Обоснование программы
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса значительно обострились противоречия между обществом и природой. Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем острее становится проблема существования человечества как вида.
В результате многовекового воздействия человека на природу нарушены условия естественного воспроизводства, которые привели к глобальному экологическому кризису на планете. Одним из путей решения этой проблемы является экологическое образование населения и, в первую очередь, молодежи. Вооружение ее знаниями законов экологического развития позволит сформировать в обществе ответственное отношение к природе и её ресурсам, рационально и экономно использовать её богатства. Проблемы экологического образования всё больше становятся приоритетными направлениями всех учебных планов и программ от дошкольного до вузовского образования.
Считалось, что вопросы экологии – удел химии, физики и биологии. Это так, если рассматривать проблемы экологии как противоречие между природой и обществом. Но главные экологические проблемы лежат в кризисе личности, а это уже поле деятельности всех образовательных областей и без системного подхода в решении этих задач не обойтись, потому что здоровье людей непосредственно зависит от состояния окружающей среды и образа жизни.
Изучив основные теоретические аспекты проблемы, мы встали перед необходимостью разработки программы непрерывного экологического образования, рассматривая это как процесс, обеспечивающий интеллектуальное, нравственное, мировоззренческое развитие личности.
В сложившихся условиях необходимо переосмыслить миссию образования как системы, ее целевые функции на всех уровнях, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования и его месте в формировании экологической культуры человека. Появляется необходимость разработать мероприятия по воспитанию подрастающего поколения в духе ноосферно-экологического сознания.
В основу программы заложены принципы:
- Гуманизм – обращение вводимой системы экологизации к человеку, его знаниям, потребностям в деятельности, педагогику сотрудничества, творческую деятельность и ее целесообразность.
- Гибкость – способность в процессе реализации перестраиваться в связи с изменившимися условиями, применением новых технологий и систем.
- Непрерывность — обеспечение преемственности целевых и направляющих установок на всех уровнях.
- Открытость — способность и готовность программы к восприятию новых целей, задач, методик и средств обучения.
- Интеграция – создание информационного пространства, формирующего новую картину мира, где человек рассматривается как цельная информационно-биологическая система с его духовным, интеллектуальным, физиологическим опытом, способная гармонично строить отношения «Человек – Общество –
Природа» (ноосферное общество).
Миссия: воспитание экологической культуры учащихся, гражданской зрелости, ответственности по отношению к природе, обществу, человеку, самому себе; формирование ноосферного мышления.
Задачи:
- Создание эколого-ориентированных образовательных сред: кружки, классы, школа.
- Проведение экологических исследований и экспериментов.
- Воспитание экологического мировоззрения, ответственности за состояние окружающей среды через природоохранную деятельность.
План реализации программы
Направления деятельности |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
I. Экологизация учебного процесса |
|
постоянно |
Администрация, учит.-предмет. |
|
постоянно |
Администрация, учит.-предмет. |
|
|
постоянно |
Администрация, учит.-предмет. |
|
|
2007-2008 |
Администрация, каф. валеологии |
|
|
2005-2007 |
Администрация, каф. валеологии |
|
II. Организация исследовательской деятельности |
|
2005-2008 |
Кафедра валеологии |
|
2005-2007 |
Кафедра валеологии |
|
|
2005-2010 |
Кафедра валеологии |
|
|
2005-2010 |
Кафедра валеологии |
|
|
2005-2010 |
медработник, Роспотребнадзор, учитель химии |
|
|
2005-2010 2005-2010 2005-2010 2005-2010 |
медработник администрация, кл. руководит. учителя-предметн.администрация каф. валеологии |
|
III. Информационно-пропагандистская деятельность |
|
2008 |
каф. валеологии |
|
2006-2008 |
администрация, каф. валеологии |
|
|
2008 |
учит. школы I ступени |
|
|
2006 |
каф. валеологии |
|
|
ежегодно |
каф. валеологии |
|
|
ежегодно |
каф. валеологии |
|
IV. От пассивного созерцания к активному добротворчеству |
|
постоянно |
зам. директора по ВР, каф. валеологии |
|
2005 |
руководитель кружка |
|
|
ежегодно |
учитель географии |
|
|
ежегодно |
учитель биологии |
|
|
2006 |
каф.валеологии, технологии |
|
|
ежегодно |
каф.валеологии |
|
|
ежегодно |
каф.валеологии |
|
V. Воспитание экологической культуры учащихся во внеурочное время |
|
постоянно
|
директора по ВР, учителя школы I ступени
зам.директора по ВР,
зам. директора по ВР, |
Предполагаемый результат:
- Сформированность у учащихся экологического сознания, ориентированного на гармоничное развитие человека и природы.
- Обеспеченность учащихся знаниями экологической безопасности как главного условия сохранения и развития цивилизации.
- Сформированность практических навыков разумного использования техногенных условий для сохранения жизнедеятельности человека.
- Создание условий для внедрения ноосферного образования.
Так начинался вишневый сад |
Живи, родник! |
Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая реализацию представленной программы (Приложение 1).