Тема: Зимующие птицы.
Цель: Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
- Развитие диалогической речи, связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Совершенствование грамматического строя речи, навыка чтения слогов и слов.
- Формирование самостоятельности, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитания любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки по теме «Зимующие птицы», магнитофон, диск с записью пения птиц, коврограф, буквы, фланелеграф, дидактические карточки, контейнер с карандашами и контейнер со счётными палочками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
(Звучит запись пения птиц).
– Что мы услышали? (Пение птиц)
– Каких птиц мы сейчас можем услышать? (Зимующих)
– Кто кого услышал? (Синичку, воробья и т.д.)
– О ком мы сегодня будем говорить? Какая тема
нашего занятия?
II. Артгимнастика
– Прежде чем продолжить разговор о птицах,
нужно сделать артикуляционную гимнастику. (Сказка
о Язычке)
– Что вы знаете о зимующих птицах? (Название,
где живут, чем питаются).
– Помните, мы читали русскую народную сказку
«Морозко»? В ней Морозко всех морозил. Видите, в
нашем лесу нет ни одной птички, всех заморозил
Морозко. Чтобы их разморозить, нужно описать
птиц. (Описание каждой птицы по предметной
картинке).
– Молодцы! Оживили птиц!
Употребление предлогов. (Составление предложений с предлогами: “в”, “на”, “под”, “у”, “над”, “с”, “из”).
– Где воробей, дятел, сорока, синица, ворона, снегирь, голубь? (На картографе выставлены дерево, кормушка, птицы).
III. Изучение нового материала
– Какой звук принесли нам птицы? (Звук [п])
– А вы знаете зимующую птицу на звук [п]? (Нет)
– Есть такая птица – поползень. Вы когда-нибудь
видели её? (Нет)
– Рассмотрите её, какая она? (Описание)
– Поползень живёт в лесу и питается орехами и
семенами. На кого из птиц похож поползень?
– Почему не улетает в тёплые края? (Хватает
пищи)
– Какую зимующую птицу мы сегодня узнали? (Поползень)
– Произнесите поползень по слогам. С какого
звука начинается поползень? (Со звука [п]) –
Дайте характеристику звука [п]. (Согласный,
твёрдый, глухой)
– Какой буквой обозначается звук [п]? (Буква
“П”)
– Покажите пальчиками букву “П”. А теперь
составьте эту букву из палочек. Какой звук ещё
обозначает эта буква? (Звук [п‘])
– Какой он? (Согласный, мягкий, глухой)
– Прочитайте слоги с этой буквой. (Чтение
слогов)
– Назовите слова на звук [п], [п‘].
IV. Пальчиковая гимнастика (Снегирь и сорока, и клёст, и синицы…)
V. Закрепление изученного материала
– Как в любой сказке, у меня есть для вас три задания. Мы их выполним, а вы подумайте, какое из заданий вам понравилось больше и почему?
1. Найди недостающую часть тела птицы по
картинкам, обведи её в кружок карандашом. Что это
за птица? (Воробей)
2. Назовите птиц, которые спрятались на
картинке. А теперь узнаем, кто самый
внимательный? Сколько птиц спряталось на
картинке.
3. Соберите названия зимующих птиц из слогов.
Прочитайте названия. (Воробей, ворона, сорока и
т.д.)
– Молодцы! Мы выполнили с вами три задания. Кому понравилось первое, второе, третье задание? Почему?
VI.Физминутка. (Мы во двор пришли гулять)
VII. Составление рассказа по сюжетным картинкам
– Петя и Полина тоже пошли гулять. И с ними произошла вот такая история… Восстановите последовательность картинок (Что было сначала? Чем закончилось?) Молодцы! А теперь расскажите всю историю целиком.
VIII. Формирование эмоционально-оценочного отношения к природе
– Ребята! Мы как-то можем помочь зимующим
птицам? (Да, мы можем их покормить)
– Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу,
ворону, сороку, голубя, поползня, свиристель? (Воробья
– хлебными крошками, снегиря – ягодами,
синицу – салом, ворону – гречкой, сороку –
пшеном, поползня – орехами, свиристель –
семенами).
– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу)
– А почему? (Сова – хищная птица, питается
грызунами. Дятел питается личинками насекомых.
Они сами себе пищу добывают)
IX. Итог занятия
– О ком мы говорили на занятии? (О зимующих
птицах)
– Какую новую зимующую птицу узнали? (Поползня)
– Какой звук она нам принесла? (Звук [п])
– А кто из вас теперь будет постоянно
подкармливать зимующих птиц?
– Что для этого нужно сделать? (Сделать
кормушку, купить корм, повесить рядом с домом, не
забывать подсыпать корм)
– А с этой кормушкой, которую мы с вами
собрали, вы сейчас пойдёте с воспитателем в наш
двор кормить зимующих птиц, прилетающих к нам в
детский сад.