тона, у Перова - цвета холодные, мрачные, создают тяжелое настроение.
В литературе для передачи изменений авторы вводят разнообразные глаголы. Художник движение может передать с помощью отдельных деталей. Что можно увидеть в анализируемых произведениях?
Передача динамики, движения
Н.Некрасов | В. Перов |
Влас не "идет", не "бредет", не "шагает", но "шествует" ("шествует" - торжественное слово, которое использует поэт, чтобы показать, что этого мальчика - труженика надо уважать) | Дети на картине тоже не "идут", они "бредут", а не шагают, их обгоняет собака, шаги тяжелые медленные, делаются с усилием |
Влас ведет лошадь "в спокойствии
чинном" (он не суетится, не подпрыгивает, как
сделал бы любой ребенок" Влас рванул под уздцы, дети кинулись прочь, дети делают грибные набеги, раскапывают листья, обшаривают пни, ловят пиявок, колотят белье. |
ветер на картине бьет им в лицо, сбивает с ног, сдувает платок, срывает шарф, развевает волосы, отлетающие от ветра полые одежды, бегущая собака, наклонившейся под порывом ветра кустик, с которого вот-вот оторвутся три оранжевых листочка |
Вывод: при помощи глаголов (их в тексте 247) и деталей передающих движения Некрасов и Перов создают картину изменений, в картине много движений от порывов ветра, холодного, леденящего.
Заключение.
В стихотворении Некрасова "Крестьянские дети" видна его добрая улыбка, его стихи теплые.
Для него дети - носители будущего, он утверждает, что духовный мир крестьянских детей богат, он живут в гармонии и согласии с миром природы.
У детей Перова нет будущего, они обречены на нищету и смерть.
Настроение после знакомства со стихотворением Н. Некрасова "Крестьянские дети" - светлое, картина В. Перова "Тройка" - тяжелое, грустное.
Тема детства в литературе и живописи волновала и будет волновать читателей. Мастера искусства используют для этого разнообразные приемы и средства: противопоставление и сопоставление, проникновение во внутренний мир ребенка, использование изобразительных средств языка.
Раскрывая мир детства, авторы показывают мечты и стремления детей, а также и мир взрослых, их труд, взаимоотношения детей и родителей.
Думается, что тема детства и ребенка будет одной из ведущих в искусстве, потому что мир детства незабываемый.
Авторы заставляют нас вглядываться в чужое лицо внимательней, чем в свое, переживать как собственную чужую боль.
Но завершить свое исследование я хочу строчками из "Крестьянских детей". Мне кажется, что поэт обращается и ко мне.
Играйте же, дети! - Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Библиография.
- Некрасов Н.А. Поэмы "Стрекоза-Пресс" 2004 г.;
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь "Дрофа", М., 2000 г.
- Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в.: 2-я половина, М., Просвещение, 1990 г.
- Энциклопедический словарь юного художника, М., "Педагогика", 1983 г.
- Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Краткий биографический словарь.
- Кирсанова В. Все шедевры русской живописи, М., 2001 г.
- Зеленский А. Словарь литературных эпитетов. Изд. Грамотей, 2005 г.