Логопедическое занятие по теме "Зимующие птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Зимующие птицы.

Цель: Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

  • Развитие диалогической речи, связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Совершенствование грамматического строя речи, навыка чтения слогов и слов.
  • Формирование самостоятельности, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитания любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки по теме «Зимующие птицы», магнитофон, диск с записью пения птиц, коврограф, буквы, фланелеграф, дидактические карточки, контейнер с карандашами и контейнер со счётными палочками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

(Звучит запись пения птиц).

– Что мы услышали? (Пение птиц)
– Каких птиц мы сейчас можем услышать? (Зимующих)
– Кто кого услышал? (Синичку, воробья и т.д.)
– О ком мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего занятия?

II. Артгимнастика

– Прежде чем продолжить разговор о птицах, нужно сделать артикуляционную гимнастику. (Сказка о Язычке)
– Что вы знаете о зимующих птицах? (Название, где живут, чем питаются).
– Помните, мы читали русскую народную сказку «Морозко»? В ней Морозко всех морозил. Видите, в нашем лесу нет ни одной птички, всех заморозил Морозко. Чтобы их разморозить, нужно описать птиц. (Описание каждой птицы по предметной картинке).
– Молодцы! Оживили птиц!

Употребление предлогов. (Составление предложений с предлогами: “в”, “на”, “под”, “у”, “над”, “с”, “из”).

– Где воробей, дятел, сорока, синица, ворона, снегирь, голубь? (На картографе выставлены дерево, кормушка, птицы).

III. Изучение нового материала

– Какой звук принесли нам птицы? (Звук [п])
– А вы знаете зимующую птицу на звук [п]? (Нет)
– Есть такая птица – поползень. Вы когда-нибудь видели её? (Нет)
– Рассмотрите её, какая она? (Описание)
– Поползень живёт в лесу и питается орехами и семенами. На кого из птиц похож поползень?
– Почему не улетает в тёплые края? (Хватает пищи)
– Какую зимующую птицу мы сегодня узнали? (Поползень)
– Произнесите поползень по слогам. С какого звука начинается поползень? (Со звука [п]) – Дайте характеристику звука [п]. (Согласный, твёрдый, глухой)
– Какой буквой обозначается звук [п]? (Буква “П”)
– Покажите пальчиками букву “П”. А теперь составьте эту букву из палочек. Какой звук ещё обозначает эта буква? (Звук [п‘])
– Какой он? (Согласный, мягкий, глухой)
– Прочитайте слоги с этой буквой. (Чтение слогов)
– Назовите слова на звук [п], [п‘].

IV. Пальчиковая гимнастика (Снегирь и сорока, и клёст, и  синицы…)

V. Закрепление изученного материала

– Как в любой сказке, у меня есть для вас три задания. Мы их выполним, а вы подумайте, какое из заданий вам понравилось больше и почему?

1. Найди недостающую часть тела птицы по картинкам, обведи её в кружок карандашом. Что это за птица? (Воробей)
2. Назовите птиц, которые спрятались на картинке. А теперь узнаем, кто самый внимательный? Сколько птиц спряталось на картинке.
3. Соберите названия зимующих птиц из слогов. Прочитайте названия. (Воробей, ворона, сорока и т.д.)

– Молодцы! Мы выполнили с вами три задания. Кому понравилось первое, второе, третье задание? Почему?

VI.Физминутка. (Мы во двор пришли гулять)

VII. Составление рассказа по сюжетным картинкам

– Петя и Полина тоже пошли гулять. И с ними произошла вот такая история… Восстановите последовательность картинок (Что было сначала? Чем закончилось?) Молодцы! А теперь расскажите всю историю целиком.

VIII. Формирование эмоционально-оценочного отношения к природе

– Ребята! Мы как-то можем помочь зимующим птицам? (Да, мы можем их покормить)
– Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу, ворону, сороку, голубя, поползня, свиристель? (Воробья – хлебными крошками,  снегиря – ягодами, синицу – салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном, поползня – орехами, свиристель – семенами).
– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу)
– А почему? (Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)

IX. Итог занятия

– О ком мы говорили на занятии? (О зимующих птицах)
– Какую новую зимующую птицу узнали? (Поползня)
– Какой звук она нам принесла? (Звук [п])
– А кто из вас теперь будет постоянно подкармливать зимующих птиц?
– Что для этого нужно сделать? (Сделать кормушку, купить корм, повесить рядом с домом, не забывать подсыпать корм)
– А с этой кормушкой, которую мы с вами собрали, вы сейчас пойдёте с воспитателем в наш двор кормить зимующих птиц, прилетающих к нам в детский сад.