Пути формирования экологической культуры - составляющей ноосферного мышления современного школьника

Разделы: Администрирование школы


Обоснование программы

В условиях стремительного развития научно-технического прогресса значительно обострились противоречия между обществом и природой. Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем острее становится проблема существования человечества как вида.

В результате многовекового воздействия человека на природу нарушены условия естественного воспроизводства, которые привели к глобальному экологическому кризису на планете. Одним из путей решения этой проблемы является экологическое образование населения и, в первую очередь, молодежи. Вооружение ее знаниями законов экологического развития позволит сформировать в обществе ответственное отношение к природе и её ресурсам, рационально и экономно использовать её богатства. Проблемы экологического образования всё больше становятся приоритетными направлениями всех учебных планов и программ от дошкольного до вузовского образования.

Считалось, что вопросы экологии – удел химии, физики и биологии. Это так, если рассматривать проблемы экологии как противоречие между природой и обществом. Но главные экологические проблемы лежат в кризисе личности, а это уже поле деятельности всех образовательных областей и без системного подхода в решении этих задач не обойтись, потому что здоровье людей непосредственно зависит от состояния окружающей среды и образа жизни.

Изучив основные теоретические аспекты проблемы, мы встали перед необходимостью разработки программы непрерывного экологического образования, рассматривая это как процесс, обеспечивающий интеллектуальное, нравственное, мировоззренческое развитие личности.

В сложившихся условиях необходимо переосмыслить миссию образования как системы, ее целевые функции на всех уровнях, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования и его месте в формировании экологической культуры человека. Появляется необходимость разработать мероприятия по воспитанию подрастающего поколения в духе ноосферно-экологического сознания.

В основу программы заложены принципы:

  • Гуманизм – обращение вводимой системы экологизации к человеку, его знаниям, потребностям в деятельности, педагогику сотрудничества, творческую деятельность и ее целесообразность.
  • Гибкость – способность в процессе реализации перестраиваться в связи с изменившимися условиями, применением новых технологий и систем.
  • Непрерывность — обеспечение преемственности целевых и направляющих установок на всех уровнях.
  • Открытость — способность и готовность программы к восприятию новых целей, задач, методик и средств обучения.
  • Интеграция – создание информационного пространства, формирующего новую картину мира, где человек рассматривается как цельная информационно-биологическая система с его духовным,  интеллектуальным, физиологическим опытом, способная гармонично строить отношения «Человек – Общество –

Природа» (ноосферное общество).

Миссия: воспитание экологической культуры учащихся, гражданской зрелости, ответственности по отношению к природе, обществу, человеку, самому себе; формирование ноосферного мышления.

Задачи:

  • Создание эколого-ориентированных образовательных сред: кружки, классы, школа.
  • Проведение экологических исследований и экспериментов.
  • Воспитание экологического мировоззрения, ответственности за состояние окружающей среды через природоохранную деятельность.

План реализации программы

Направления деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I. Экологизация учебного процесса

  • Введение экологических аспектов в процесс обучения учащихся.

постоянно
2005-2010

Администрация, учит.-предмет.

  • Реализация через учебный план предметов экологической направленности.

постоянно
2005-2010

Администрация, учит.-предмет.

  • Создание материально-технических условий экологизации образования.

постоянно
2005-2010

Администрация, учит.-предмет.

  • «Под алым парусом надежды»
    (разработка методических рекомендаций по экологизации образования).

2007-2008

Администрация, каф. валеологии

  • Организация программного мониторинга в вопросах экологизации образования.

2005-2007

Администрация, каф. валеологии

II. Организация исследовательской деятельности

  • Исследование почвы, воздушного бассейна микрорайона школы.

2005-2008

Кафедра валеологии

  • Исследование микроклимата в помещении школы.

2005-2007

Кафедра валеологии

  • Влияние окружающей среды микрорайона на здоровье учащихся.

2005-2010

Кафедра валеологии

  • Биоиндикация в экологическом мониторинге.

2005-2010

Кафедра валеологии

  • Изучение влияния качества питьевой воды на здоровье учащихся.

2005-2010

медработник, Роспотребнадзор, учитель химии

  • Изучение влияния витаминизации и йодопрофилактики на сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
  • Мониторинг организации рационального питания как в школе, так и в семье.
  • Выявление и устранение факторов переутомления и перегрузки учащихся в учебно-воспитательном процессе.
  • Проведение летнего практикума по экологическому мониторингу.

2005-2010

2005-2010

2005-2010

2005-2010

медработник

администрация, кл. руководит.

учителя-предметн.администрация

каф. валеологии

III. Информационно-пропагандистская деятельность

  • Создание ЭКОцентра.

2008

каф. валеологии

  • Изучение ноосферного подхода к образованию.

2006-2008

администрация, каф. валеологии

  • Строим город «Экоград» (для учащихся I ступени).

2008

учит. школы I ступени

  • Создание постоянно действующего стенда «Путь к экологической культуре».

2006

каф. валеологии

  • Организация выставок эколого-просветительского содержания.

ежегодно

каф. валеологии

  • Участие в агитбригадах, фестивалях, турнирах.

ежегодно

каф. валеологии

IV. От пассивного созерцания к активному добротворчеству

  • Воспитание позитивных поступков как фактор экологической культуры учащихся.

постоянно

зам. директора по ВР, каф. валеологии

  • Организация школьного кружка «Цветоводство».

2005

руководитель кружка

  • Изучение природы родного края через организацию походов, экспедиций, поездок в заповедные места

ежегодно

учитель географии

  • Организация работы на учебно-опытном участке

ежегодно

учитель биологии

  • Создание дендропарка, вишнёвого сада на школьно-опытническом участке.

2006

каф.валеологии, технологии

  • Участие в природоохранных акциях:

- «Живи, родник»
- «Покормите птиц зимой»
- «Кормушка»
- «Посади дерево»
- «Скворечник»
- «Марш парков»
- «ЮНЭКО» и т.д.

ежегодно

каф.валеологии

  • Выращивание в теплице цветочной рассады для озеленения города.

ежегодно

каф.валеологии

V. Воспитание экологической культуры учащихся во внеурочное время

  • Большие заботы маленьких принцев:

- Экопочта круглый год;
- игры-маршруты с элементами туристско-краеведческой деятельности;
- сюжетно-ролевые экологические игры;
- длительные и кратковременные экологические проекты;
- «Почемучкина поляна»;
- «Лесные детективы».

  • Эковоспитание во спасение цивилизации:

- философское мировоззрение о гармонии с Космосом
- изучение возможностей человека как экосистемы
- познание «живой души природы».

  • Формирование ноосферного мышления как создание нового информационного пространства:

- организация научно-практических конференций, семинаров, дебатов;
- наблюдение и анализ аномальных явлений природы и их влияние на экообстановку региона;
- системный анализ воздушной среды школы, исследование микроклимата, разведение фитонцидных растений для обеззараживания воздуха и окружающей среды;
- создание экожурнала «Взаимодействие + »;
- осознанное сопричастие учащихся к  мировой экосистеме через участие в областных, российских и мировых акциях.

постоянно

 

 

 


постоянно

 

 


постоянно

директора по ВР, учителя школы I ступени

 

 

 

зам.директора по ВР,
учителя-предметники

 

 

зам. директора по ВР,
учителя-предметники

Предполагаемый результат:

  • Сформированность у учащихся экологического сознания, ориентированного на гармоничное развитие человека и природы.
  • Обеспеченность учащихся знаниями экологической безопасности как главного условия сохранения и развития цивилизации.
  • Сформированность практических навыков разумного использования техногенных условий для сохранения жизнедеятельности человека.
  • Создание условий для внедрения ноосферного образования.

Так начинался вишневый сад
на школьном участке…

Живи, родник!
Теперь мы за тебя в ответе!

Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая реализацию представленной программы (Приложение 1).